Сельскохозяйственные рынки

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Современное сельскохозяйственное производство неразрывно связано с использованием и интенсивной эксплуатацией сельскохозяйственной техники.

Стремление к повышению производительности сельскохозяйственных машин, на сегодняшний день, привело к созданию экономичных и многофункциональных единиц техники, позволяющих механизировать практически любой сельскохозяйственный процесс.

Содержание

Введение 3

1 Описание рынка сельскохозяйственной техники 5

2 Спрос на рынке сельскохозяйственной техники 10

3 Предложение на рынке сельскохозяйственной техники 12

4 Государственное регулирование 22

Заключение 27

Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

контр.doc

— 2.87 Мб (Скачать)

       Рисунок 11 – Сравнительная динамика производства культиваторов за январь-март 2008 и 2009 года, шт. 

       Производство  пресс-подборщиков в России за 1 квартал 2009 года

       Пресс-подборщики производят три завода, однако основных компании две, так как Рязанский комбайновый завод за изучаемый период, а именно 1 квартал 2009 года произвел всего один экземпляр, впрочем, как и за аналогичный период прошлого года. Два других производителя – компания «Klever» и ОАО «Бежецксельмаш» сделали более значимый вклад, однако их производственные показатели в 1 квартале 2009 года упали по сравнению с январем-мартом 2008 года на 68 и 69%, соответственно. А в целом снижение по данной позиции составило 68%. Это связано, прежде всего, с простоями в январе и феврале, когда не было выпущено ни одного пресс-подборщика.

       

       Рисунок 12 – Сравнительная динамика производства пресс-подборщиков за январь-март 2008 и 2009 года, шт.

 

        4 Государственное  регулирование 

       Следствием  неудовлетворительного финансового положения сельскохозяйственных предприятий является низкий платежеспособный спрос на сельскохозяйственную технику и емкость внутреннего рынка России, который  в 2007 году составил 34 млрд. рублей. При этом экспорт продукции составил по комбайнам – 2123 шт.,  а по тракторам – 5700 шт.,  2/3 техники и высокотехнологических комплексов для возделывания сельскохозяйственных культур закупается на селе  с государственной поддержкой.

       Положительно  зарекомендовала себя созданная  в 2001 году  государственная лизинговая компания ОАО «Росагролизинг». За период деятельности этой компании, ею закуплено более  9 тыс. единиц техники для АПК на общую сумму 10,3 млрд. руб. В текущем году будет поставлено с учетом возвратных лизинговых платежей не менее 5000 единиц, из них 1900 комбайнов, 2000 тракторов.

       Дополнительно введено субсидирование процентных ставок по кредитам сроком до 3 лет предприятиям и организациям АПК в российских кредитных организациях с погашением за счет федерального бюджета 2/3 учетной ставки Центрального банка. В 2007 году на эти цели выделено 2,2 млрд. рублей бюджетных ассигнований, которые позволили привлечь кредиты для приобретения техники на сумму свыше 24 млрд. рублей. В текущем году из федерального бюджета на указанные субсидии выделено 3,2 млрд. рублей, а сроки возврата кредитов увеличены до 5 лет. Тем не менее, выделенные на эти цели бюджетные ассигнования также недостаточны.

       Складывающиеся  тенденции в экономическом положении  сельских товаропроизводителей и их платежеспособном спросе на сельскохозяйственную технику привели к резкому снижению объемов ее производства на предприятиях тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

       Ухудшение экономического положения отрасли  отразилось на ее научно-техническом  потенциале. В НИИ и КБ из 16,3 тыс. человек осталось всего 3,6 тыс. человек.

       Резкое  сокращение объемов производства и  тяжелое экономическое положение предприятий привели к снижению качества выпускаемой техники. По результатам обследований техники в хозяйственных условиях 96% ее изготовлено с отклонением от технических условий.

       Обновление  выпускаемой техники сдерживается недостаточным финансированием НИОКР.

       Отсутствие  у предприятий необходимых средств  сдерживает процессы обновления производственного оборудования и внедрения современных технологий производства. Система управления качеством продукции в соответствии с требованиями стандарта ИСО-9000 сертифицирована только на ЗАО "Петербургский тракторный завод", на ООО "Уралтрак" и на Красноярском комбайновом заводе.

       Тракторные заводы, приступившие в 1994-1995 гг. к формированию собственных фирм технического сервиса, из-за отсутствия средств так и не создали сети эффективно функционирующих технических центров, способных оказывать услуги на уровне ведущих зарубежных фирм.

       Положительным является появление в отрасли интегрированных корпоративных структур, что способствует проведению единой технической политики, целенаправленному использованию имеющихся ограниченных ресурсов. В настоящее время формируются такие крупные отечественные промышленные компании как ФПХ "Новое содружество" (ОАО "Ростсельмаш"), "Агромашхолдинг" (ОАО "Красноярский комбайновый завод", ОАО "Алтайдизель", ОАО "Волгоградский тракторный завод"), концерн "Тракторные заводы" (Липецкий и Владимирский тракторные заводы, ОАО "Промтрактор").

       Для предотвращения дальнейшего падения  парка техники в сельском хозяйстве необходимо ежегодно поставлять на село до 45 тыс. тракторов на сумму около 25 млрд. рублей, 16 тыс. зерноуборочных комбайнов на сумму около 30 млрд. рублей, а также другую сельскохозяйственную технику и оборудование на сумму более 30 млрд. рублей. Таким образом, объем внутреннего рынка сельскохозяйственной техники должен возрасти примерно до 90 млрд. рублей.

       Для устойчивого получения высоких  объемов производства сельскохозяйственной продукции и сырья необходимо довести парк нового поколения машин в сельском хозяйстве до уровня обеспечивающего энерговооруженность сельскохозяйственных работ с 1,8 квт/га до 3 5 квт/га,  как в странах ЕЭС.

       Учитывая  актуальность данной проблемы вопрос о состоянии и перспективах развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения был рассмотрен 3 сентября 2003 г. на заседании коллегии Минпромнауки России совместно с Минсельхозом России, Минэкономразвития России, Госстандартом России, ГТК России, Россельхозакадемией, администрациями ряда регионов и руководителями предприятий выпускающих сельскохозяйственную технику.

       Для решения проблемы технического оснащения  сельскохозяйственного производства России можно рекомендовать систему мер, направленных на решение двух главных задач:

       - повышения платежеспособного спроса  АПК на сельскохозяйственную  технику;

       - повышения конкурентоспособности  отечественной тракторной и сельскохозяйственной техники.

       Для решения задачи повышения платежеспособного спроса на сельскохозяйственную технику необходимо:

       - поручить Минэкономразвития России  и Минсельхозу России с привлечением специалистов РАН и РАСХН провести анализ формирования цен на сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки и разработать предложения, обеспечивающие эффективное распределение прибыли между всеми участниками процессов производства, переработки и торговли;

       - увеличить объем уставного капитала  ОАО "Росагролизинг", что позволит данной государственной компании в дальнейшем устойчиво работать без дополнительного бюджетного финансирования на возвратных лизинговых платежах;

       - предусмотреть в федеральном  бюджете на 2011 год дополнительные объемы оказания государственной поддержки по лизингу и субсидированным кредитам;

       - поручить Минфину России, Минпромнауки России, Минсельхозу России разработать предложения по стимулированию организации и развития коммерческого лизинга техники на базе крупных корпоративных структур тракторного и сельскохозяйственного машиностроения;

       - Минсельхозу России, администрациям регионов, включать в государственный реестр сельскохозяйственной техники, реализуемой через ОАО «Росагролизинг», тракторы и сельскохозяйственные машины, выпускаемые предприятиями, имеющими сертифицированную систему производства в соответствии с требованиями стандарта серии ИСО-9000 или утвердившими график проведения сертификации по согласованию с Минпромнауки России.

       Для решения задачи повышения конкурентоспособности  отечественной техники необходимо:

       - продолжить совместно с администрациями регионов реструктуризацию задолженности предприятий сельхозмашиностроения по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные государственные фонды;

       - Минпромнауки России продолжить  работу по интеграции предприятий  отрасли в крупные управляющие  корпоративные структуры, способные конкурировать с ведущими зарубежными корпорациями; сконцентрировать научные силы отрасли на эффективном использовании их потенциала с учетом специализации создаваемых концернов и холдингов. При проведении акционирования государственных институтов обеспечить закрепление за государством контрольных пакетов акций с передачей их в управление и последующей продажей головным компаниям соответствующего направления;

       - Минпромнауки России совместно  с научно-исследовательскими институтами, корпорациями, концернами и холдингами отрасли ускорить работу по сертификации предприятиями Систем управления качеством продукции в соответствии с требованиями ИСО-9000. Организовать финансовую поддержку на конкурсной основе проведения работ по сертификации производства на предприятиях на соответствие требованиям стандарта серии ИСО-9000;

       - рекомендовать администрациям регионов  совместно с корпорациями, концернами, холдингами и предприятиями отрасли  создание в регионах с развитым сельскохозяйственным производством многофункциональных региональных технических центров (РТЦ) с целью развития дилерской сети по комплексному обеспечению сбыта и технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства.

       Правительство Российской Федерации примет меры по реализации в 2009 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, в том числе по обеспечению доступности финансовых ресурсов для предприятий отрасли, защите внутренних рынков, стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции.

       Приняты решения о субсидировании процентных ставок в размере 100 процентов ставки рефинансирования Банка России по кредитам для отдельных подотраслей сельского хозяйства (мясное и молочное животноводство), для чего выделено 7 млрд. рублей. Еще 10 млрд. рублей выделено на возмещение 80 процентов от ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях остальными предприятиями агропромышленного комплекса. Предусматривается субсидировать кредиты (займы), полученные на рефинансирование инвестиционных кредитов (займов), а также пролонгированные до трех лет.

       Дополнительно капитализированы открытое акционерное общество «Россельхозбанк» (на 45 млрд. рублей) и открытое акционерное общество «Росагролизинг» (на 25 млрд. рублей).

       Будут субсидироваться процентные ставки по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов, привлекаемых организациями рыбохозяйственного комплекса на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов и объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, а также на материально-техническое снабжение и снаряжение рыбопромысловых судов (1,07 млрд. рублей)

 

        Заключение 

       Очевидно, что сельскохозяйственная отрасль, как и абсолютное большинство отраслей, испытывает трудности в период кризиса ликвидности. К основным причинам можно отнести отсутствие необходимых кредитных ресурсов у предприятий и неплатежеспособность потребителей. А это все влечет за собой изменения и корректировку производственных программ в сторону их уменьшения.

       Для улучшения ситуации в отрасли  необходимо наладить стабильный и устойчивый механизм кредитования предприятий. Причем главную роль в данной схеме непосредственно обязано взять на себя государство, которое в кратчайшие сроки должно решить проблему с финансированием стратегически важных для российской экономики предприятий. Реальный сектор экономки всегда был и остается одним из важнейших направлений в политике страны, поэтому его поддержка должна быть четко и правильно организована с целью недопущения промедлений и неоправданных расходов, что называется «мимо кассы».

       Такие правительственные меры, как введение пошлин на некоторые виды комбайнов  в начале 2009 года и реализация Государственной программы развития сельского хозяйства, рассчитанной на 2008-2012 год, по обеспечению регионов России племенным скотом, животноводческим оборудованием и сельхозтехникой, исполнителем которой является государственная компания ОАО «Росагролизинг», могут стать началом восстановления сельскохозяйственной отрасли России.

 

        Список литературы 

       1 www.agroobzor.ru

       2 www.id-marketing.ru

       3 www.techagro.ru

       4 www.tehnokor.ru

       5 Доклад о структуре и состоянии парка сельскохозяйственной техники (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова от 24 июля 2003 г. № МК-П1-21пр п.8).

Информация о работе Сельскохозяйственные рынки