Автор: Юлия 1111, 16 Октября 2010 в 09:49, реферат
Методы экстирпации и подсадки. Двусторонняя овариоэктомия. Методы введения фармацевтических препаратов лабораторным животным. Методы биологического тестирования. Биохимические методы в физиологии. Электрофизиологические методы.
нет
Регистрацию исследуемых процессов с экрана катодного осциллографа осуществляют фотографическим способом с применением световых фотоаппаратов или специальных фотокамер.
Магнитографы.
Регистрация электрических процессов
на ферромагнитную ленту удобна тем, что
записанная таким образом информация
может длительно храниться и многократно
воспроизводиться. С помощью различных
регистраторов ее можно переводить в видимую
запись с различным масштабом развертки.
Эту информацию можно обрабатывать после
окончания эксперимента с помощью различных
автоматических устройств и электронно-вычислительных
машин. Магнитографы позволяют записывать
и протокол эксперимента.
ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
МАШИНЫ
В современных условиях ЭВМ являются неотъемлемой частью научно-исследовательских лабораторий, так как электронно-вычислительные машины значительно повышают эффективность труда исследователей Ввод данных об исследуемом процессе можно производить различными способами: ручным (когда предварительно рассчитанные амплитудно-временные параметры, например, электрокардиограммы вводят с клавиатуры ЭВМ) или с промежуточного носителя информации (например, с перфокарты или перфоленты, на которых закодирована информация).
Однако
наиболее удобно и экономично вводить
информацию в ЭВМ с помощью специального
устройства - амплитудно-цифрового преобразователя
(АЦП). Амплитудно-цифровой преобразователь
трансформирует амплитудно-временные
параметры исследуемого процесса (например,
амплитуду и длительность различных компонентов
ЭКГ) в цифровой код, который воспринимается,
анализируется и обрабатывается процессором
ЭВМ. Математически обработанная (по заданным
программам) в ЭВМ информация может быть
представлена в различных формах: в виде
таблицы, отпечатанной на цифропечатаюшем
устройстве; в виде графика, построенного
графопостроителем; в виде изображения
на экране дисплея или в другой форме.
При этом исследователь освобождается
от рутинной работы не только по измерению,
обсчету, математическому анализу результатов,
но и от необходимости составлять таблицы
и строить графики.
ПРИБОРЫ
СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Приборы специального назначения обычно предназначены для регистрации какой-либо одной функции или процесса, например электрокардиограммы, электроэнцефалограммы, электрогастрограммы и др. Такая специализированная аппаратура, как правило, компактна, проста в эксплуатации и удобна для проведения клинических исследований. В ее состав входят различные блоки (системы) общего назначения, поэтому знание принципиального устройства отдельных блоков позволяет легко разобраться в работе приборов специального назначения. Общая структура прибора специального назначения включает электроды или датчик, коммутатор, усилитель, регистратор и блок питания. Более детальное знакомство с каждым прибором осуществляется с помощью инструкции по эксплуатации, прилагаемой к прибору.
Электростимуляторы. Для электрической стимуляции биологических объектов вплоть до середины текущего столетия применяли индукционные катушки, которые в настоящее время полностью заменены электростимуляторами. Электростимулятор - один из самых распространенных и необходимых приборов. Он обеспечивает оптимальные условия раздражения тканей (с наименьшим их травмированием при длительной стимуляции) и удобен в работе.
Для исследовательских целей целесообразно использовать стимулятор, который в зависимости от условий эксперимента может служить либо генератором тока, либо генератором напряжения. Внутреннее сопротивление выходного устройства такого стимулятора можно изменять в соответствии с целями эксперимента. Оно должно быть или в 30-40 раз больше сопротивления объекта исследования (при работе в режиме «генератор тока»), или во столько же раз меньше (в режиме «генератор напряжения»). Однако подобные универсальные стимуляторы сложны и громоздки, поэтому в условиях физиологического практикума лучше применять более простые приборы.
Стимулятор состоит из нескольких блоков (каскадов), принципиальное назначение которых не зависит от типа стимулятора. Рассмотрим назначение отдельных каскадов стимулятора и связанных с ними органон управления на примере стимулятора импульсного физиологического СИФ-5.
Генератор частоты следования импульсов (задающий генератор) часто конструируют по схеме мультивибратора; он может работать в ждущем и непрерывном режимах. При работе в ждущем режиме задающий генератор может генерировать импульсы или при нажатии кнопки «Пуск» 9, или при подаче на вход мультивибратора запускающих сигналов от другого источника импульсов. В первом случае генерируется только один импульс, во втором - частота импульсов будет соответствовать частоте запускающих сигналов. При непрерывном режиме работы 8 задающий генератор стимулятора генерирует импульсы непрерывно, их частоту / можно изменять от долей герца до нескольких сотен герц.
Импульсы от задающего генератора подаются на следующий каскад стимулятора - каскад задержки, а также могут быть использованы для запуска развертки осциллографа (импульс синхронизации 10), В каскаде задержки 2 импульс задающего генератора может задержаться на время 1 - 1000 мс. Каскад задержки позволяет (например, при исследовании вызванных потенциалов) независимо от скорости развертки осциллографа установить потенциал на экране осциллографа в удобном для регистрации месте.
Импульсы от каскада задержки могут быть использованы для запуска других стимуляторов, если в эксперименте применяют несколько стимуляторов и их работу нужно синхронизировать. Кроме того, от каскада задержки подаются импульсы на вход каскада формирования выходных сигналов. В этом каскаде формируются импульсы прямоугольной (или другой) формы с определенной длительностью 3, затем они передаются на усилитель мощности, который позволяет регулировать их амплитуду 4.
С выхода стимулятора 5 посредством соединительных проводов и стимулирующих электродов импульсы необходимой формы, длительности и амплитуды передаются на объект исследования. Полярность выходных импульсов 6 можно изменять. Для уменьшения артефакта раздражения некоторые типы стимуляторов имеют изолирующие трансформаторы 7, другие - высокочастотные выходные устройства.
Как для учебных, так и для исследовательских целей используют стимуляторы и других типов, например, НСЭ-01, ЭСТ-10А, ИС-01 и др.
Кроме импульсных стимуляторов в физиологических экспериментах используют фото- и фоностимуляторы. Их устройство во многом принципиально сходно с устройством импульсного стимулятора. Отличие состоит в основном в структуре выходного блока, формирующей световые сигналы в фотостимуляторе или звуковые - в фоностимуляторе.
Эргометры. Для создания функциональной нагрузки на отдельные органы, системы и организм в целом широко применяют эргометры различных типов. Они позволяют создавать или локальную, или общую функциональную нагрузку, дозировать и определять ее величину. Наиболее распространенными приборами этого типа являются пальцевый эргограф, велоэргометры и бегущая дорожка. Существуют бегущие дорожки (третбаны) и для животных.
Камеры.
Камеры различного назначения широко
используют при создании определенных
условий для объекта исследования. Существуют
сурдокамеры, термокамеры, барокамеры
с повышенным и пониженным давлением,
камеры с лучевыми и звуковыми установками
и т. д. В настоящее время сконструированы
камеры, позволяющие создать искусственный
микроклимат и изучать реакции объекта
исследования на разнообразные воздействия.
ОСНОВНЫЕ
ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ
Помимо общих правил обращения с аппаратурой, необходимо в каждом отдельном случае вначале ознакомиться с правилами эксплуатации незнакомого прибора и лишь затем приступать к работе с ним. Это приобретает особое значение в условиях клиники, поскольку некоторые приборы при неумелом обращении представляют опасность для пациента (прибор для исследования возбудимости нервов и мышц - электроимпульса-тор и ряд других). Основные правила состоят в следующем.
До включения прибора в сеть необходимо: 1) убедиться, что напряжение сети соответствует напряжению, на которое рассчитан прибор или на которое переключен в данный момент его силовой трансформатор; 2) заземлить прибор, т. е. соединить клемму (или гнездо «земля») с шиной контура заземления или водопроводной сетью (ни в коем случае нельзя заземлять приборы на элементы проводки газа); 3) проверить все провода сетевого тока (исправность изоляции и наличие вилок), категорически запрещается включать в розетки питания оголенные концы проводов; 4) проверить провода, предназначенные для коммутации приборов и составления рабочей схемы (они не должны иметь лишенных изоляции мест); 5) проверить у всех приборов тумблеры и другие переключатели сети - они должны находиться в положении «выкл.».
Включение приборов в сеть должно проводиться переключателями, расположенными на приборах.
После
включения приборов следует: 1) проверить
по световым индикаторам, все ли приборы
получили питание (если индикатор не горит,
необходимо обратиться к преподавателю
и совместно установить причину неисправности;
чаще всего это бывает связано с перегоранием
предохранителя прибора или лампочки
светового индикатора); 2) помнить, что
ламповые электронные приборы начинают
стабильно работать только после предварительного
прогрева в течение 15-30 мин; для большинства
транзисторных приборов этот срок составляет
до 2-5 мин.
Работа
1
Тема: «Тестирующие нагрузки в физиологическом эксперименте»
Цель:
изучить наиболее известные методы тестирования
и комбинированные модели, и тесты, используемые
для исследования физической выносливости
у лабораторных животных, эмоциональной
устойчивости и тревожности.
Вопросы
для самоподготовки
Литература
Работа
2
Тема: «Аппаратура и методы изучения электрофизиологических функций»
Цель: ознакомиться с условиями и тенденциями возникновения и развития электрофизиологии, внесению сферы практического использования аппаратуры. Изучение электрофизиологических методов.
Вопросы
для самоподготовки
Литература
Работа
3
Тема: «Методические приемы, используемые при проведении хронического эксперимента»
Цель: изучить основные теоретические вопросы, связанные с практикуемыми операционными приемами в экспериментальной физиологии.