Центры второй сигнальной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 23:59, доклад

Описание работы

В процессе эволюции животного мира на этапе развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее адаптивное приспособительное поведение. Оно обусловлено появлением второй сигнальной системы.

Работа содержит 1 файл

Вторая сигнальная система.doc

— 50.50 Кб (Скачать)
 

 

  В процессе эволюции животного мира на этапе развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее адаптивное приспособительное поведение. Оно обусловлено появлением второй сигнальной системы.

  2-ая сигнальная система - система речи - система условно-рефлекторных связей на речевой раздражитель. Обеспечивает восприятие и воспроизведение речи.

Эта система функционирует как речедвигательный анализатор, состоящий из 3-х отделов:

  1. периферический - рецепторы звукопроизносящих органов (мышцы ротовой полости, гортань);
  2. проводниковый - 3-х нейронный: 1- в черепно-мозговых ганглиях; 2 - в образованиях ствола мозга; 3 - в зрительных буграх;

мозговой отдел анализатора - в левом полушарии (у праворуких) - состоит из 3-х компонентов:

    1. моторный центр Брока в нижних отделах лобной доли, куда проецируется мышцы звукопроизносящего аппарата; 
    2. центр Вернике - сенсорный - в височной доле - обеспечивает восприятие речи; 
    3. центр восприятия письменной речи - в затылочной области коры головного мозга. 
  

 Органом сознательной деятельности человека, является кора больших полушарий.

Основу современного учения о локализации функций  в коре заложил французский ученый Брока П. выделивший в 1861 году двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь. Известен как центр Брока, расположен в задних отделах нижней фронтальной извилины (. При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь.

    Затем немецкий психиатр  К. Вернике в 1873 году обнаружил центр словесной глухоты (нарушение понимания речи).

Акустический  центр речи (центр Вернике) находится  в области задней трети верхней  височной извилины и в прилегающей  части — надкраевой извилине (gyrus supramarginalis). Повреждение этих областей приводит к потере способности понимать смысл услышанных слов. Оптический центр речи расположен в угловой извилине (gyrus angularis), поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать написанное.

Субстрат 2-ой сигнальной системы - мозговой отдел речедвигательного анализатора. Эта система возбуждается под действием речевых раздражителей, т. е. для нее адекватный раздражитель - слово. За счет деятельности 2-ой сигнальной системы в коре головного мозга возникают абстрактные образы, т. е. абстрактное мышление.

Левое полушарие  ответственно за развитие отвлеченного логического мышления, связанного с  преимущественной обработкой информации на уровне второй сигнальной системы. Правое полушарие обеспечивает восприятие и переработку информации, преимущественно  на уровне первой сигнальной системы.  

Несмотря на указанную определенную левополушарность локализации центров речи в структурах коры большого мозга (и как результат  — соответствующие нарушения  устной и письменной речи при их повреждении) следует отметить, что нарушения функции второй сигнальной системы обычно наблюдаются и при поражении многих других структур коры и подкорковых образований. Функционирование второй сигнальной системы определяется работой целостного мозга.  

Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают агнозию — потерю свойства узнавания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылочной зоны, слуховая агнозия — при повреждении височных зон коры большого мозга), афазию — нарушение речи, аграфию — нарушение письма, амнезию — забывание слов.

Особенности 2-ой сигнальной системы по сравнению с 1-ой сигнальной системой:

  1. высокая степень - иррадиации возбуждения; 
  2. высокая частота протекания условных рефлексов и их быстрая перестройка; 
  3. легкость возникновения процессов торможения.
 

  Речь интересна  для изучения со многих сторон: например, как устройство, порождающее физические звуки, а также воспринимающее и  дифференцирующее их; или как некоторый  аппарат, переводящий смысл в  слова. Причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особенностью является наличие в нем языковой системы, производимой сообществом людей и индивидуально усвоенной и используемой каждым человеком.

  Без речи нет общества. Речь очень важна  в жизни человека, особенно она  важна для человека, как члена  общества. Благодаря речи современный  мир и существует в таком развитом виде. Благодаря речи происходит передача опыта, накопленного всем человечеством  за всю его историю младшему поколению.

  Зная механизмы  речи, можно понять причины нарушения  функции речи, найти источник заболевания  и успешно лечить расстройство речи.

 

 
 
 
 
 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ  РАЗВИТИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра анатомии человека 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЦЕНТРЫ  ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Доклад

                                             студента 1 курса

                                             факультета медицинской  психологии

                                             Е. А. Кравченко

                                             Научный руководитель:

                                             доцент Б.Б. Галахов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

САМАРА

2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  В процессе  эволюции животного мира на  этапе развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающее адаптивное приспособительное поведение. Оно обусловлено появлением второй сигнальной системы.

  Вторая сигнальная система – система речи – система условно-рефлекторных связей на речевой раздражитель. Обеспечивает восприятие и воспроизведение речи. 

Эта система функционирует как речедвигательный анализатор, состоящий из трех отделов:

    1. Периферический – рецепторы звукопроизносящих органов (мышцы ротовой полости, гортань);

    2. Проводниковый – 3-х нейронный: 1 – в черепно-мозговых ганглиях; 2- в образованиях ствола мозга; 3 – в зрительных буграх; 

    Мозговой  отдел анализатора в левом  полушарии (у праворуких) состоит  из трех компонентов:

  1. Моторный центр Брока
  2. Центр Вернике
  3. Центр восприятия письменной речи

     

  Органом сознательной деятельности человека, является кора больших полушарий.

  Основу современного  учения о локализации функций  в коре заложил французский  ученый П. Брока, выделивший в 1861 году двигательный центр речи, обеспечивающий устную речь. Назван по имени ученого. Центр Брока расположен в задних отделах нижней фронтальной извилины (Gyrus frontalis inferior). При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь.

  Затем немецкий  психиатр К. Вернике в 1873 году обнаружил центр словесной глухоты (нарушение понимания речи). Акустический центр речи (центр Вернике) находится в области задней трети верхней височной извилины  и в прилегающей части – надкраевой извилине (Gyrus supramarginalis). Повреждение этих областей приводит к потере способности понимать смысл услышанных слов. оптический центр речи расположен в угловой извилине (Gyrus angularis). Поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать написанное.

  Левое полушарие  ответственно за развитие отвлеченного  логического мышления, связанного с преимущественной обработкой информации на уровне второй сигнальной системы. Правое полушарие обеспечивает восприятие и переработку информации, преимущественно на уровне первой сигнальной системы.

  Несмотря  на указанную определенную левополушарность  локализации центров речи в структурах коры большого мозга (и как результат – соответствующие нарушения устной и письменной речи при их повреждении) следует отметить, что нарушения функций второй сигнальной системы обычно наблюдаются и при поражении многих других структур коры и подкорковых образований. Функционирование второй сигнальной системы определяется работой целостного мозга.

  Среди более  распространенных нарушений второй  сигнальной системы различают  агнозию – потерю свойства узнавания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылочной зона, слуховая агнозия – при  повреждении височных зон коры большого мозга), афазию – нарушение речи, аграфию – нарушение письма, амнезию – забывание слов. 

Особенности второй сигнальной системы по сравнению  с первой сигнальной системой:

  1. Высокая степень иррадиации возбуждения;
  2. Высокая частота протекания условных рефлексов и их быстрая перестройка;
  3. Легкость возникновения процессов торможения.

 

 

 

    

Информация о работе Центры второй сигнальной системы