Организация консультационной службы в апк в регионах России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

Разработка и реализация концепции развития информационно-консультационной службы , основывается на необходимости создания такой системы, которая позволит на основе интеграции деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке органов управления АПК , обеспечивать ускоренное продвижение в производство достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Введение  

В ближайшие  годы предстоит значительное усиление работы по наращиванию темпов роста  производства в аграрном секторе  экономики, созданию гибкой и восприимчивой  к научно-техническому прогрессу  системы хозяйствования. Это возможно лишь при формировании рыночной и социально ориентированной инфраструктуры, включающей разнообразные механизмы поддержки сельхозтоваропроизводителей. 

По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса возникает  потребность в получении новой  информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное  использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, информационно-консультационная  служба  является действенным механизмом решения этой проблемы. 

Разработка и  реализация концепции развития информационно-консультационной  службы , основывается на необходимости  создания такой системы, которая  позволит на основе интеграции деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке органов управления  АПК , обеспечивать ускоренное продвижение в производство достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения. 

  

Состояние информационно-консультационного  обеспечения  АПК  

  

Возрождение современной  отечественной информационно-консультационной  службы  относится к началу 90-х годов прошлого столетия, когда были предприняты первые попытки реформирования агропромышленного комплекса. В 1993 г. по заданию Минсельхозпрода  России  Центральный НИИ инновационных проблем и маркетинга  в   АПК  разработал "Пилотный проект создания российской  консультационной   службы  для сельских товаропроизводителей всех форм собственности."  Заметным этапом в развитии отечественной информационно-консультационной  службы  стал "Проект по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве (АРИС)", осуществленный за счёт кредита Мирового банка реконструкции и развития. Созданные в рамках проекта в 26  регионах  страны информационно-консультационные  службы  способствовали ускорению научно-технического прогресса в отрасли, проведению аграрной и земельной реформы, адаптации сельхозтоваропроизводителей к новым условиям хозяйствования.                                                                              

Определенную  роль в становлении региональных информационно-консультационных служб сыграли проекты, реализованные при поддержке международных организаций и фондов, оказывающих техническое содействие  России . В частности, такие проекты были выполнены в Астраханской, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тюменской, Ярославской и других областях. 

Различный подход региональных органов управления  АПК  к задачам  службы  обусловил  многообразие её организационно-правовых форм. Так,  службы  функционируют: в качестве структурных подразделений органов управления  АПК ; в форме государственных  предприятий и учреждений; некоммерческих  организаций ; в составе образовательных учреждений системы дополнительного профессионального образования; вузов и НИИ.  

К настоящему времени  информационно-консультационные  службы  созданы в 65  регионах  и 265 районах. В них работает более 1800 специалистов, оказывающих активную помощь сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок.  Службы  всех уровней осуществили в 2002 г. свыше 214 тыс. консультаций по различным вопросам сельскохозяйственного производства. При этом количество запросов в службу  ежегодно возрастает. 

К оказанию консультаций помимо непосредственно специалистов ИКС, активно привлекаются также  работники органов управления  АПК , ученые и специалисты местных научных  организаций  и образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования. Учитывая особенности переходного периода экономики  АПК  особое внимание информационно-консультационные  службы  уделяют восстановлению экономики неплатежеспособных хозяйств, реформированию сельскохозяйственных предприятий, маркетингу, бизнес-планированию, то есть вопросам, тесно связанными с процессами рыночных преобразований. 

Основными пользователями  консультационных  услуг являются крупные хозяйства (56 процентов от общего количества, оказанных услуг). Каждый четвертый, клиент   службы  является представителем крестьянского (фермерского) хозяйства. Среди обратившихся в  службу   5 процентов представителей малых предприятий и 10 процентов владельцев  личных подсобных хозяйств. Указанные показатели свидетельствуют о востребованности  службы  сельхозтоваропроизводителями, независимо от их организационно-правовой формы. 

В тех  регионах , где  службы  успешно развиваются, они стали надежным каналом продвижения инновационных разработок в производство и оказывают существенное влияние на ускорение научно-технического прогресса в отрасли. К ним проявляется все больший интерес со стороны сельхозтоваропроизводителей, органов управления и других структур  АПК . 

Наряду с этим в деятельности региональных и районных ИКС имеются недостатки, сдерживающие эффективность работы  службы  и не позволяющие ей в полном объеме реализоваться в качестве важнейшей  компоненты рыночной  экономики. Информационно -  консультационные    службы   всех уровней недостаточно целенаправленно осуществляют поиск, апробацию и внедрение инновационных технологий, обобщение и распространение передового производственного опыта. Большинство региональных  служб  не ведут мониторинг потребностей сельхозтоваропроизводителей и практически не оказывают влияния на формирование заказов для науки на решение проблем,  необходимых рыночному производству. Крайне медленно формируется сеть районного уровня. 

Недостаточно осуществляется работа по подготовке и повышению квалификации кадров,   формированию и постоянному пополнению информационных баз данных, не используются в полной мере возможности современных телекоммуникационных систем. Отсутствие должного бюджетного финансирования не позволяет обеспечить  необходимую  материально-техническую базу  служб  и комплектование их высококвалифицированными кадрами. 

  

Цели и задачи информационно-консультационной  службы  

  

Основной целью  информационно-консультационной  службы  является повышение эффективности и устойчивости агропромышленного производства на основе освоения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации. 

Реализация данной цели предполагает решение информационно-консультационной  службой  следующих задач: 

оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в  освоении инновационных разработок, передового опыта и методов хозяйствования в условиях рыночной экономики; 

сбор, обработка  и доведение до сельхозтоваропроизводителей, востребованной ими  информации; 

участие, совместно  с органами управления  АПК , в  реализации государственной агропродовольственной  политики; 

консультирование  сельхозтоваропроизводителей по вопросам  организации  и управления производством, эффективных технологий, бизнес-планирования, бухгалтерского учета,  законодательства и др.; 

участие в реструктуризации и восстановления экономики неплатежеспособных хозяйств; 

повышение уровня знаний и практических навыков сельхозтоваропроизводителей и сельского населения; 

подготовка предложений  для органов управления  АПК  на разработку прикладных научно-исследовательских  работ; 

разработка и  реализация мероприятий по устойчивому  развитию сельской местности. 

  

Основные направления  развития 

 информационно-  консультационной   службы  

  

Исходя из современного состояния и перспектив развития  агропромышленного комплекса  формирование  информационно-консультационной  службы  в Российской Федерации в ближайшие годы должно пойти по следующим основным направлениям: 

завершение создания единой государственной сети информационно-консультационной  службы ; 

укрепление и  гармонизация связей между отдельными звеньями информационно-консультационной службы ; 

создание условий  для функционирования  служб  с различными организационно-правовыми  формами; 

совершенствование деятельности существующих и вновь  создаваемых информационно-консультационных  служб ; 

расширение масштабов  обслуживания сельхозтоваропроизводителей. 

Важнейшим условием развития информационно-консультационной  службы  является использование  современных информационных технологий, формирование новых информационных ресурсов, пополнение и актуализация  баз данных, совершенствование их структуры. В связи с этим необходима отработка  системы  организации  информационных связей  службы  с органами управления  АПК , разработчиками научно-технической продукции, поставщиками материально-технических средств, рыночными и другими субъектами  АПК . 

Формирование  информационно-технологической системы  и управление ею обеспечивается Российским центром сельскохозяйственного  консультирования в рамках единого  информационного пространства  АПК   России . 

Единое информационное пространство  АПК , структурированное компьютерными системами различных уровней, позволит информационно объединить отраслевые  службы  информации федерального, регионального и районного уровней в единую информационно-технологическую систему. Первичным звеном масштабируемой информационно-технологической системы должны стать локальные вычислительные сети (ЛВС) регионального и районного звеньев ИКС, сформированные на базе единых принципов и подходов. ЛВС предназначены для формирования и использования в режиме реального времени нормативно-правовых баз и информационно-справочных данных по различным отраслям агропромышленного комплекса. Значительная роль в иерархическом построении данной системы отводится региональным филиалам Российского центра сельскохозяйственного консультирования и структурам, на которые возложены функции региональных  ИКС.  Они  призваны формировать региональные информационные ресурсы с учетом особенностей сельскохозяйственного производства и обеспечивать их доведение до сельхозтоваропроизводителей.   

В рамках единой информационно-технологической системы ИКС должна интегрироваться с глобальной сетью Интернет для достижения наибольшего результата в сборе данных по вопросам, находящимся в компетенции  службы  всех уровней, а также для распространения и пропаганды инноваций. С помощью информационных технологий будет обеспечиваться также рекламная деятельность информационно-консультационной  службы . Важная роль отводится представительству ИКС в сети Интернет, формированию и ведению Web – сайтов  всеми субъектами информационно-консультационной деятельности. 

Создание информационно-технологической  системы ИКС позволит повысить уровень  информационного обеспечения субъектов  аграрного сектора экономики  страны. Для этого следует обеспечить интеграцию на федеральном и региональном уровнях  имеющегося и приобретенного, в том числе и за счет различных международных проектов, компьютерного и телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения и создать условия для технологического сопряжения указанных ресурсов. 

Одной из приоритетных работ  по реструктуризации  службы  является  привлечение к ее деятельности все большего числа структур  АПК . В первую очередь должны быть реструктурированы региональные и районные информационно-консультационные  службы , функционирующие в составе органов управления  АПК , как не отвечающие основополагающим принципам формирования и деятельности  службы . Необходимо шире использовать систему дополнительного профессионального образования в качестве базы региональных филиалов Российского центра сельскохозяйственного консультирования, практиковать создание отраслевых информационно-консультационных центров в составе вузовских и научных  организаций .  

Всемерную   поддержку должны получать коммерческие информационно-консультационные  службы . Однако в ближайшей перспективе информационно-консультационная  служба  будет ориентирована на оказание в основном безвозмездных услуг, особенно по общественно-значимым мероприятиям (выставки, обучающие семинары, опытно-демонстрационные участки, подготовка и распространение информационных материалов и др.). Доля платных услуг будет постепенно возрастать по мере возрастания  авторитета  службы  и  повышения платежеспособности  сельхозтоваропроизводителей. 

Важное значение в развитии информационно-консультационной  службы  будут иметь процессы, связанные с совершенствованием инновационного обеспечения  АПК . Их целью является создание условий для ускоренного освоения в производство инноваций и перевод хозяйствующих субъектов  АПК  на интенсивный путь развития, что может быть достигнуто посредством: 

Информация о работе Организация консультационной службы в апк в регионах России