Рабочее оборудование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:00, реферат

Описание работы

Оборудование тракторов делят на рабочее и вспомогательное. Рабочее оборудование (навесная гидросистема, прицепное устрой¬ство, прицепной крюк, ВОМ, приводной шкив) служит для ис-пользования мощности трактора при выполнении различных работ в агрегате с сельскохозяйственными машинами и орудиями.

Работа содержит 1 файл

Вадиму).docx

— 879.96 Кб (Скачать)

14 13 12

Рис. 109. Бак гидросистемы трактора МТЗ-80:

1 - рукоятка рычага включения насоса; 2 - фильтр; 3 - перепускной клапан;

4 - масломерная линейка; 5 - заливная горловина; 6 - сапун; 7 - рычаг

управления ГСВ; 8 - рычаги управления золотниками распределителя;

9 - распределитель; 10 - бак; 11 - гидронасос; 12 - приводная шестерня;

13 ~ вилка включения; 14 - приводной вал



 

Шестеренные насосы гидросистемы одного типа независимо от подачи одинаковы по устройству. Их рабочее давление высокое (до 20 МПа), поэтому их детали изготавливают с большой точностью.

Каждый насос снабжен своим специальным устройством, которое предотвращает утечку масла из нагнетательной полости во всасывающую.

Насос типа НШ-К состоит из корпуса 9 (рис. 110) с крышкой h ведущей 6 и ведомой 8 шестерен, обойм 2 и 3 и уплотняющих

Рис. 110. Гидронасос:

а — в сборе; б - детали; в — схема работы; 1 — крышка; 2 - обойма подшипников; 3 - поджимная обойма; 4 - резиновое кольцо; 5 — манжеты;

6 и 8 — ведущая и ведомая шестерни; 7 - платики поджима; Р - корпус; 10 и 11 — входное и выходное отверстия; 12 - манжета радиального уплотнения



 

деталей. Шестерни насоса изготовлены заодно с валами. Длинный конец вала ведущей шестерни выполнен со шлицами.

В корпусе насоса находятся две полости: всасывающая с входным 10 и нагнетательная с выходным 11 отверстиями. Шестерни насоса расположены между двумя полуцилиндрическими обоймами 2 и 3. Обойма 2 служит единой опорой для валов шестерен. Поджимная обойма под действием усилия, развиваемого давлением масла в зоне нагнетального отверстия, поджимается к наружной поверхности зубьев шестерен, обеспечивая необходимый зазор между зубьями и поверхностью обоймы.

В поджимной обойме заложены два плоских фигурных платика 7, опирающихся на валы шестерен около их торцов с обеих сторон.

Платики под давлением со стороны нагнетательной полости поджимаются к торцам и наружной поверхности зубьев шестерен. Вал ведущей шестерни уплотнен в корпусе самоподжимным сальником, а разъем корпуса с крышкой — резиновым кольцом 4 круглого сечения. При вращении шестерен масло из всасывающей (заборной) полости переносится во впадинах из зубьев в нагнетательную полость (рис. 110, в).

Шлицевой конец вала ведущей шестерни входит во внутренние шестерни приводного вала 14 (см. рис. 109), установленного в корпусе бака на двух шариковых подшипниках. На наружных шлицах приводного вала помещена приводная шестерня 12. Она соединена с рычагом включения насоса с помощью вилки и валика. Если рукоятка 1 зафиксирована в нижнем пазу сектора (как показано на рисунке), то насос выключен. При ее перемещении вверх валик и жестко закрепленная на нем вилка 13 переместят по шлицам приводную шестерню вперед и введут ее в зацепление с промежуточной шестерней, расположенной в корпусе трансмиссии. Во время работы двигателя вращение от промежуточной шестерни трансмиссии передается через приводную шестерню 12 на ведущую шестерню гидронасоса. Чтобы избежать поломок деталей привода, насос включают в работу и выключают перед пуском двигателя. При работе без гидросистемы насос нужно выключить.

Гидроцилиндры. Они предназначены для поднятия или опускания сельскохозяйственных орудий. На тракторе установлен один основной гидроцилиндр в комплекте с механизмом навески. Выносные гидроцилиндры комплектуют с гидрофицированными прицепными орудиями на заводах.

Все гидроцилиндры конструктивно выполнены одинаково и различаются только размерами деталей. Цифра в марке обозначает внутренний диаметр гидроцилиндра в миллиметрах. Рассматриваемые гидроцилиндры двустороннего действия. Масло может нагнетаться под давлением как в переднюю, так и в заднюю полость.

Каждый гидроцилиндр состоит из корпуса 5 (рис. 111), представляющего собой отрезок трубы с тщательно обработанной внутренней поверхностью, и двух крышек 1 и 8, скрепленных с корпусом четырьмя шпильками 6. В цилиндре находится поршень 4, в кольцевой канавке которого установлено уплотняющее резиновое кольцо с прокладками из пластика.

Поршень закреплен гайкой на стальном штоке 2, проходящем через отверстия задней крышки гидроцилиндра и оканчивающемся головкой, которую соединяют с подъемным рычагом механизма навески.

Рис. 111. Гидроцилиндр:

а - устройство; б - схема работы; 1 и 8 - передняя и задняя крышки;

2 — шток; 3 - маслопроводная трубка; 4 - поршень; 5 — корпус; 6 - шпилька; 7 - отверстие для подвода масла в заднюю полость; 9 — клапан; 10 - головка штока; 11 — передвижной упор ограничителя хода штока; 12 - чистики; 13 — штуцер замедлительного клапана; 14 - замедлительный клапан; 15 и 16 - выходное и входное отверстия для отвода и подвода масла; А и Б — полости



 

В расточке крышки смонтированы металлические чистики 12, которые служат для снятия со штока грязи. В задней крышке гидроцилиндра находятся клапан 9 регулирования хода поршня и два отверстия для подвода и отвода масла. Принудительное движение поршня под давлением масла возможно в обоих направлениях (двустороннее действие) в зависимости от его положения на тракторе.

При подъеме орудия масло поступает через отверстие 15 по трубке 3 в полость А. Под его давлением поршень со штоком перемещается вверх, поднимая навесное орудие. Одновременно масло из полости Б вытесняется поршнем к отверстию 16. В гидроцилиндре при опускании орудия масло движется в обратном направлении, т.е. нагнетается через отверстие 16 в полость Б. Чтобы уменьшить скорость опускания тяжелого орудия, в отверстие 15 устанавливают штуцер 13 с замедлительным клапаном 14. При опускании орудия клапан прижимается к штуцеру и масло выходит только через малое отверстие.

Ход поршня регулируют перемещением упора 11 по штоку. При установке упора вплотную к головке штока ход поршня максимальный. Для уменьшения его хода упор перемещают по штоку вперед на необходимую величину и закрепляют. При движении поршня вперед масло вытесняется из отверстия 75 до тех пор, пока упор, перемещающийся вместе со штоком, не нажмет на хвостовик клапана и не опустит его в гнездо. В этом случае выход масла из нижней полости гидроцилиндра прекратится и поршень остановится. Под действием масла клапан глубже войдет в гнездо, и между хвостовиком клапана и упора образуется зазор 10... 12 мм. Во время подъема масло выдавит клапан из гнезда и начнет поступать в нижнюю полость гидроцилиндра. Если из-за утечки масла зазор между упором и хвостовиком клапана меньше 10 мм, то следует отвести упор от хвостовика клапана на 15...20 мм, иначе проход масла в нижнюю полость гидроцилиндра будет перекрыт. У гидро- цилиндра, изображенного на рис. 107, по сравнению с описанным полости подъема и опускания орудия взаимно противоположны, поскольку гидроцилиндры находятся на тракторе в горизонтальном положении. При подъеме орудия поршень со штоком втягиваются в цилиндр. В этом случае перемещением упора на штоке регулируют подъем орудия.

§ 3. Распределитель

Распределитель направляет поток масла от гидронасоса в гидроцилиндры. Он автоматически переключает систему на холостой ход по окончании опускания орудия, а также предохраняет ее от перегрузки.

На тракторах устанавливают трехзолотниковый распределитель с независимой работой каждого золотника. Цифра в марке распределителя означает максимальную пропускную способность, выраженную в литрах в минуту.

Распределитель состоит из корпуса 6 (рис. 112), верхней и нижней крышек, трех золотников 8, перепускного 10 и предохранительного 11 клапанов.

В корпусе распределителя имеются отверстия для золотников и каналы для прохода масла. Главный подводящий канал А соединяется с насосом. Отводные каналы 5 и 7, выходящие наружу попарно напротив каждого золотника, соединяются с гидроцилиндрами. Причем масло, выходящее из каналов, расположенных на уровне отлитой на корпусе буквы П, должно поступить в цилиндр для подъема орудий. Напротив перепускного клапана в корпусе распределителя находится сливной канал 2, который соединяется с баком гидросистемы.

Золотники входят в отверстия корпуса с очень малым зазором. Каждый золотник, управляя работой одного гидроцилиндра, может занимать четыре положения. Золотники перемещают шарнирно со-

Рис. 112. Распределитель тракторов Т-150К и МТЗ-80:

1 - регулировочный винт; 2 — сливной канал; 3 и 9 - верхняя и нижняя крышки; 4 - пружина; 5 и 7 — отводные каналы; 6 — корпус; 8 - золотник; 10 и 11 — перепускной и предохранительный клапаны; А — главный подводящий канал; Б - управляющий канал перепускного клапана



 

единенными с ними рычагами. При перемещении золотники определенным образом располагаются выточками против соответствующих каналов в корпусе. С наружными концами рычагов соединены рукоятки управления. Среднее положение рукоятки - «Нейтральное». Ее перемещение вниз соответствует положению «Подъем», вверх — «Опускание» и крайнее верхнее положение — «Плавающее».

«Подъем». В этом положении золотник кольцевой проточкой соединяет нагнетальную полость А распределителя с отводным каналом Д и задней полостью Ж (рис. 113, а) цилиндра. Одновременно другой кольцевой проточкой золотник соединяет переднюю полость Е гидроцилиндра со сливной полостью распределителя. Мас-

Рис. 113. Схема работы распределителя в положениях:

а - «Подъем» (П); б - «Опускание» (О); в - «Нейтральное» (Н); г — «Плавающее» (Пл); 1 — рукоятка; 2 — золотник; 3 - перепускной клапан; 4 — гидроцилиндр



 

ло, нагнетаемое насосом, выходит из отводного канала Д распределителя и направляется по шлангу в заднюю полость гидроцилиндра, поднимая орудие. Из передней полости гидроцилиндра оно вытесняется по шлангу в канал В распределителя и сливается через крышку в бак.

«Опускание». В этом положении золотник соединяет с насосом канал В (рис. 113, 6) и масло нагнетается в переднюю полость Е гидроцилиндра, перемещая поршень назад. Орудие принудительно опускается. Из задней полости гидроцилиндра масло вытесняется поршнем по шлангу через канал Д распределителя в бак.

«Нейтральное». В этом положении золотник перекрывает отводные каналы. Масло в гидроцилиндре оказывается закрытым. Орудие удерживается в определенном положении. Масло, нагнетаемое насосом в канал А (рис. 113, в), вхолостую сливается в бак через перепускной клапан 3. Последний открывается благодаря калиброванному каналу Г, который соединяет нагнетательный канал А со сливной полостью Б. Так как давление под цилиндрическим пояском перепускного клапана будет ниже, чем над ним, то клапан, преодолевая сопротивление своей пружины, под давлением масла отойдет от седла вниз. Через образовавшуюся кольцевую щель между клапаном и седлом все масло, нагнетаемое насосом, будет уходить в сливную полость и бак.

«Плавающее» (рис. 113, г). В этом положении насос тоже работает вхолостую и масло идет через перепускной клапан в бак. Однако обе полости гидроцилиндра сообщаются через распределитель, и поршень может свободно перемещаться (плавать) под действием силы тяжести навесного орудия, копирующего опорным колесом 70рельеф поля (см. рис. 107).

В рабочих положениях золотник фиксируется специальным устройством. Из положений «Подъем» и «Опускание» золотник возвращается автоматически в положение «Нейтральное». Механизмы автоматического возврата и фиксации смонтированы на верхнем конце золотника.

Фиксирующее устройство. Оно состоит из шариков 6 (рис. 114, а и б), втулки 4 и обоймы 5, в пазы которой могут входить шарики. При рабочих положениях золотника втулка под действием пружины 8 конической частью распирает шарики и удерживает их в крайних пазах обоймы. Другой половиной шарики входят в гнезда золотника 7 и удерживают его в рабочем положении.

Пружина 8 находится в сжатом положении и упирается через опорные стаканы 9 одним концом в крышку распределителя, а другим — в золотник 7, стремясь перевести его в положение «Нейтральное» (по рисунку - вниз).

Механизм автоматического возврата. Он срабатывает после окончания рабочих операций. Когда при подъеме или опускании орудия поршень доходит до крышки гидроцилиндра, давление в нагнетательной полости распределителя повышается до определенного зна-

Рис. 114. Фиксирующее устройство и механизм возврата золотника:

а ~ детали; бив- схемы работы фиксирующего устройства и механизма возврата золотника; 1 - золотник; 2 - гильза; 3 - плунжер; 4 - втулка;

5 - обойма; 6 - фиксирующий шарик; 7 и 8 - пружины; 9 - опорный стакан пружины; 10 - пробка золотника; 11 - регулировочный винт;

12 - направляющая клапана; 13 - клапан



 

чения (например, у некоторых тракторов до 12,5... 13,5 МПа). Под действием возросшего давления масло открывает шариковый клапан 13 (рис. 114, в) и, воздействуя на плунжер 3, перемещает его вместе с втулкой 4 вверх. Шарики фиксирующего устройства становятся свободными и под действием пружины 8 выходят из кольцевого паза обоймы. Золотник перемещается в положение «Нейтральное». Шарики заходят в средний паз обоймы.

Если механизм автоматического возврата не сработает, то начинает действовать предохранительный клапан 11 (см. рис. 112), отрегулированный на большее давление, чем клапан механизма автоматического возврата золотника (например, на 18 МПа). В этом случае сливная полость Б (см. рис. 113, в) перепускного клапана 3 соединяется с основной сливной полостью через канал (на схеме его нет) и открытый предохранительный клапан. Под давлением масла перепускной клапан открывается благодаря каналу Г и пропускает масло через сливную полость распределителя в бак.

Работа предохранительного клапана сопровождается характерным шумом и перегревом масла, поэтому при неработающем механизме автоматического возврата золотник необходимо перевести вручную в положение «Нейтральное».

На пропашных тракторах, оборудованных гидравлическим регулятором, механизм автоматического возврата из положения «Опускание» не работает. В этом случае, работая с навесными орудиями, следует использовать только положения рукояток распределителя «Подъем» и «Плавающее». Запрещается устанавливать рукоятку в положение «Опускание» при наличии регулятора и работе с навесными почвообрабатывающими орудиями.

§ 4. Догружатели ведущих колес. Регуляторы

Догружатели служат для увеличения сцепного веса* трактора, т.е. нагрузки (силы), прижимающей ведущие колеса к почве. Их подразделяют на механические и гидравлические.

Механический догружатель. Перераспределение нагрузок на ведущие колеса трактора зависит от угла наклона верхней (центральной) тяги механизма навески: чем он больше, тем больше сила, догружающая ведущие колеса. Когда тяги механизма навески расположены горизонтально, тяговое сопротивление орудия вызывает в нижних тягах растягивающее, а в центральной тяге сжимающее усилие. При таком навешивании орудия на ведущие колеса трактора действует его сцепной вес, а на опорное колесо и рабочие органы орудия — масса орудия. Если понизить точку крепления центральной тяги 1 (рис. 115) к трактору, то сжимающее усилие Р в центральной тяге действует под углом вниз. При этом появится сила Рв, которая дополнительно прижимает (догружает) ведущие колеса трактора. Равная ей сила примерно настолько же уменьшит массу орудия, действующую на опорное колесо и его рабочие органы. Вот почему заводы-изготовители на корпусе заднего моста закрепляют кронштейн 2 с расположенными по вертикали отверстиями, в которых устанавливают передний конец центральной тяги 1 механизма навески.

Информация о работе Рабочее оборудование