Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:14, практическая работа
Мониторинг земель – постоянно действующая система наблюдений за состоянием земельного фонда, выявление и фиксация изменений, оценка текущего состояния и прогноза развития. Он является составной частью государственного мониторинга окружающей среды. Мониторинг земель проводится с целью выявления, предупреждения и устранения последствий негативных процессов развивающихся на конкретном земельном участке. Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.
Мониторинг земель ведется в обязательном порядке по уровням административно-территориального деления для всех категорий земель независимо от режима и характера их использования и является составной частью единой государственной информационной системы о состоянии окружающей среды и природных ресурсов страны, а также глобального мониторинга природной среды и климата.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
ФГБОУВПО «РГУТиС»
Факультет Экономический
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Практическая работа № 1
По дисциплине: Управление земельными ресурсами
На тему: «Роль государственного мониторинга в системе управления земельными ресурсами»
Выполнил студент 5 курса,
группы ГМД-08-1
очной формы обучения
Ларин Е.А.
Проверил преподаватель:
Хаванова Н.В.
Москва 2012 г.
1. Сущность мониторинга земель: функции, задачи, содержание
Мониторинг земель – постоянно действующая система наблюдений за состоянием земельного фонда, выявление и фиксация изменений, оценка текущего состояния и прогноза развития. Он является составной частью государственного мониторинга окружающей среды. Мониторинг земель проводится с целью выявления, предупреждения и устранения последствий негативных процессов развивающихся на конкретном земельном участке. Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.
Мониторинг земель ведется
в обязательном порядке по уровням административно-
Функции информационного
обеспечения экологической
Принятию решений, связанных с реализацией действий на земле, обязательно должен предшествовать анализ множества различных достоверных и регулярно обновляемых данных о состоянии земли. Основная цель всякой программы мониторинга — информационная. Результатом ее должно быть получение информации, устранение той или иной неопределенности или, напротив, выявление недостатка информации. Поэтому цель программы мониторинга может быть направлена на:
1) получение информации,
связанной с конкретной
2) представление информации для различных типов аудитории; (заинтересованной общественности, администрации предприятия, государственных органов) и ее распространение;
3) принятие мер, непосредственно
направленных на улучшение
Задачами государственного мониторинга земельных ресурсов являются:
- организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние земельных ресурсов (почв), источниками загрязнения и воздействием этих источников на окружающую среду;
- контроль качества земельных ресурсов, почв, вод в результате неблагоприятной хозяйственной деятельности, приведшей к ухудшению свойств почв, эрозии, снижению плодородия почв на больших площадях с высокой скоростью, прогноз состояния;
- оценка фактического
экологического состояния
- выявление новых источников загрязнений и его динамика, прогноз развития негативных процессов, влияющих на окружающую среду;
- проверка соблюдения норм и правил, стандартов качества земельных ресурсов при землепользовании;
- прогнозирование мероприятий по уменьшению загрязнения, предотвращению ущербов. Оценка прогнозируемого состояния;
- планирование (разработка) мероприятий (рекомендаций) по эффективному использованию земель, снижению загрязнения почв (разработка мер по сокращению воздействия на земельные ресурсы);
- своевременное предоставление информации по вопросам состояния земельных ресурсов и окружающей среды в целом органам государственной власти, органам местного самоуправления, природоохранным органам, юридическим и физическим лицам;
- эффективность природоохранных мер, контроль над исполнением мероприятий;
- своевременное выявление
изменений состояния
- информационное обеспечение государственного земельного кадастра, мониторингов и кадастров других природных сред;
- рациональное
- контроль за использованием и охраной земель.
Под задачами мы понимаем конкретные действия или этапы на пути достижения цели. В любом случае, задачи подчинены целям. В рамках грамотно составленной программы не может быть задач, выходящих за пределы цели, не имеющих к ней отношения и т.п. Эффективность экологического мониторинга решающим образом зависит от правильной его организации. Можно годами вести мониторинг в регионе - и не получить значимых результатов. В то же время, предварительное изучение ситуации, анализ возможных воздействий позволяют с помощью нескольких измерений выявить проблему. Общая последовательность разработки и осуществления схемы мониторинга представлена на рис. 1.
Рис. 1. Основные процедуры системы мониторинга
Необходимо проводить систематические комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды (прежде всего ее главного объекта — земли) — мониторинг. Раньше многочисленные обследования и съемки, проводимые министерствами и ведомствами для изучения земельного фонда, выполнялись разобщено на основе отраслевых нормативно-технических документов.
Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях (новой, дополнительной или контрольной информации) возникает на всех этапах оценки состояния окружающей среды (см. рис. 2.). Такая исключительная роль наблюдений в системе мониторинга привела к тому, что в некоторых случаях сам процесс наблюдений за окружающей средой называют мониторингом.
Рис. 2. Этапы оценки состояния окружающей среды
Поскольку земля является важнейшей частью окружающей среды, главным средством производства в сельской хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей хозяйства, то вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений.
Государственный мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль среди всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов, и должен иметь государственный статус. Такой подход обеспечивает получение комплексной информации о земле и сокращение затрат на функционирование системы наблюдений.
Содержание мониторинга земель составляют наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие следующие процессы.
1) Изменения границ
и площадей; административно-
2) Изменения состояния почв, включающие: развитие процессов водной и ветровой эрозии; опустынивание; деградацию почв на пастбищах (сбитость, закочкаренность); подтопление; заболачивание, переувлажнение; засоление; зарастание, закустаривание пашни; разрушение почвенных агрегатов, образование дефляционно опасной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв; изменение запасов гумуса; изменение рН почвы (кислотность, щелочность); изменение содержания микроэлементов в почве; загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, рассеянными химическими элементами, радиоактивными элементами и другими токсикантами; изменение состояния мелиорированных земель (ирригационная эрозия, вторичное засоление, заболачивание, избыточное осушение).
Эти изменения можно выражать в абсолютных или относительных интегральных показателях за определенный период (например, потери гумуса в тоннах на гектар, в процентах, степень и интенсивность деградации почвенного покрова и др.).
На основании ст. 12 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются при регистрации права собственности на землю, ведении государственного земельного кадастра, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, выводу из оборота, консервации и восстановлению деградированных и нарушенных земель, реабилитации загрязненных и санации биологически зараженных земель, определении штрафных санкций за нарушение правовых норм землепользования, деградацию, загрязнение и биологическое заражение земель.
В Постановлении Правительства РФ от 28.11.2002 №846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» определены следующие задачи мониторинга земель:
Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации (равнинные и горные территории), многообразия способов их использования, широкого развития негативных процессов и явлений (эрозия, дефляция, заболачивание, солонцовость, деградация пастбищ, техногенное загрязнение и др.), которые часто вызывают необратимые изменения количественного и качественного состава земельных ресурсов и создают критическую экологическую ситуацию, весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель. В настоящее время имеются крайне необходимые для проведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематические карты России, а также серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории - результаты оценки их динамики во времени и пространстве.
В окончательном виде система государственного мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие разделы.
1. Концепцию ведения
2. Ландшафтно-экологическое (
3. Научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель.
4. Нормативно-техническую
базу системы ведения
Информация о работе Роль государственного мониторинга в системе управления земельными ресурсами