Сельское хозяйство и его роль в экономической системе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение роли сельского хозяйства в экономике страны.
Задачи работы:
1)Рассмотреть теоритические основы развития и размещения сельского хозяйства.
2) изучить отраслевую структуру сельского хозяй
3. сформулировать пути совершенствования развития сельского хозяйства

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы развития и размещения сельского хозяйства и
его роль в экономической системе страны…………………………………………...5
1. 1. Роль сельского хозяйства в экономике страны…………………………………5
1. 2. Особенности размещения сельского хозяйства……………………………….12
1. 3. Отраслевая структура сельского хозяйства и ее характеристика…………….16
1. 4. Источники финансирования сельского хозяйства………………………….…18
Глава 2.Современное состояние сельского хозяйства РФ( 2009-2011гг)……..….22
2. 1. Анализ размещения и развития растениеводства……………………………..22
2. 2. Анализ размещения и развития животноводства……………………………...31
Глава 3. Пути совершенствования развития сельского хозяйства………………...40
3. 1. Формы господдержки сельского хозяйства……………………………………40
3. 2. Стратегические направления развития сельского хозяйства в России……..42
Заключение……………………………………………………………………………48
Список литературы…………………………………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 318.50 Кб (Скачать)

Деятельность «Росагролизинг»  играет значимую роль в реализации приоритетного национального проекта  «Развитие АПК».С 2008 года данная компания наделена обязанностями исполнителя Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков продовольствия на 2008 - 2012 гг. Ведь именно через нее осуществляется сельскохозяйственная финансовая аренда за счет средств федерального бюджета.

Национальный проект «Развитие АПК»

Национальный проект в сфере сельского хозяйства  направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с  бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса.

1)Развитие сельской кредитной кооперации

2)Развитие лизинга

3)Развитие животноводства и земледелия

С 2008 года проект преобразован в Государственную программу  развития сельского хозяйства[

ПОТЕНЦИАЛ НАЦИОНАЛЬНОГО  ПРОЕКТА

«РАЗВИТИЕ АПК» В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПО СОКРАЩЕНИЮ

БЕДНОСТИ

Мероприятия национального  проекта, направленные на

создание рабочих мест в АПК, расширение доступности

кредитных ресурсов и  обеспечение жильем молодых

специалистов на селе, способствуют сокращению

сельской бедности. Национальный проект «Развитие АПК»

является примером воздействия  мер социально-экономиче-

ской политики на сокращение бедности в определенных

социальных группах  населения, выделенных в данном случае

на основе территориального признака (проживание в сель-

ской местности).

Развитие животноводства, являющееся отдельным направле-

нием национального  проекта, создает предпосылки для сокра-

щения безработицы и  повышения оплаты труда в сельском

хозяйстве. Расширение доступности  кредитных ресурсов

для личных подсобных  и крестьянских (фермерских) хозяйств

создает условия для  развития малого агробизнеса. Меры по

обеспечению жильем, связанные с улучшением жилищных

условий более 30 тыс. молодых  семей, направлены на форми-

рование эффективного кадрового  потенциала в АПК как

фактора повышения производительности труда и роста

уровня жизни на селе.

Позитивные изменения, к которым приведет реализация

национального проекта, смогут стать устойчивым фактором

сокращения сельской бедности только в том случае, если они

будут подкрепляться  системными преобразованиями в отрас-

ли и дальнейшим развитием  социальной инфраструктуры.

 

3. 2. Стратегические направления развития  сельского хозяйства в России.

Без развитого  сельского хозяйства и прогрессивного сельского хозяйства – позитивное развитие экономики и повышение благосостояния общества невозможно. «Как может быть бесперспективным производство, в котором из одного посаженного в землю зерна вырастает колос из 60-80 зёрен» - это сказал один уважаемый и мудрый эксперт, прошедший путь от  механизатора до главного редактора известного аграрного издания. В этом коротком афоризме заключена суть всех проблем отечественного сельского хозяйства – не признанный потребительским обществом производитель не  в силах развивать производство в объёмах, способных удовлетворить возрастающие потребности, и его ослабление становится «болевой точкой» социально – экономического общества в целом.

Решение проблемы вывода сельского хозяйства из кризисного состояния требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений:

- стимулирование  развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определённого перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;

- придание аграрной  реформе основной целевой функции  – рост производства;

- внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня питания групп населения с низкими доходами.

  Интеграция  России в мировую экономику  должна идти таким путём, который  бы не разрушал аграрный сектор, представляя внутренний рынок  для собственного производителя. Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных прав государства по внешнеторговому и ценовому регулированию. Высокая зависимость внутреннего рынка, например, от импортных поставок мяса, послужила одной из основных причин разработки приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Над выполнением этого проекта в 2006 году работала Межведомственная рабочая группа с участием представителей аграрной науки. По направлению «Ускоренное развитие животноводства» участниками проекта стали 1317 объектов. Они получили 53,1 млрд. руб. кредитных ресурсов. ОАО «Росагролизинг» поставил сельскохозяйственным производителям 50,2 тыс. голов крупного рогатого скота и оборудование для создания 78,7 тыс. скотомест. По направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования а АПК», по оперативным данным, создано 2124 сельскохозяйственных  потребительских кооперативов всех видов.  За истекший год малыми формами хозяйствования привлечено в АПК более 40 млрд. руб. кредитов. По направлению «Обеспечение доступным жильём молодых специалистов» введено 713,8 тыс. кв. м.  жилья для 12,3 тыс., молодых семей и специалистов. В рамках консолидированного бюджета (86,2 млрд. руб.) по Минсельхозу России и подведомственным ему Россельхознадзору и Рыболовству в 2010 году увеличена поддержка по следующим направлениям: на развитие племенного животноводства – 1,3 млрд. руб.; с северного оленеводства  и табунного коневодства – 250 млн. руб., а также овцеводства – 300 млн. руб.; на компенсацию части затрат  по страхованию сельскохозяйственных культур – до 3,4 млрд. руб. (больше чем в 2009 году на 17,4%); финансирование по разделу «Образование» до 12 млрд. руб.  (больше на 27%); на проведение противоэпизоотических мероприятий – 2,3 млрд. руб.  (больше на 52%).

Перемены, которые могут обеспечить  более высокую динамику развития экономики и социальной сферы села увязываются с принятым Законом «О развитии сельского хозяйства. В Законе чётко изложена сущность государственной аграрной политики и определены её цели: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и качества продовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынка продукции, сырья и продовольствия,  способствующего повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве; обеспечение устойчивого развития сельских территорий; повышение занятости сельского населения и уровня его жизни; создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельского хозяйства природных ресурсов; наблюдение за индексами цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями для поддержания паритета цен.  На финансирование  сельского хозяйства из бюджета субъектам федераций будут предоставляться субсидии в порядке, определённом правительством.  При этом законодательно установлено, что средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие нужды. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» подготовлена Министерством сельского хозяйства  РФ и разработана сроком на хозяйства, источники их финансового обеспечения и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.  Такая программа утверждена на первые пять лет правительством 12 июля 2010 года. Таким образом, впервые появились обязательства федерального правительства на долгосрочную перспективу.  В программе определены пять основных разделов; устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства; достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства; регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.  Каждый раздел изложен по следующей схеме: цель – задачи – количественно измеряемые целевые индикаторы – механизм реализации, включая состав участников, выделяемые финансовые ресурсы и условия их получения сельскохозяйственными товаропроизводителями.  Составной частью программы стали утверждённые ранее Правительством РФ федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2010 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв  земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.» и согласованные с Министерством экономического развития и торговли РФ ведомственные целевые программы.

Для разработки региональной  и долгосрочной программы  развития сельского хозяйства и  повышения его эффективности, дан  прогноз государственной поддержки  сельского хозяйства ЧР  (Табл.8). По программе «Развитие Чувашской Республики» на 2010-2012 гг. необходимо финансовых ресурсов в объёме 12304 млн. руб., в том числе на мероприятия прямой государственной поддержки отраслей краевой специализации 9463 млн. руб., стимулирование инвестиционной активности - 1466 млн. руб., государственную поддержку структурных изменений в сельском  хозяйстве - 78 млн. руб.  В целом в 2012 г. прогнозируется увеличение государственной поддержки на 23%.  Принятие и реализация базового закона и Государственной программы развития сельского хозяйства на целевых принципах позволят создать действенную нормативно – правовую базу для увеличения эффективности реализации государственной аграрной политики, привлечения инвестиционных ресурсов в аграрный сектор, роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счёт развития производства и улучшения социально – экономического положения сельского населения.  

                                                                                                                      Таблица 8.

Прогноз государственной  поддержки развития сельского хозяйства в Пермском крае, млн. руб.

Наименование мероприятия

Источники финансирования

Всего на период действия программы

Мероприятия прямой государственной  поддержки отраслей краевой специализации

Федеральный бюджет

340,84

Региональный бюджет

2062,50

Внебюджетные источники

7060,00

ИТОГО

9463,30

Стимулирование инвестиционной активности

Федеральный бюджет

 

Региональный бюджет

1138,50

Внебюджетные источники

1466,50

ИТОГО

2605,00

Государственная поддержка структурных  изменений в сельском хозяйстве

Федеральный бюджет

 

Региональный бюджет

60,00

Внебюджетные источники

18,00

ИТОГО

78,00

Государственная поддержка обеспечения  благоприятных условий функционирования

Федеральный бюджет

 

Региональный бюджет

146,00

Внебюджетные источники

12,50

ИТОГО

158,50

Программа "Развития АПК Чувашской Республики на

2010-2012 годы"

Федеральный бюджет

340,70

Региональный бюджет

3407,00

 

Внебюджетные источники

8557,00

ИТОГО

12304,80


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сельское хозяйство является важнейшим элементом в экономической системе России, обеспечивая население земли продовольственными товарами. Российское сельское хозяйство после пребывания в стадии стагнации в 70-80-х гг. ХХ в., когда уже выявились очертания грядущего кризиса, подверглось разрушительному воздействию реформ 90-х годов.

Преобразования осуществлялись в условиях постоянно меняющегося  и противоречивого законодательства и стихийной либерализации цен. Во главу угла было поставлено не создание чего-то нового, а разрушение старого. Это привело к возникновению многочисленных проблем к началу ХХI века: выведение огромных площадей из сельскохозяйственного оборота, деградация земель, сельхозтехники, перерабатывающего сектора (который не очень хорошо работал еще при социализме).

Применительно к России, очевидно, что успех возможен только в случае, когда меры государственного регулирования и аграрной политики принимают во внимание сложившиеся  за многие десятилетия ценностные ориентации сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности.

В последние годы обозначился  ряд проблем и в глобализирующейся  системе мирового хозяйства. Это  проблема неравномерного перераспределения  продуктов сельскохозяйственного  сектора, намечающие проблемы с водными ресурсами, имеющими первостепенное значение в сельском хозяйстве. В целом же в развитых странах (США, ЕС) сельское хозяйство развивается довольно успешно, выводя эти страны в ведущих экспортеров сельскохозяйственной продукции, внедряются новые технологии в области биохимии и генетики.

Есть надежды, что Россия в результате более продуманного проведения экономической политики и вероятного вступления в ВТО, сможет занять достойное место в системе  мирового сельского хозяйства.

 

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 9 июля 2002 года № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".

2. Федеральный закон от 9 июля 2002 года № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".

3. Федеральный Закон «О государственном регулировании агропромышленного производства»( 2005г.)

4. Амосов А. Прогноз агропромышленного комплекса до 2015 года. 2011, с.14-20.

5. Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельского хозяйства / Экономист, 2006, №10,с. 70-71.

Информация о работе Сельское хозяйство и его роль в экономической системе России