Контрольная работа по дисциплине «Экономика природопользования»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе взаимодействия общества и природы основой, базой для разрешения почти всех накопившихся экологических проблем является экономика, ее экологизация и эффективное функционирование в целом. За последние десятилетия сформировалась и начинает бурно развиваться тема, экономики природопользования, которая призвана более детально изучать воздействие экономики на природу и показывать пути рационального природопользования.

Содержание

1. Понятие, виды и формы природопользования (вопрос 3) …………… 3
2. Финансирование природоохранной деятельности,
система экологических фондов …………………………………………..…6
3.Список используемой литературы ……………………………………….10

Работа содержит 1 файл

экономика природопользования.doc

— 97.00 Кб (Скачать)


Федеральное Государственное

Бюджетное Образовательное Учреждение 

Высшего Профессионального Образования

«Российский Государственный Аграрный

Заочный Университет»

 

Экономический факультет

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Экономика природопользования»

 

 

 

 

 

 

                          Выполнила: 

                                   Студентка II курса

                          экономического факультета

                           (бакалавриат)

                       шифр: 2462

                                               Васина Елена Сергеевна

 

 

 

 

 

Сасово 2012


Содержание

                                                                                                                              Стр. 

1. Понятие, виды и формы природопользования (вопрос 3) …………… 3

2. Финансирование природоохранной деятельности,

система экологических фондов …………………………………………..…6

3.Список используемой литературы ……………………………………….10
3. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных.

На современном этапе взаимодействия общества и природы основой, базой для разрешения почти всех накопившихся экологических проблем является экономика, ее экологизация и эффективное функционирование в целом. За последние десятилетия сформировалась и начинает бурно развиваться тема, экономики природопользования, которая призвана более детально изучать воздействие экономики на природу и показывать пути рационального природопользования.

Природопользование в широком смысле - это взаимодействие общества и природы, то есть практически любой вид деятельности человека, связанный с использованием природных ресурсов и условий и изменением состояния окружающей природной среды. В узком же смысле природопользование - это система специализированных видов деятельности людей, осуществляющих первичное присвоение, использование ресурсов природы, а также охрану окружающей среды.

В целом же природопользование - это воздействие людей на природную среду в процессе их хозяйственного использования; это также и научная дисциплина, изучающая присущими ей методами использование человеком природной среды для удовлетворения своих потребностей.

В настоящее время природопользование рассматривается, как целенаправленная деятельность по обеспечению потребностей общества в природных ресурсах и сохранению необходимого качества окружающей среды; как система отношений между обществом и природой, возникающих в процессе их взаимодействия.

Природопользованием можно считать особый вид человеческой деятельности, прямо или косвенно связанный с преобразованием природной среды в различных ее проявлениях. При этом выделяют следующие виды природопользования: основной (сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика и т.д.); вспомогательный (водопользование в производственных процессах); побочный - загрязнение окружающей среды.

 

Формы природопользования осуществляются в двух видах:

а) общего природопользования;

б) специального природопользования.

Общее природопользование не требует никаких разрешений. Оно осуществляется любым гражданином на основе его права, возникшего в результате рождения и существования, например пользование водой, воздухом и т.д.

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов.

Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов (лес, газ, нефть и др.), поэтому оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством России: Лесным кодексом, Земельным кодексом, Водным кодексом, законами «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Об использовании и охране животного мира» и др.

Право потребления природных ресурсов осуществляется через определенный порядок лицензирования, который регулируется постановлением Правительства РФ от 27.05.93.

По своей сути лицензия на природопользование имеет три признака:

является актом собственника природного ресурса;

является формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса;

является средством регулирования рационального природопользования.

Природоресурсная лицензия - это разрешение специального органа на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса.

Лицензия выдается уполномоченным государственным органом. Такими органами в РФ являются Министерство природных ресурсов (МПР) и его территориально-отраслевые департаменты в республиках, краях, областях, городах и районах. Компетенция этих органов на лицензирование определяется видом природного ресурса. В России известно свыше 30 видов деятельности и услуг, связанных с выдачей лицензии в области природопользования.

Вот некоторые из них:

Лицензия на использование земель выдается администрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения о предоставлении земель определенному субъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т.д. Земельный акт об отводе выдается для использования земель строго по целевому назначению - ведения крестьянского хозяйства, городского хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, хозяйственного городского производства, разведки полезных ископаемых и т.д.

Лицензия на использование вод. Водный кодекс РФ различает общее, специальное и обособленное водопользование. Разрешения выдаются администрацией и органами Роскомвод РФ.

Водный кодекс РФ устанавливает следующие атрибуты лицензии: цели пользования, пространство, лимиты, сроки, условия платежей, требования рационального использования и охраны.

Организация системы лицензирования возлагается по поверхностным водам на Роскомвод, по подземным водам - на Роскомнедра.

Выдача лицензий осуществляется исполнительным органом власти соответствующей территории, совместно со специально уполномоченным органом по водным ресурсам.

Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннулированы органами управления, если произойдет изменение экологической обстановки, угрозы нанесения вреда природной среде и здоровью населения.

Лицензия на использование недр выдается в соответствии с Законом РФ «О недрах».

Указом Президента РФ право на пользование недрами может быть предоставлено на условиях соглашения инвестору - юридическому лицу или группе юридических лиц (в том числе и иностранным). Такое право подтверждается также лицензией, выдаваемой администрацией.

Лицензия на использование леса. Лесной кодекс РФ предусматривает два вида лесопользования: основное и побочное.

Основное - это заготовка древесины и живицы; побочное - сбор ягод, грибов, орехов, сенокошение, охота и рыболовство.

Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов.

Для человека и окружающей среды его обитания важна, прежде всего, охрана той части растительности планеты Земля, которая относится к категории лесов. Именно на леса распространяются некоторые особые требования, обеспечивающие гарантии их защищенности, - группировка и расчетная лесосека.

Лицензия на использование животного мира. Закон РФ «О животном мире» от 24.04.95 определяет следующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических целях. Все они охватываются лицензированием.

Лицензии на их пользование выдают органы охраны и использования животного мира. В частности, по диким животным - органы охотнадзора; по лову рыбы и охране использования водных живых ресурсов - органы рыбоохраны.

Лицензии выдаются и в случае продажи животных или продуктов их жизнедеятельности за пределы государства (МПР России). На вывоз из России лекарственного сырья - еще и Минздравом России.

 

30.ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ

ФОНДОВ

Система финансирования природоохранной деятельности начала формироваться в период существования плановой экономики. Поэтому она была подчинена логике этой системы. В планах социально-экономического развития наряду с показателями, характеризующими намечаемые результаты производственной деятельности, предусматривались задания по осуществлению природоохранных мер. Эти задания формулировались как на уровне

государства в целом, так и на уровне отрасли, отдельных регионов

и, наконец, на уровне конкретных предприятий.

Системе планирования соответствовала система финансирования и фондирования (централизованного распределения материально-технических ресурсов). На основе их планов природоохранной деятельности определялась потребность в финансах и

конкретных ресурсах.

Основным источником средств на природоохрану был государственный бюджет, хотя можно говорить и о других источниках — бюджеты регионов, средства министерств и ведомств и собственные средства предприятий.

И бюджеты регионов (союзных республик, областей, городов), и бюджеты министерств и ведомств трудно рассматривать как независимые источники. В свою очередь они пополнялись из госбюджета с указанием, куда конкретно должны быть направлены поступившие средства. Конечно, в бюджетах регионов и министерств предусматривались некоторые свободные ресурсы, их расходование могло бы расцениваться нами в качестве независимого источника финансирования природоохранной деятельности.

Но в действительности доля этих независимых источников в общем объеме была столь мала, что ею можно пренебречь.

Предприятия могли финансировать природоохранную деятельность за счет своей прибыли. Но прибыль социалистических

предприятий по сути не имела ничего общего с прибылью в традиционном понимании. Предприятию планировали объем прибыли и направления ее расходования. Поэтому расходы предприятия тоже не могут рассматриваться нами как независимый источник. Бюджет предприятия, таким образом, также был проводником госбюджетных денег.
В соответствии с принятой в настоящее время в России методологией статистического учета в состав затрат на охрану природы включаются:

текущие затраты предприятий на содержание и эксплуатацию

природоохранных сооружений и проведение мероприятий по

охране окружающей среды;

затраты на капитальный ремонт производственных основных

фондов по охране окружающей среды (водоочистные, газопылеулавливающие сооружения ит. п.);

затраты на содержание природных охраняемых территорий

(заповедников, национальных парков и т. п.);

затраты на ведение лесного хозяйства;

капиталовложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

прочие затраты (на содержание органов охраны природы, текущие затраты на научные разработки природоохранного характера, природоохранное образование и пропаганду и т. п.).

Текущие затраты на проведение природоохранных мероприятий и содержание, эксплуатацию и капитальный ремонт природоохранных основных фондов включаются в себестоимость продукции предприятий, осуществляющих указанные затраты, и возмещаются главным образом из собственных и заемных средств этих предприятий.

Капиталовложения на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов финансируются из централизованных источников (государственный бюджет и государственные внебюджетные экологические фонды) и из средств

(собственных и заемных) предприятий- природопользователей.

Прочие виды затрат на охрану природы финансируются главным образом из централизованных источников.

С вступлением в рынок и разрушением существовавшей системы финансирования были утрачены прежние источники расходов на природоохранные нужды. В бюджетах 1992 и 1993 гг. расходы на природоохрану были практически равны нулю. Предприятия, большинство которых находилось в плачевном состоянии,

не могли изыскать средства на финансирование природоохранных мероприятий за счет собственных источников. Поэтому ведущим источником природоохранных мероприятий стали экологические фонды. Ожидается, что в 1994-1995 гг. бюджетные ассигнования на природоохрану несколько возрастут, но в обозримом

будущем они вряд ли достигнут прежнего уровня. Ведущая роль

по-прежнему будет принадлежать экологическим фондам.

В таблице 7 представлена динамика поступлений в экологические фонды в 1991—1993 гг.

Мы надеемся, что в ближайшие годы будет наблюдаться рост затрат на природоохрану в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и в муниципальных бюджетах. Что касается расходов предприятий, то пока приходится констатировать, что их поведение будет определяться факторами, не способствующими увеличению желания инвестировать природоохранную деятельность. Другое дело — использование предусмотренного законодательством и нормативными документами права за-

считывать в счет платежей за загрязнение природоохранные затраты, понесенные предприятием. Но это по сути дела не собственные средства предприятия, а те же самые средства экологических фондов. Иными словами, предприятие может не погашать

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экономика природопользования»