1. Тема: Пути повышения
эффективности животноводства на
примере колхоза “Новая жизнь”
Рузаевского района Республики
Мордовия.
2. Срок представления
работы 01.03.97
3. Исходные данные
для дипломной работы: годовые
отчеты хозяйства.
4. Содержание дипломной
работы:
Введение
4.1. Теоретические
основы эффективного использования
функционирования отрасли животноводства.
4.2. Эффективность
производства продукции животноводства.
4.3. Повышение эффективности
производства молока.
4.4. Выводы и предложения.
4.5. Безопасность
и экологичность.
5. Список использованных
источников.
С О Д Е
Р Ж А Н И Е
Введение
1. Теоретические
основы эффективного функционирования
отрасли животноводства
1.1. Проблемы эффективного
функционирования отрасли
животноводства
в переходный период
1. 2. Организационные
процессы основ повышения эффективности
производства продукции животноводства
1. 3. Показатели экономической
эффективности производства
продукции животноводства
2 . Эффективность
производства продукции
2 .1. Общие сведения
о хозяйстве
2 . 2 . Специализация
хозяйства
2 . 3 . Уровень оснащенности
хозяйства основными фондами
2 . 4 . Труд и трудовые
ресурсы хозяйства
2 . 5 . Место и значение
производства молока в экономике
хозяйства
2 . 6 . Размер, структура,
продуктивность и породность
2 . 7 . Содержание
и обеспеченность кормами животных
3 . Повышение эффективности
производства молока
3 . 1 . Совершенствование
производственных процессов
3 . 2 . Пути повышения
продуктивности животных
3 . 3 . Планирование
потребности в кормах
3 . 4 . Совершенствование
организации труда и оплаты,
экономическая
эффективность производства молока
Выводы и предложения
4 . Безопасность
и экологичность
Список используемой
литературы
В В Е Д
Е Н И Е
Ситуация, сложившаяся
в результате проведения экономической
реформы и либерализации цен
в агропромышленном комплексе
страны, требует тщательного анализа
в первую очередь в первичном
звене экономико-хозяйственной деятельности
- сельскохозяйственном предприятии
как в отношении отраслевой
их структуры, так и социально-
экономического развития на перспективу.
Сельскохозяйственное
производство страны на протяжении
последних 4 лет ведет хозяйственную
деятельность, имея значительный
дефицит финансовых, а также материально-технических
ресурсов, затрудняющий ведение
нормальных экономических процессов
по текущим и воспроизводственным
аспектам. Основная причина создавшегося
положения - беспрецедентное нарушение
эквивалентности межотраслевого
обмена в экономике страны, складывающееся
на формирующемся рынке продовольствия
не в пользу сельского хозяйства.
В результате абсолютное большинство
сельскохозяйственных предприятии
оказались убыточными по результатам
хозяйственной деятельности. Особенно
тяжелое положение складывается
в отраслях животноводства. Падение
поголовья в некоторых из них
составило за последние пять
лет до 80 % от уровня 1992 г. Недостаточное
развитие кормовой базы отрицательно
сказались на продуктивности
животных, уровень которой имеет
устойчивую тенденцию к снижению.
С учетом влияния: объективных
факторов связанных с внедрением
рыночных отношений и монопольного
положения перерабатывающих предприятий
выход из создавшегося положения
очень затруднителен в современных
условиях. Поэтому очень важными
становится опыт сельскохозяйственных
предприятий республики, которые
в этих сложных условиях нашли
выход из столь затруднительного
положения и перестраивая структуру
производства имеют неплохие
экономические показатели. К таким
хозяйствам относится колхоз
“Новая жизнь” Рузаевского района.
Опыт развития отраслей животноводства
в данном хозяйстве заслуживает
внимания. Это и определило выбор
темы дипломной работы, в которой
поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические
основы функционирования отрасли
животноводства в рыночных условиях;
- проанализировать
уровень развития животноводства
в колхозе “Новая жизнь” Рузаевского
района Республики Мордовия;
- предложить мероприятия
по повышению эффективности производства
продукции животноводства.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИО
НИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА.
1.1. Проблемы эффективного
функционирования животноводства
в переходный период.
Активный субъект
рыночных отношений, безусловно,
должен обладать полной свободой
своих действий в сфере производства
и сбыта продукции, выборе поставщиков
и покупателей, распоряжении произведенной
продукцией и установлении на
нее цен, организации финансов
и поведении на финансовом
рынке . Однако сельское хозяйство
по всем этим направлениям
деятельности находится в большей
или меньшей степени под контролем
государства, чем ограничивается
его инициатива и конкурентоспособность
как участника рынка. Это в
равной степени относится как
к сельскому хозяйству стран
с регулируемым социалистическим
рынком, так и к сельскому хозяйству
капиталистических стран, в которых
экономическая роль государства
на протяжении этого века непрерывно
возрастает и рыночная система
находится под его регулирующим
воздействием и вовсе не подчинена
власти стихии. Государственное
регулирование больше всего охватывает
аграрную сферу, в которой перекрещивается
много важных и острых социальных
проблем всего общества. Сельское
хозяйство обеспечивает все население
продуктами и предметами первой
необходимости - продовольствием,
одеждой и обувью. Поэтому для
каждого государства очень важно
обеспечить необходимый уровень
развития и стабильность сельского
хозяйства, поскольку правительства
всех стран своим первейшим
долгом ставят социальную защиту
граждан, а особенно так называемых
социально уязвимых групп населения.
Это в свою очередь требует
наличия в стране достаточного
количества продуктов первой
необходимости, которые население
может приобретать но доступной
цене.
Задача эта
является сложной, так как поддержание
стабильности в сельском хозяйстве
- весьма трудное дело. Нестабильность
в сельском хозяйстве вызывается
многими природными и экономическими
причинами. Прежде всего это
изменчивость погодных условий,
которые во многом определяют
результаты деятельности хозяйств
и их финансовое состояние.
Сельское хозяйство находится
также в зависимости от колебаний
рынка, в условиях которых трудно
поддерживать одинаковый уровень
доходности. Современный научно-технический
прогресс, который в большинстве
стран в сельском хозяйстве
имел более быстрый рост, чем
в промышленности, крайне обострил
социальные проблемы и нестабильность
самого села в силу перепроизводства
сельскохозяйственной продукции.
Вследствие этого в развитых
капиталистических странах проблема
излишка продовольственных товаров
в своей основе является проблемой
"излишка" фермеров а именно
проблемой разоряющихся мелких
фермеров. Это и составляет суть
аграрной проблемы в этих странах.
Излишнее сельское
население попадает в группу
социально уязвимого, то есть
требующего особого внимания
со стороны правительственных
органов. Большая острота социальных
проблем села и обусловила
необходимость государственного
протекционизма по отношению
к сельскому хозяйству, который
реализуется через политику государственной
помощи фермерам и структурной
перестройки аграрной сферы. При
этом обеспечивается социальная
защищенность и всего населения
посредством поддержания социально
низкого уровня розничных цен
на товары сельскохозяйственного
происхождения, прежде всего на
продовольствие.
Все это и
обусловливает большой спектр
государственных программ и форм
правительственной помощи, связанных
с аграрным сектором. Эти взаимоотношения
государства с сельским хозяйством
в капиталистических странах
развиваются по следующим направлениям:
1. Программы ограничения
(консервации) посевных площадей
(установление квот посевных площадей
или квот сбора урожая) и компенсация
фермерам теряемых ими доходов.
2. Программы субсидирования
на покрытие разницы между
закупочными и розничными или
экспортными ценами (например, в
США по пшенице, молоку, хлопку,
рису и шерсти).
3. Установление верхнего
и нижнего пределов закупочных
цен на сельскохозяйственную
продукцию (например, в странах
Общего рынка).
4. Программы регулирования
и формирования спроса на продовольственные
товары внутри страны, стимулирование
экспорта сельскохозяйственной
продукции.
5. Регулирование
инвестиционного процесса в сельском
хозяйстве и других отраслях
агропромышленного комплекса, при
необходимости стимулирование капиталовложений
в сельское хозяйство посредством
предоставления фермерам финансовых
и кредитных льгот,
исключения из
облагаемой прибыли средств, направляемых
на капитальные вложения, на повышение
квалификации, на проведение опытных
и экспериментальных работ.
6. Мероприятия по
поддержанию паритетного обмена
между сельским хозяйством и
промышленностью.
7. Организация переквалификации
за счет государственных средств
бывших фермеров по специальностям
для других отраслей народного
хозяйства.
8. Программы развития
производственной и социальной
инфраструктуры в сельской местности
(электрификация, дорожное строительство,
мелиорация, просвещение, здравоохранение
и т.п.).
9. Программы по
внедрению в сельское хозяйство
последних научно-технических достижений,
снижению издержек производства
и повышению эффективности ферм.
10. Прямая помощь
или пособия нуждающимся фермерам,
когда они необходимы и оправданы.
Как видно из
этого перечня, главные заботы
государства относятся к поддержанию
доходов фермеров и цен на
сельскохозяйственную продукцию.
Расходы государства на эти
цели в настоящее время достигают
огромных размеров. Так, в США
на правительственные программы
по поддержанию цен и консервацию
земель с 1980 по 1987 год бюджетные
ассигнования возросли с 1286 до
16 747 млн. долл. О значительности
субсидии в 1987 г. составили
36 % общей суммы чистого дохода
всех ферм.
Современное капиталистическое
государство, таким образом, берет
на себя большое бремя фермерских
забот как субъекта рыночных
отношений. Его главная задача
- организация эффективного производства
с тем, чтобы издержки производства
позволяли иметь достаточный
уровень рентабельности, являющийся
критерием выживания фермы в
созданных правительством для
сельского хозяйства экономических
условиях.
Из этого можно
сделать вывод, что большой
принципиальной разницы между
условиями хозяйствования в капиталистических
странах и коллективных хозяйств
в странах административно - командного
социализма не имеется. Но, безусловно,
в последних существует большая
"заорганизованность" хозяйств
и меньшая их самостоятельность
в принятии решений, поскольку
эта прерогатива была присвоена
вышестоящими организациями. Что
резко отличает колхозы и колхозы
от фермерских хозяйств в странах
капитализма, так это отчуждение
подавляющей части тружеников
сельского хозяйства от собственности
и результатов своего труда,
а также безграничный волюнтаризм
вышестоящих организаций, попирающих
элементарные экономические законы
и общепринятые в мире права
первичных производственных коллективов.
В итоге это подрывало экономику
хозяйств и мотиваций высокопроизводительного
и эффективного труда их работников.