Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 23:59, доклад
В процессе эволюции животного мира на этапе развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее адаптивное приспособительное поведение. Оно обусловлено появлением второй сигнальной системы.
В процессе эволюции животного мира на этапе развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее адаптивное приспособительное поведение. Оно обусловлено появлением второй сигнальной системы.
2-ая сигнальная система - система речи - система условно-рефлекторных связей на речевой раздражитель. Обеспечивает восприятие и воспроизведение речи.
Эта система функционирует как речедвигательный анализатор, состоящий из 3-х отделов:
мозговой отдел анализатора - в левом полушарии (у праворуких) - состоит из 3-х компонентов:
Органом сознательной деятельности человека, является кора больших полушарий.
Основу современного учения о локализации функций в коре заложил французский ученый Брока П. выделивший в 1861 году двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь. Известен как центр Брока, расположен в задних отделах нижней фронтальной извилины (. При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь.
Затем немецкий психиатр К. Вернике в 1873 году обнаружил центр словесной глухоты (нарушение понимания речи).
Акустический центр речи (центр Вернике) находится в области задней трети верхней височной извилины и в прилегающей части — надкраевой извилине (gyrus supramarginalis). Повреждение этих областей приводит к потере способности понимать смысл услышанных слов. Оптический центр речи расположен в угловой извилине (gyrus angularis), поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать написанное.
Субстрат 2-ой сигнальной системы - мозговой отдел речедвигательного анализатора. Эта система возбуждается под действием речевых раздражителей, т. е. для нее адекватный раздражитель - слово. За счет деятельности 2-ой сигнальной системы в коре головного мозга возникают абстрактные образы, т. е. абстрактное мышление.
Левое полушарие
ответственно за развитие отвлеченного
логического мышления, связанного с
преимущественной обработкой информации
на уровне второй сигнальной системы.
Правое полушарие обеспечивает восприятие
и переработку информации, преимущественно
на уровне первой сигнальной системы.
Несмотря на
указанную определенную левополушарность
локализации центров речи в структурах
коры большого мозга (и как результат
— соответствующие нарушения
устной и письменной речи при их
повреждении) следует отметить, что
нарушения функции второй сигнальной
системы обычно наблюдаются и при поражении
многих других структур коры и подкорковых
образований. Функционирование второй
сигнальной системы определяется работой
целостного мозга.
Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают агнозию — потерю свойства узнавания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылочной зоны, слуховая агнозия — при повреждении височных зон коры большого мозга), афазию — нарушение речи, аграфию — нарушение письма, амнезию — забывание слов.
Особенности 2-ой сигнальной системы по сравнению с 1-ой сигнальной системой:
Речь интересна для изучения со многих сторон: например, как устройство, порождающее физические звуки, а также воспринимающее и дифференцирующее их; или как некоторый аппарат, переводящий смысл в слова. Причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особенностью является наличие в нем языковой системы, производимой сообществом людей и индивидуально усвоенной и используемой каждым человеком.
Без речи нет общества. Речь очень важна в жизни человека, особенно она важна для человека, как члена общества. Благодаря речи современный мир и существует в таком развитом виде. Благодаря речи происходит передача опыта, накопленного всем человечеством за всю его историю младшему поколению.
Зная механизмы речи, можно понять причины нарушения функции речи, найти источник заболевания и успешно лечить расстройство речи.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
анатомии человека
ЦЕНТРЫ
ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
САМАРА
2010
В процессе эволюции животного мира на этапе развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее адаптивное приспособительное поведение. Оно обусловлено появлением второй сигнальной системы.
Вторая
сигнальная система
– система речи – система условно-рефлекторных
связей на речевой раздражитель. Обеспечивает
восприятие и воспроизведение речи.
Эта система функционирует как речедвигательный анализатор, состоящий из трех отделов:
1. Периферический – рецепторы звукопроизносящих органов (мышцы ротовой полости, гортань);
2. Проводниковый
– 3-х нейронный: 1 – в черепно-мозговых
ганглиях; 2- в образованиях ствола мозга;
3 – в зрительных буграх;
Мозговой отдел анализатора в левом полушарии (у праворуких) состоит из трех компонентов:
Органом сознательной деятельности человека, является кора больших полушарий.
Основу современного учения о локализации функций в коре заложил французский ученый П. Брока, выделивший в 1861 году двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь. Назван по имени ученого. Центр Брока расположен в задних отделах нижней фронтальной извилины (Gyrus frontalis inferior). При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь.
Затем немецкий психиатр К. Вернике в 1873 году обнаружил центр словесной глухоты (нарушение понимания речи). Акустический центр речи (центр Вернике) находится в области задней трети верхней височной извилины и в прилегающей части – надкраевой извилине (Gyrus supramarginalis). Повреждение этих областей приводит к потере способности понимать смысл услышанных слов. оптический центр речи расположен в угловой извилине (Gyrus angularis). Поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать написанное.
Левое полушарие
ответственно за развитие
Несмотря
на указанную определенную
Среди более
распространенных нарушений
Особенности второй сигнальной системы по сравнению с первой сигнальной системой: