Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:50, монография

Описание работы

Целью исследования является создание комплексного подхода к правовым вопросам услуг, формирование теоретической концепции услуг и обслуживания и определение путей совершенствования правового регулирования на основе критического анализа действующих нормативных актов в сфере производственно-технических услуг и обслуживания.
Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
- исследования экономических понятий услуг и обслуживания, формулирования юридического понятия и раскрытия природы договоров услуг обслуживания;
- характеристики обеспечительно - вспомогательной функции договоров услуг;
-проведения классификации договоров услуг, выявления их места в системе обязательственного права;
- раскрытия содержания договоров услуг на основе анализа нормативных актов и договоров;
-разработки предложений по применению новых форм организационно-технического обслуживания и опосредованных ими договоров;
- разработки предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой области отношений.

Содержание

Введение
Глава1. Экономико-правовые концепции услуг и обслуживания………
1. Экономические концепции понятия и содержания услуг…
2. Гражданско-правовые концепции соотношения понятия «услуга» и «обслуживания»…
Глава 2. Понятие, содержание и классификация договоров производственно-технических услуг в сельском хозяйстве..
1. Понятие и основания возникновения обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям….
2. Соотношения объекта и предмета обязательств по оказанию производственно -технических услуг….
3. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
4. Содержание обязательств по оказанию производственно-технических услуг в сельскохозяйственной сфере……
Глава 3. Правоотношения услуг в условиях рыночной экономики……
1. Общее и особенное в обязательствах по оказанию услуг сельскохозяйственным предприятиям…
2. Совершенствование правового регулирования сельскохозяйственных договоров услуг….
Список использованной литературы..

Работа содержит 1 файл

Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве.docx

— 327.77 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКО-ПРВОВОЕ КОНЦЕПЦИИ  УСЛУГ И ОБСЛУЖИВАНИЯ

§1. Экономические концепции понятия  и содержания услуг

В экономической теории и в частности  в политической экономии ранее не уделялось достаточного внимания проблемам  экономики и услуг. Развитие сферы  и расширение роли услуг в удовлетворении общественных и личных потребностей – основные причини, привлекшие внимание ученых как экономистов, так и юристов к данной проблематике. Становление и развитие сферы услуг и соответственно появление новых видов и форм услуг в условиях рыночных отношений находятся в непосредственной зависимости от уровня развития общества. Общественное разделение труда распространяется и на такие виды деятельности, которые связаны не с материальным производством, а с получением полезного эффекта труда, проявляющегося в различных формах услуг1, так как при перепроизводстве товаров в насыщенном рынке обостряется конкуренция именно в сфере услуг2. Однако, экономической наукой не выработаны критерии определения услуг. Продолжающаяся в течение ряда лет дискуссия среди экономистов затрагивает различные аспекты услуг: понятие, содержание, экономическая природа, вопросы классификации, состояние и перспективы развития. Как отмечалось, «это, пожалуй, одна из наиболее острых и популярных тем в современной экономической литературе»3. Конечно, это было в прошлом. Сегодня рынок и другие экономические   проблемы вытеснили вопросы услуг, но предавать их забвению нельзя сегодня. Нужно отметить, что понятие, экономическая природа и содepжаниe услуг в экономической литературе изучаются применительно к формам труда, формам продукта труда, в отношении к производственной и непроизводственной сфере и в их связи со стоимостью и прибавочной стоимостью. Экономической наукой не выработаны единое понятие и классификация услуг. В ней выделяется несколько направлений исследования услуг с той или иной стороны. Так, наряду с материальным производством и с непроизводственной сферой, получил распространение, вошел в обиход термин "сфера услуг", по поводу которого сложились в экономической науке различные и притом противоречивые взгляды. Одни авторы утверждают, что услуга является экономической формой непроизводительного труда4,  тогда как другие полагают, что " сфepa услуг" охватывает как отрасли мaтериального, так и нематериального производства5. В связи с этим среди ученых-экономистов нет единого мнения и о самом природе услуг. Отсутствие единого подхода обусловлено тем, что одни авторы как мы уже убедились, считает, что услуга является результатом непроизводительного трудна, а другие полагают, что она есть результат производительного труда.

Сказанное означает, что  услугам присуща общественная полезность,  удовлетворение определенных потребностей. Общественная полезность услуг многогранна, так как она способна удовлетворяя не только потребности граждан, но и потребности всей сферы народного хозяйства и общества а целом

Следует отметить, что  при определении понятий "услуга" и "материальное благо" ученые-экономисты исходят из материального содержания названных понятий, что связано с существующими концепциями о производительной и непроизводительной форме труда, В условиях товарно-денежных отношений услуги приобретают экономическую форму "товаров-услуг", обладающих как потребительной стоимостью, так и стоимостью6 . В связи с тем, что "услуги" как и "материальные блага" обладают общими экономическими свойствами, поиски реальных различий между ними должны проводиться в области не экономического содержания, а физической формы7,  считают одни авторы. Другие же полагают, что услуга есть специфическое экономическое отношение, а не форма продукта труда8.

Представляется, что первая позиция отражает высказанное К. Марксом мнение о том, что услуга это та особая потребительная стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару; но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги" потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности9 .Поскольку услуга как и любой другой товар обладает потребительной стоимостью, постольку она способна обмениваться на другой товар. Свойство услуги облениваться на другие товары называется меновой стоимостью. К. Маркс данное свойства услуг характеризовал следующим образок: "...для производителя этих услуг они товары. Они определенную потребительную стоимость и определенную меновую стоимость"10. Можно прийти к выводу, что услуга представляет собой товар особого рода. Своеобразность услуги как товара заключается в том, что, во-первых, потребительная стоимость не имеет вещественной формы11 в чисто экономическое смысле, хотя с естественно-научной или философской точки зрения, услугам присущ определенный материальный субстрат, так как в процессе, предоставления услуг задействованы как основные, так и оборотные средства производства или же человек как частица материи. Во-вторых, своеобразность услуги состоят в ее полезном эффекте, суть которого в зависимости от назначения и функции услуг может быть различной. Так, услуги в сфере производственно-технического обслуживания направлены на восстановление, хранение и поддержание работоспособности сельскохозяйственных машин и оборудования животноводческих ферм. В зависимости от назначения услуги могут быть основным, вспомогательными или обеспечительными. Представляется, что рассмотрение услуг в разных плоскостях наиболее полно раскрывает экономическое понятие услуг, так как сфера распространения услуг слишком широка и охватывает буквально все стороны общественной жизни, и поэтому маркетинг услуг не образует единой модели. 'Он зачастую осуществляется в качестве сопутствующей деятельности в комплексе с другими субмоделями маркетинга12. Следовательно, в зависимости от характера труда, способа воплощения, виды и назначения полезный аффект услуг может быть разнообразным. В связи с этим целесообразно отметить, что труд в сфере услуг отличается от труда в производственной сфере и по результату, так как первый не может выступать в физической форме, хотя частично овеществляется, тогда как второй выступает только в материализированной форме. Производительным, по мнению экономистов, является именно труд в производственных отраслях народного хозяйства13. Следует откатить, что экономисты, рассматривая ту или иную сторону услуг, обычно ссылаются на высказывания К. Маркса, в той мере, а какой это соответствует поставленные задачам. Так, услуга определяется некоторыми авторами как отношение по поводу использования людьми потребительной стоимости труда, по поводу использования людьми потребительной стоимости труда, по поводу непосредственного воздействия этого труда на человека14. Такое 'понимание услуг намного сужает границы действия услуг. Представляется уместным напомнить высказывание К. Маркса о ток, что “известного рода услуги... воплощаются в материальных продуктах… другие же не оставляют осязательного результата и в этом отношении не есть пригодный для продажей товар15. Существующая  категоричность о нематериальном, характере услуг не coвсем точна, хотя и не все услуги воплощаются в материальных продуктах. Степень материализации или превращения в товар различна. Стержневым признаком услуг как товара является потребительная стоимость, выступающая в форме полезного эффекта, Полезный эффект услуги наиболее объемное понятие и включает в себя совокупность полезных свойств, удовлетворяющих потребностям того или иного субъекта общественных отношений. Анализируя экономическую природу услуг Я.С. Ядгаров отвечает, что главные расхождения во взглядах экономистов сводятся к отсутствию единства в толковании сущности и содержания cамой природы услуг16. Так, одни авторы полагают, что по своей социально-экономической природе услуга как экономическая категория выражает определенные общественные отношения, которые складываются по поводу полезного действия труда, потребляемого в качестве товара, вещи, деятельности или присвоения его результатов17. Другие же считают, что услуги, выступают не в форме, не в качестве вещи, а лишь в качестве деятельности18. По мнению О.И. Шабанова, услуга является особой потребительной стоимостью, полезный эффект которой не всегда проявляется в вида свойства вещи, а создается деятельностью19 . Э.М. Агабабьян определяет услугу, как полезный эффект, который возникает в результате процесса производительного труда, как целесообразной деятельности20, и таким образов удовлетворяющий потребности человека. У.К. Шедонов и Н.А. Базиков пришли к выводу о том, что "блага и услуги имеют вечное материальное и нематериальное содержание, т.е. овеществляются в материальном продукте или же реализуются в виде полезного эффекта деятельности и поэтому составляют систему отношений между производителями и потребителями по поводу продуктов труда в виде материальных благ и потребления труда в виде деятельности21.  Несмотря на различные подходы к экономической природе услуг авторы солидарны в определении услуг как потребительной стоимости, выступающие в виде полезного эффекта труда или же товара. Исходя из изложенного можно выделить несколько признаков услуг, отличающих их от материальных благ. Как отмечалось, услуги и товары своей экономической природе идентичны, так как и "услуги" и "товары" обладают потребительной стоимостью в связи с этим и стомостью. Следовательно, отличающий признак услуги, во-первых, выходит за рамки экономического содержания и поэтому выступает в определенной форме. Во-вторых, полезный эффект услуги предоставляется тогда, когда в нем возникает необходимость. Таким образом, исходные в движении услуги является нуждающийся в удовлетворении потребности то или иной субъект общественных отношений. Следует, однако, отметить, что полезный эффект услуги имеет некоторые особенности, т.е. она потребляется в зависимости от ее функции либо в процессе целесообразной хозяйственной деятельности услугодателя, либо впоследствии, т.е. присваиваются ее результаты. Поскольку полезный эффект услуги удовлетворяет наряду с потребностями человека и производственные потребности, постольку производство услуги от продукта личного, конкретного превращается в общественное. В связи с этим нужно отметить, что в экономической науке, наряду с услугами личного характера, получили широкое рас пространение   "производственные услуги"22, которые многими авторами не берутся во внимание, однако, природа определенных потребностей общественного производства наделяет полезный эффект услуги такой способностью. Полезный эффект услуги не может быть однозначным в отношениях со всеми услугополучателями. Так, в отношенияx, в которых услугополучателями выступают граждане, он наиболее конкретен и предоставление его свидетельствует об удовлетворении явно выраженных потребностей. Что же касается других субъектов-услугополучателей, полезный эффект услуги получает совсем иной характер. В сфере производства в целом и производственно-техническом обслуживании в частности он приобретает иной характер, поскольку он необходим для обеспечения нормального функционирования этих отраслей. В этой связи в литературе преобладает мнемие о том, что услуги в основное играют вспомогательную роль в процессе производственно-хозяйственной деятельности, с чем трудно не согласиться.

   Производственные услуги выделяются по той причине, что они функционируют отдельно от процесса производства и не входят в компоненты технологического процесса, но все же способствуют выпуску конечного продукта. Следовательно, полезный эффект услуги выражается в этих отраслях в создании оптимального условия и рационализации производственного процесса посредством освобождения производителя от выполнения вспомогательных операций по поддержанию работоспособности как основных, так и оборотных средств. Однако в экономической литературе существует мнение о том, что неправильно относить к категории услуг некоторые виды труда, функционирующие как составная часть производственного процесса, какими бы далекими от основного производства в силу различных технических и других особенностей они не представлялись23. Интересно то, что экономисты признают услугу как полезное действие потребительной стоимости товара или труда, но только в отношениях, где услугополучателями выступают граждане. Это свидетельствует о том, что экономистами не выработаны стабильные критерии услуг, позволяющие выделить их в особую сферу, отличающуюся от сферы материального производства. Справедливости ради нужно ответить, что невозможно определить жесткие пределы действия полезного эффекта услуги, потому что он проявляется как в сфере материального производства, так и в   непроизводственной сфере. Представляется, что "услуга" и "товар" являются формой продукта труда и поэтому обладают многий общим. Услуга как продукт труда осуществляется не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. Следовательно, потребительная стоимость услуги направлена на удовлетворение потребности других субъектов экономического отношения, а не самого создателя. Услугодателя же услуга интересует постольку, поскольку она способна облениваться на другие вида продукта труда, коими могут быть деньги и удовлетворение коммерческого интереса. Нужно, однако, отметить, что полезный эффект услуги не может находить свое выражение подобно товарам, хотя их потребление оставляет определенный материальный след. Так, восстанавливается первоначальное состояние сельскохозяйственных машин, сохраняется сданная на хранение вещь, грузы и пассажиры оказывается перевезенными и т.д., и т.п. Следовательно, в зависимости oт назначения и функции услуги могут удовлетворять разнообразные потребности. Все же услугам присущи несколько признаков, посредством которых они отличаются от товаров. Как уже отмечалось, одним из основных признаков, xapaктeризувющих услугу, является отсутствие физической формы, к которому примыкают еще такие свойства услуги, как неосязаемость, неспособность к хранению, а в подавляющее большинство случаев - неотделимость от предоставляющих услугу лиц. Отсутствие четких критериев отделения сферы услуг и обслуживания от сферы материального производства или непроизводственной сферы объясняется тем, что в материальном производстве есть и такие фикции как хранение, транспортировка, где результат труда не воплощается в отдельно существующее продукте, а выступает в виде полезного эффекта данной деятельности. В связи с изложенным, можно сказать, что нельзя оперировать четкими критериями при определении материальных и чистых услуг или же сферы услуг и сферы обслуживания. Как правильно отмечает Я.С. Ядгаров, по характеру труда услуги в бытовом обслуживании подразделяется на две группы: производственные и непроизводственные24. Кстати, при рассмотрении деятельности транспорта следует вывод о том, что предмет труда подвергается материальному изменении. Но этому можно сказать, что несмотря на отсутствие вещественного результата, транспорт относятся к сфере материального производства и соответственно этому услуги, оказываемые транспортом, относятся   к   материальным   в   силу   их особой роли в сфере

материального производства, так как  полезный эффект получается в результате воздействия на силы природы. В связи  с этим к материальным услугам  относятся все виды услуг, оказываемые  в непосредственном воздействии  на природы. Для отнесения того или  иного вида услуг к материальным не обязательно выделение четырех фаз воспроизводственного процесса. "Люди и товары едут вместе с определенным средством транспорта и движение последнего, его перемещение и есть тот процесс производства,  который оно создает". Следовательно для тех, которые потребляют полезный эффект транспорта, интерес представляет сам процесс производства, выступающий как процесс и как результат. Однако этот результат или полезный эффект не отделим от самого процесса производства во времени и пространства.

Такте образом, а зависимости от объекта а процессе предоставления услуг выделяются или же не выделяется отдельные процессы воспроизводства. Объектом услуги могут бить как вновь созданные, так и бывшие в потреблении материальные продукты. Посредством предоставления услуг услугодатель, как и любой другой участник расширенного воспроизводства, участвует в создании материальных благ, однако, это участие носят косвенный характер, хотя является основным в плане создания нормальных условий осуществления основной функции.

Следовательно, услуги в  одних случаях создают нормальную обстановку для производства материального продукта, в других случаях - способствует восстановлению полезных свойств вещей, в-третьих, направлены на поддержание и сохранение работоспособности, в-четвертых, воплощается в товарах, вещах. Так, предоставляя агро- химические услуги, стороны намереваются получить продукцию сельскохозяйственного производства не в процессе оказания услуг, а в будущем. Услугу же по хранению, обработке произведенной продукции оказывается с целью придания товарной формы и ее реализации, они воплощены в этих вещах.

  В экономической науке в  зависимости от характера отношений  услуг с вещами сложилось несколько  мнений. Так, В.Т. Баринов, выделяя материальные и нематериальные услуги, отмечает, что материальные услуги, воплощающиеся в материальных производственных стоимостях, увеличивают или сохраняют стоимость товара, нематериальные услуги не отделимы от исполнителя, не воплощаются в товарах и, естественно, непосредственно не принимают участия в товарах в создания стоимости, хотя опосредственно влияют на процесс воспроизводства25. Другие авторы полагают, что услуга - это полезное действие труда а рамках производственно-экономических отношений, результаты которого в виде продукта - товара (материальной услуги) или самой деятельности (нематериальной услуги) направлены на удовлетворение том или иной потребности26. А.Т. Затикян, выделяя производственные, общественные и личные услуги, полагает, что материальному производству предшествуют услуги, являясь предпосылкой развития материального производства27.  Этот вопрос рассматривается почти во всех работах, посвященных экономической природе услуги28. Классификации услуг, предложенные экономистами, страдают излишней односторонностью, поскольку они исходят исключительно из узких по объему задач, несмотря на ориентацию на маркса. одними авторами материальные услуги признаются, другими отрицаются; одни считают, что время производства и потребления совпадает, тогда как другие полагают, что такого совпадения нет. все услуги по cвоемy экономическому содержанию подразделены на два вида: услуги материальные и нематериальные услуги.

  Классификация услуг на материальные и нематериальные в зависимости от способа выражения и результата труда имеет важное теоретическое значение, так как в литературе бытует мнение о том, что труд, создающий услуги, вообще не может воплощаться в материально-вещественном продукте. так, э.м. агабабьян полагает, что "поскольку потребительная стоимость может быть выражена не только вещью, но и непосредственно полезной деятельностью, постольку для различия между ними в целях удобства нематериальная потребительная стоимость получает специфическое название услуга"29. несмотря на это, материальные услуги признаются, хотя и односторонне, так как, во-первых, отсутствуют единые критерии, позволяющие выявить материальные услуги, во-вторых, не совсем ясно: новый это материальный продукт или все же материальный продукт бывший в употреблении, в-третьих, следует разобраться, какое изменение вносится в предмет, объект, посредством оказания услуг, и, в-четвертых, нужно уяснить, какие услуги одновременно выступают и как деятельность, и как овеществление.

  Изложенное  означает, что при характеристике материальных услуг целесообразно исходить из всего комплекса перечисленных оснований с целью объективной оценки существующих явлений, тем самым выделив их в самостоятельную, отличную группу услуг от чистых услуг. Нематериальные услуги от материальных отличаются прежде всего по способам воздействия на предмет и результат, который ожидается. Следовательно, с доброкачественным оказанием чистых услуг связано и качество конечного результата. К числу так называемых чистых услуг, помимо услуг здравоохранения, просвещения можно отнести и другие виды услуг, оказываемые в других отраслях народного хозяйства. Так, авиационные услуги по своему способу и результату ничем не отличается от чистых услуг, предоставляемых гражданам. Например, авиационные полета с целью охраны лесов от пожара или же осуществление надзора за безопасностью предоставления газа, нефти и т.п. Здесь результат отсутствует и чистый характер услуги исходит прежде всего из основной функции авиации по оказанию услуг. Таких примеров примеров привести много.       

Допускается возможность воплощения услуги в состоянии пригодном для продаж, что означает существование отдельного результата - от деятельности, Выделяются материальные услуги, находящие воплощение в материальных уже существующих потребительных стоимостях. К таким услугам относятся транспортные услуги, услуга связи, услуги по хранению, переработке и т.д.

Уместно напомнить, что О.А. Красавчиков  считал недостаточным утверждение экономистов о том, что сфера обслуживания -это совокупность отраслей народного хозяйства, продукция которых выступает в виде определенной целесообразной деятельности в двух аспектах: во-первых, это определение не охватывает тех общественных  отношений, которые возникают и реализуется в процессе оказивая услуг гражданами другие гражданам и организациям. Подобные социальные связи не представляют той или другой отрасли народного хозяйства и, во-вторых, определение ущербно и в другом отношении. Народное хозяйство с точки зрения современных, воззрений дифференцируется не только по отраслям, Оно есть известная совокупность отраслей и сфер экономики30.

Информация о работе Прававое регулирование производственно - технических услуг в сельском хозяйстве