Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:38, реферат
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Введение…………………………………………………………
Значение режима в жизни ребёнка………………………………
Свободная игровая деятельность………………………………
Организация питания…………………………………………
Учебная деятельность………………………………………
Трудовая деятельность………………………………………
Организация прогулок и экскурсий……………………
Организация сна……………………………………………
Двигательный режим детей…………………………
Заключение…………………………………………………
Во
время сна детей вешалки
Очень важно следить за правильным положением детей во время сна. Лучше, если ребенок спит на спине. Если ребенок засыпает и спит на боку, то надо периодически (в течение 2-3 дней один раз) переносить подушку с одного конца кровати на другой, чтобы дети привыкали спать на разных боках. Нельзя разрешать детям спать, свернувшись «калачиком», поджимая ноги к животу.
Одетых после сна детей целесообразно вывести в другое помещение, пока не будут убраны кровати, постельные принадлежности и хорошо проветрено помещение.
Таким образом, рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.
В дошкольном возрасте закладываются основы физического и психического здоровья. Крайне важно сохранить нервную систему ребенка и мотивацию к обучению, тогда в более старшем возрасте он легко освоит все необходимые навыки. Поэтому необходим режим дня и дозированный, осторожный ввод обучающих занятий.
В
семье случаются разные ситуации,
и жизнь семьи не может подчиняться режиму
дня младшего. Но мы считаем, что минимум
два правила должны соблюдаться неукоснительно:
нельзя сокращать время сна ребенка и
нельзя проводить никаких занятий после
19 часов. Тогда мы сохраним способность
ребенка к обучению на долгие годы.
Двигательный режим детей
Движение является одним из универсальных проявлений жизнедеятельности человека. Движение есть основная функция маленького ребенка; через движение он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и его физическое развитие.
Наблюдения врачей говорят о том, что подвижность свойственна здоровым детям, а малоподвижность, как правило – страдающим каким-либо недугом. К сожалению, не зная этого, детей нередко заставляют вести себя спокойно, подолгу сидеть на одном месте, чем задерживают их физическое и психическое развитие. «Функция творит орган» – это биологический закон, который должны знать все.
Упражнения скелетных мышц обеспечивают производство энергии, необходимой для поддержания температуры тела и высокого уровня обменных процессов. Чем выше деятельность скелетных мышц, тем гармоничнее обмен, полноценнее функция органов и систем. Умеренная, но систематическая мышечная деятельность закаливает организм, повышает его сопротивляемость вредным факторам, инфекции, благоприятно влияет на регуляцию физико-химических процессов в тканях.
Движение – средство гармоничного развития личности. Это не только путь к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движение, особенно пальцев рук, стимулирует развитие и деятельность мозга, различных его отделов. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.
Развитие двигательных умений и их качество имеют значительный диапазон и зависят не только от индивидуально-типологических особенностей ребенка (генетические свойства), но и от условий воспитания, от правильного режима сна, бодрствования, питания, занятий гимнастикой.
Для ребенка раннего возраста характерна склонность к усилению процессов возбуждения и торможения. Оптимальная возбудимость головного мозга, способствующая нормальному протеканию физиологических процессов, во многом зависит от развития двигательного анализатора, от его совершенства, от двигательной активности. Особую роль в поддержании оптимальной возбудимости коры головного мозга играет положительный эмоциональный тонус (радостное состояние), наилучшим образом реализуемый в игре.
В основе традиционных методик физического воспитания в дошкольных учреждениях лежит схема формирования двигательных навыков, заложенная еще в первой трети XX столетия (учение И.П. Павлова). Взрослый демонстрирует движение - дети многократно его воспроизводят, образуется динамический стереотип (навык) с переносом усвоенного образца в новые ситуации и окончательным его закреплением. Положительный результат – прочно усвоенный моторный навык. Культура как элемент «физической культуры» присутствует в традиционной теории и практике физического воспитания детей номинально. Ценностным ориентиром традиционного физического воспитания в ДОУ были и остаются принятые в нем нормативные способы организации двигательной активности. Педагогическая работа фактически подменяется тренерской, которую и осуществляет более или менее успешно инструктор по физическому воспитанию, хотя более необходима квалификация воспитателя-инструктора. Альтернативой такому спортивному воспитанию предложены и вошли в практику дошкольного воспитания подвижные игры, но они нередко превращаются в способ моторного натаскивания детей.
В дни плановых физкультурных занятий движение обусловливает около 10 % времени активного состояния ребенка; 22–25 % времени занимают подвижные игры во время прогулок, еще 10–15 % дают активные перемещения, утренняя гигиеническая гимнастика, трудовые процессы и т. д., обусловливая в совокупности с вышеперечисленными режимными моментами около 45–50 % времени пребывания в детском саду. Без активного движения дети проводят более 50 % времени, в то время как оптимальной опорной плотностью движений для них является 70–75 %. В структуре малоподвижных моментов около 25 % занимает дневной сон, около 10–12 % – питание, 6–8% – вынужденное ожидание при подготовке к еде, 15–17 % – занятия за столом.
Необходимо дополнительно искать пути профилактики гипокинезии у детей в ДОУ. Борьба с гиподинамией в детстве – важное звено в первичной профилактике ожирения, атеросклероза, остеохондроза, ишемической болезни сердца и других хронических неспецифических заболеваний взрослых. Доказано, что формирование их начинается в детстве. Чем раньше будут приняты меры к сохранению и укреплению здоровья, тем они будут эффективнее.
Помимо
общеорганизационного совершенствования
проведения плановых режимных мероприятий
(утренней гигиенической гимнастики,
уроков физкультуры, прогулок и пр.),
поэтому в группе после тихого
часа воспитатель проводит гимнастику
после сна, закаливающие процедуры, повышает
двигательную активность детей за счет
организованной игровой деятельной, которые
вызвают у ребенка за счет активных энергозатрат
аппетит к моменту приема полдника.
Заключение
Распорядок дня детей в ДОУ
Режимные процессы | 1 млад. гр. | 2 млад. гр. | средняя гр. | старшая гр. | подгот. гр. |
Подъем, утренний туалет | 6.30–7.30 | 6.30–7.30 | 6.30–7.30 | 6.30–7.30 | 6.30–7.30 |
Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика | 7.00–8.00 | 7.00–8.20 | 7.00–8.25 | 7.00–8.30 | 7.00–8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00–8.30 | 8.20–8.55 | 8.25–8.55 | 8.30–8.55 | 8.30–8.50 |
Подготовка к занятиям | 8.20–9.00 | 8.55–9.00 | 8.55–9.00 | 8.55–9.00 | 8.50–9.00 |
Занятия | 8.40–9.15 | 9.00–9.35 | 9.00–9.50 | 9.00–10.50 | 9.00–11.05 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка | 9.15–11.30 | 9.35–11.35 | 9.50–11.50 | 10.50–12.25 | 11.05–12.35 |
Возращение с прогулки, игры | 11.30–12.10 | 11.35–12.00 | 11.50–12.15 | 12.25–12.40 | 12.35–12.45 |
Подготовка к обеду, обед | 11.50–12.30 | 12.00–12.40 | 12.15–12.50 | 12.40–13.10 | 12.45–13.15 |
Подготовка ко сну, сон | 12.30–15.00 | 12.40–15.00 | 12.50–15.00 | 13.10–15.00 | 13.15–15.00 |
Подъем, полдник | 15.00–15.15 | 15.00–15.15 | 15.00–15.15 | 15.00–15.15 | 15.00–15.15 |
Игры, самост. худож. деят., занятия | 15.15–15.40 | 15.15–15.50 | 15.15–16.00 | 15.15–16.10 | 15.15–16.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой | 16.20–19.00 | 16.30–19.00 | 16.40–19.00 | 16.50–19.00 | 16.55–19.00 |
Таким образом, для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста. Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.
В дошкольном возрасте закладываются основы физического и психического здоровья. Крайне важно сохранить нервную систему ребенка и мотивацию к обучению, тогда в более старшем возрасте он легко освоит все необходимые навыки. Поэтому необходим режим дня и дозированный, осторожный ввод обучающих занятий.
Список
литературы
Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. – М., 1987 – С. 14-15.
Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник – М.: Медицина, 2001 – 384с.
Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384с.
Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков: Учебник/ Под ред. Г.Н. Сердюковской. - М.: Медицина, 1989. - 320 с.
Смирнова. Е. Т. «Гигиенические
основы воспитания в дошкольных учреждениях»
Изд-во «Просвещение», М., 1973 г.
Информация о работе Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня в ДОУ