Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:40, доклад
Мышцы и группы мышц окружены соединительнотканными оболочками -фасциями. Фасции покрывают также целые области тела и конечностей и получают название по этим областям (фасции груди, плеча, предплечья, бедра и т. д.). Фасциальные футляры состоят из неоформленной плотной волокнистой соединительной ткани, поэтому они очень прочные и отлично противостоят механическому растяжению при сокращении мышц. Великий русский хирург и анатом Н. И. Пирогов назвал фасции «мягким скелетом тела».
Введение………………………………….…………………...……..стр. 2-4
Основные функциональные свойства мышц……………….....…….стр. 5
Работа и сила мышц……………………………………….………..стр. 5-6
Мышечный тонус…………………………………………….……. стр. 6-7
Мышечная масса и сила мышц в различные
возрастные периоды………………………………………………….……стр. 7-8
Возрастные особенности быстроты, точности
движений выносливости………………...…………………...………….стр. 9-10
Влияние физических нагрузок на организм………………....… стр. 10-15
Утомление при различных видах мышечной
работы, его возрастные особенности…………………………....……..стр. 15-16
Развитие двигательных навыков,
совершенствование координации движений с возрастом……...……стр. 16-18
Двигательный режим учащихся
и вред гиподинамии………………...……………………………….…..стр. 18-22
Заключение…………………………..……………….………………стр. 23
Список литературы………………….…………………..…………...стр. 24
Увеличение
с возрастом максимальной частоты
движений объясняется нарастающей
подвижностью нервных процессов, обеспечивающей
более быстрый переход мышц-
Точность
воспроизведения движений также
существенно изменяется с возрастом.
Дошкольники 4—5 лет не могут совершать
тонкие точные движения, воспроизводящие
заданную программу как в пространстве,
так и во времени. В младшем
школьном возрасте возможность точного
воспроизведения движений по заданной
программе существенно
В течение длительного периода онтогенеза формируется и одно из важнейших качеств — выносливость (способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической (мышечной) деятельности без снижения их эффективности). Выносливость к динамической работе еще очень невелика в 7—11 лет. С 11 — 12 лет мальчики и девочки становятся более выносливыми. Исследования показывают, что хорошим средством развития выносливости являются ходьба, медленный бег, передвижение на лыжах. К 14 годам мышечная выносливость составляет 50—70%, а к 16 годам —около 80% выносливости взрослого человека.
Выносливость
к статическим усилиям особенно
интенсивно увеличивается в период
от 8 к 17 годам. Наиболее значительные изменения
этого динамического качества отмечаются
в младшем школьном возрасте. У 11—14-летних
школьников самыми выносливыми являются
икроножные мышцы. В целом выносливость
к 17—19 годам составляет 85% уровня взрослого,
максимальных значений она достигает
к 25—30 годам.
Темпы развития многих двигательных качеств
особенно высоки в младшем школьном возрасте,
что, учитывая интерес детей к занятиям
физкультурой и спортом, дает основание
целенаправленно развивать двигательную
активность в этом возрасте.
Влияние физических нагрузок на организм.
Мышечная работа связана со значительными энергетическими затратами, а следовательно, требует увеличения притока кислорода. Это достигается прежде всего усилением деятельности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Увеличиваются частота сердечных сокращений, систолический объем крови (количество крови, выбрасываемое при каждом сокращении) и минутный объем крови. Усиленное кровоснабжение обеспечивает кровью не только мышцы, но и центральную нервную систему, что создает благоприятные условия для ее более интенсивной деятельности. Интенсификация обменных процессов при мышечной работе приводит к необходимости усиленного выделения продуктов обмена, что достигается повышением активности потовых желез, играющих также важную роль в поддержании постоянной температуры тела. Все это свидетельствует о том, что физические нагрузки, требующие усиления мышечной работы, оказывают активизирующее влияние на деятельность физиологических систем. Кроме того, выполнение физических нагрузок оказывает стимулирующее влияние на двигательную систему, приводит к совершенствованию двигательных качеств. Вместе с тем эффективность физических нагрузок и их стимулирующее влияние на организм могут быть достигнуты только при учете возрастных возможностей организма ребенка, и прежде всего возрастных особенностей опорно-двигательного аппарата, обусловленных степенью его структурно-функциональной зрелости.
В дошкольном возрасте, когда двигательные качества, в особенности выносливость, еще низки, дети не могут долго выполнять динамическую и статическую работу. Способность к выполнению физических нагрузок возрастает к младшему школьному возрасту. Особенно выражено нарастание всех показателей мышечной работоспособности с 11 — 12 лет. Так, объем динамической работы (в кгм), выполненной 10-летними школьниками, на 50% больше, чем у 7-летних, а в возрасте 14—15 лет он соответственно больше на 300—400%. Мощность работы с 7 до 11 лет увеличивается всего на 30%, а с И до 16 лет—более чем на 200%. Так же стремительно начиная с 12 лет растет у школьников работоспособность при статических напряжениях. Вместе с тем даже у 15—16-летних по сравнению с 18-летними учащимися мощность работы составляет 66—70%, а у 18-летних объем работы и мощность лишь приближаются к нижней границе этих же показателей у взрослых.
Возрастные
особенности мышечной работоспособности,
которые проявляются при
Проявляются определенные различия в мышечной работоспособности учащихся и в связи с их полом. Степень утомляемости при выполнении дозированной динамической мышечной работы у девочек и мальчиков в пределах одной возрастной группы одинакова. Сила же, выносливость и другие показатели мышечной работоспособности у девочек в среднем ниже, чем у мальчиков.
Характерные особенности мышечной работоспособности девочек и девушек сказываются на объеме выполненных, особенно тяжелых работ. Работы средней тяжести и тяжелые выполняются девочками и девушками в меньшем объеме и вызывают более глубокие сдвиги в организме, чем у мальчиков и юношей. Адаптация к одной и той же работе у девочек происходит труднее, а работоспособность снижается быстрее, чем у мальчиков.
Оптимальным
для тренирующих влияний
Физические
упражнения являются эффективным средством
совершенствования
По мере упражнений широко распространенное
корковое возбуждение концентрируется
в ограниченной группе мышц, непосредственно
связанных с данным упражнением или двигательным
актом, образуется очаг стационарного
возбуждения, отчего движения становятся
более четкими, свободными, координированными
и более экономичными в смысле затрат
времени и энергии.
На
заключительной стадии образуется устойчивый
стереотип, по мере повторения упражнения
движения становятся автоматизированными,
хорошо координированными, и они
выполняются только за счет сопряжения
тех групп мышц, которые необходимы
для данного двигательного акта.
Систематической тренировкой достигается
увеличение мощности и полезного действия
мышц тела. Это увеличение достигается
благодаря развитию мышц, участвующих
в данной работе (тренируемые мышцы увеличиваются
в объеме, в связи с чем возрастает и их
сила), а также в результате изменений,
которые претерпевают сердечно-сосудистая
и дыхательная системы.
Дыхание у тренированных людей в покое более редкое и доходит до 8—10 в 1 мин по сравнению с 16—20 у нетренированных. Уменьшение частоты дыхания сопровождается углублением дыхания, поэтому вентиляция легких не уменьшается.
При мышечной
работе легочная вентиляция может доходить
до 120 л в минуту. У тренированных людей
увеличение вентиляции совершается за
счет углубления дыхания, тогда как у нетренированных—
за счет учащения дыхания, которое остается
поверхностным. Углубленное дыхание тренированных
людей способствует лучшему насыщению
крови кислородом.
У тренированных людей происходит уменьшение
числа сердечных сокращений, но увеличивается
систолический (ударный) и минутный объем
крови при незначительном учащении работы
сердца. У нетренированных людей минутный
объем увеличивается за счет учащения
сердечной деятельности при незначительном
повышении систолического объема.
Тренированность, которая может быть достигнута
средствами физического воспитания ребенка,
приводит не только к физическому совершенствованию
детей и укреплению их здоровья, она отражается
на развитии высших нервных функций и
психических процессов, способствует
гармоническому развитию личности.
Утомление при различных видах мышечной работы, его возрастные особенности.
Тренированность к физическим нагрузкам имеет важное значение для уменьшения степени утомления при мышечных нагрузках. Утомлением называется временное снижение работоспособности целостного организма, его органов и систем, наступающее после длительной напряженной или кратковременной чрезмерно интенсивной работы. Физическое утомление наступает после длительных и интенсивных мышечных нагрузок. При резко выраженном утомлении развивается длительное укорочение мышц, их неспособность к полному расслаблению — контрактура. Понижение физической работоспособности связано как с изменением в самой мышце, так и с изменениями в центральной нервной системе. Роль ЦНС в развитии мышечного утомления впервые была установлена И. М. Сеченовым, который показал, что восстановление работоспособности одной руки после длительного подъема груза значительно ускоряется, если в период отдыха производить работу другой рукой. В отличие от простого отдыха такой отдых называется активным и рассматривается как доказательство того, что утомление развивается прежде всего в нервных центрах. О роли центральной нервной системы в развитии утомления свидетельствуют также данные о повышении работоспособности под влиянием положительных эмоций и мотиваций.
Связь
утомления с деятельностью
Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом.
У новорожденного
ребенка наблюдаются
Двигательная деятельность детей формируется по механизму временных связей. Важную роль в формировании этих связей играет взаимодействие двигательного анализатора с другими анализаторами (зрительным, тактильным, вестибулярным).
Нарастание тонуса затылочных мышц позволяет ребенку 1,5—2 месяцев, положенному на живот, поднимать голову. В 2,5—3 месяца развиваются движения рук в направлении к видимому предмету. В 4 месяца ребенок поворачивается со спины на бок, а в 5 месяцев переворачивается на живот и с живота на спину. В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок готовится к ползанию: лежа на животе, все выше поднимает голову и верхнюю часть туловища; к 8 месяцам он способен проползать довольно большие расстояния.
В возрасте от 6 до 8 месяцев благодаря развитию мышц туловища и таза ребенок начинает садиться, вставать, стоять и опускаться, придерживаясь руками за опору. К концу первого года ребенок свободно стоит и, как правило, начинает ходить. Но в этот период шаги ребенка короткие, неравномерные, положение тела неустойчивое. Стараясь сохранить равновесие, ребенок балансирует руками, широко ставит ноги. Постепенно длина шага увеличивается, к 4 годам она достигает 40 см, но шаги все еще неравномерные. От 8 до 15 лет длина шага продолжает увеличиваться, а темп ходьбы снижаться.
В возрасте
4—5 лет в связи с развитием
мышечных групп и совершенствованием
координации движений детям доступны
более сложные двигательные акты:
бег, прыганье, катание на коньках, плавание,
гимнастические упражнения. В этом
возрасте дети могут рисовать, играть
на музыкальных инструментах. Однако
дошкольники и младшие
К 12—14 годам происходит повышение меткости
бросков, метаний в цель, точности прыжков.
Однако некоторые наблюдения показывают
ухудшение координации движений у подростков,
что связывается с морфофункциональными
преобразованиями в период полового созревания.
С половым созреванием связано и снижение
выносливости в скоростном беге у 14—15-летних
подростков, хотя скорость бега к этому
возрасту существенно возрастает.