Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 23:31, реферат
Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при которомнарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматическийстрой. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные,психопатологические симптомы
У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможнойили грубо искажается собственная речь. В тяжелых случаях у безречевого ребенка,не понимающего речь, могут отмечаться двигательное беспокойство, выраженныетрудности поведения. Дети пользуются для общения жестами, мимикой, правильнореагируют на изменение интонации, не понимая слов-обращений. Игру сопровождаютмодулированным лепетом. Постепенно ребенок начинает прислушиваться к окружающимзвукам, осмыслять некоторые из них, соотносить с определенными явлениями. Какреакция на речевое окружение у ребенка с сенсорной недостаточностью появляютсяобрывки слов, эмоциональные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, носвидетельствующие о речевой активности. Затем в ходе развития постепеннопоявляется ситуационное, более устойчивое понимание и употребление отдельныхслов и простых словосочетаний. Значение слов, проговариваемых ребенкомнеустойчиво.
При искажениях звуковой и слоговой структуры слов отмечаются многочисленныепоиски, ребенок не уверен в своей речевой продукции и ищет адекватныекинестезии. Диффузное недифференцирование восприятия звуков приводит кнедифференцированному проговариванию. Постепенно у ребенка вырабатываетсяосознание ошибок. Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известныхребенку слов, отмечаются персеверации услышанного или произнесенного слова илисловосочетания, эхолалии. Эхолалически произнесенное не осмысляется и незакрепляется. В словах отмечаются многочисленные ошибки ударения,соскальзывания со звуков, многообразные звуковые замены, искажения структурыслов. В большинстве случаев искажения и замены не носят фиксированный характер.
При наличии собственной речи дети с сенсорной алалией говорят легко, плавно,без напряжения, не задумываясь о подборе слов, точном выражении мысли,построении предложений, не замечают допущенных ошибок. Речевая продукция детейостается вне их контроля, встречается неадекватность высказываемого. Отмечаетсяфрагментарность речи, но это связано с малым объемом восприятия, с трудностямипоиска правильного варианта высказывания.
Высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме,проговаривание характеризуется как бы приблизительностью, выявляется обилиепарафазий (замен), пропусков звуков, частей слов, персевераций, контаминаций(часть одного слова соединяется с частью другого слова). В целом речь ребенка ссенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активностьна фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствие контроля за своейречью. Грубо искаженная речь не может использоваться ребенком как средствообщения.
Вне зависимости от степени нарушения понимания и собственной речи у ребенкас сенсорной алалией отмечаются нарушения личности: разнообразные трудности вповедении, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержкаумственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведенияи деятельности такого ребенка.
Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко.
Недостаточность речи при моторной алалии приводит к некоторому снижениюпонимания вторичного характера, и поэтому в большинстве случаев встречается нечистая форма алалии, а смешанная - моторная алалия с сенсорным компонентом илисенсомоторная алалия. Снижение понимания может быть вторичным проявлением вструктуре различных речевых нарушений, общим для которых является неполноценностьэкспрессивной речи. Первичная же сенсорная недостаточность отмечается присенсорной алалии и сенсорной афазии, хотя практически разграничиватьдеятельность речедвигательного и речеслухового анализаторов нельзя, поэтому иотмечаются случаи комбинированных, а не чистых форм нарушений.
нических дислалий необходимаконсультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.