Некомерческий сектор

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении природы и особенностей некоммерческого сектора в России, как института гражданского общества, характера его взаимодействия с государственным, муниципальным и коммерческим секторами экономики; условий и путей становления и развития некоммерческого сектора в России и производства социальных услуг.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы некоммерческого сектора экономики: сущность некоммерческого сектора и его роль в общества
2. Анализ эффективности НКО в России
2.1. Сравнительная характеристика НКО России и США
2.2. Оценка эффективности функционирования некоммерческого сектора в России
3. Пути повышения эффективности некоммерческого сектора
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР.docx

— 255.66 Кб (Скачать)

     Кроме того, главными тенденциями развития некоммерческого сектора России являются не только количественные и  структурные изменения, но и значительные качественные преобразования. Так, первые годы развития некоммерческого сектора (1991–1994 гг.), характеризовались бурным ростом числа НКО и их хаотической, в основном непрофессиональной деятельностью, претендующей на общероссийский или  даже международный уровень.

     Проблемы менеджмента НКО, профессионализма в некоммерческой деятельности стали главной характеристикой современного периода развития российского некоммерческого сектора и с большой долей вероятности можно предположить, что в ближайшие несколько лет эта основная тенденция (профессионализации некоммерческого сектора) будет усиливаться.

     Это положение подтверждается следующим:

     - появление ряда специальных обучающих курсов в высших учебных заведениях;

     - введение специализаций по подготовке кадров для НКО;

     - повышение уровня качества межсекторного взаимодействия (между бизнесом, органами власти и НКО); 

     - рост количества различных курсов и тренингов, числа профессиональных специалистов по файндрайзингу, PR, бухгалтерскому учету в НКО и т.д.

     Еще одна важная тенденция – переориентация на новые методы государственного регулирования  в отраслях, в которых сосредоточена  деятельность НКО (наука, образование, здравоохранение).

     Это означает учет [6. C.67]:

     - усиления стратегической составляющей (например, новых подходов к демографической политике, озвученных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию в мае 2006 г.);

     - содержания и хода выполнения национальных проектов;

     - усиления роли и значения конкурсного финансирования;

     - осуществления целого ряда пилотных проектов.

     Указанные тенденции позволяют сформулировать следующие выводы: в России становление  некоммерческих организаций связано  с кардинальными изменениями  политического строя, экономического уклада, форм организации общества в начале и конце XX в.; сильно различаются (по сравнению с зарубежными странами) налоговая политика, традиции благотворительности, добровольческого движения; некоммерческий сектор в стране – это сравнительно молодой сектор, его развитие происходит в сложных условиях; в настоящее время в некоммерческом секторе наблюдаются не только количественные и структурные изменения, но и значительные качественные преобразования; развивается инфраструктура некоммерческого сектора; значительно усиливается стремление к повышению профессионального уровня работников НКО, к использованию новых или адаптированных технологий управления в современных условиях. Таким образом, при разработке стратегий развития организаций некоммерческого сектора на ближайшую и долгосрочную перспективу необходимо в полной мере учитывать влияние продолжающихся реформ и их целевых ориентиров; специфику условий жизнедеятельности российских НКО; совершенствовать методологические аспекты их управленческой деятельности. 
 

     2.2. Оценка эффективности функционирования некоммерческого сектора в России

     Численность организаций некоммерческого сектора  экономики

     По  данным Росстата, общая численность  некоммерческих организаций (исключая органы государственной и муниципальной  власти) в России на 1 января минувшего  года  составляла 669,9 тыс. человек.

     Законодательство  предусматривает более 30 различных  организационно-правовых форм НКО. Такое  многообразие связано с тем, что  в отличие от коммерческих организаций  организационно-правовые формы НКО  устанавливаются не только Гражданским  кодексом (ГК РФ), но и рядом специальных законов.

     Примерно  половина от общего числа зарегистрированных НКО приходится на учреждения, общественные и религиозные организации (объединения) — 36% и 22%, соответственно, от общей численности НКО (рис. 2.2.1).

     По  данным Росстата, общая численность  НКО (исключая органы государственной  и муниципальной власти) в РФ за период с 1 января 2010 г. по 1 января 2009 г. увеличилась с 655,4  тыс. до 669,9 тыс., или на 2 %.

     Опережающими  темпами росло число ТСЖ (почти  на 20 тыс., прирост за год составил 77%), садоводческих и дачных товариществ (более чем на 2 тыс., прирост за год составил почти 5%), некоммерческих партнерств (более чем 1,5 тыс., прирост  за год составил 6,5%), потребительских  кооперативов (почти на 2 тыс., прирост  за год составил 2,2%). 

     Рисунок 2.2.1. Структура некоммерческого сектора

     Наибольшее  абсолютное сокращение числа наблюдалось  среди общественных и религиозных  организаций (их число сократилось  почти на 8,5 тыс., т.е. на 5,5%), фондов (их число сократилось на 1 тыс., т.е. на 3,5%).

     Динамика  изменения численности некоммерческих организаций в разрезе их основных организационно-правовых форм за период 2007-2010 гг. (выборочно) представлена на рисунках 2.2.2. и 2.2.3.

Рисунок 2.2.2. Число НКО (без органов государственной и муниципальной власти) в 2007–2010 гг., по данным Росстата на 01.01.2011г.

     В числе организаций, которые официальная  статистика относит к «некоммерческим» (опираясь на определение ГК РФ), есть такие, которые не относятся к  структурам гражданского общества. Вместе с тем уточнить границы можно, если воспользоваться подходом, принятым ООН. Согласно этому подходу, к некоммерческому  сектору как сегменту гражданского общества рекомендуется относить такие организации, которые отвечают пяти критериям:

    - представляют собой организацию, имеющую юридический статус;

    - не преследуют цель получения прибыли и не распределяют прибыль между учредителями, членами и участниками;

    - независимы от органов государственной власти;

    - являются самоуправляющимися;

     - образуются на основе добровольности, а не принуждения.

Рисунок 2.2.3. Число общественных и религиозных организаций (объединений) в 2007–2010 гг. (выборочно по годам, по данным Росстата на 01.01.2011г.)

     На  этих основаниях из общей численности  НКО (по данным Росстата) следует исключить  организации, не соответствующие указанным  критериям. Наиболее многочисленные группы — это органы государственной и муниципальной власти, созданные ими учреждения, а также потребительские кооперативы. За их минусом число российских зарегистрированных НКО составляло по данным на 1 января 2009 г. примерно 360 тыс. организаций.

     Согласно  результатам всероссийского обследования НКО, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ в 2009 году, доля реально действующих НКО в общей численности официально зарегистрированных составляет не более 38%. 

Рисунок 2.2.4. Распределение некоммерческих организаций по организационно-правовым формам, соответствующим критериям ООН для структур гражданского общества (по данным Росстата на 01.01.2011г.)

     Таким образом, в действующее ядро некоммерческого  сектора как сегмента гражданского общества сегодня в России входят приблизительно 136 тыс. некоммерческих организаций.

     Согласно  данным всероссийского обследования НКО (Всероссийское обследование НКО, проведенное  Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора  Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009 г.), в негосударственных  некоммерческих организациях по найму  на условиях полного или неполного  рабочего дня (полной или неполной рабочей  недели) трудится 1,13% экономически активного  населения России (люди в возрасте от 15 до 72 лет, по методологии МОТ). Данная категория используется для расчетов вместо доли занятых, чтобы снять зависимость занятых от экономических условий — уровня безработицы. Следует подчеркнуть, что занятость в некоммерческом секторе России носит, в основном, характер полной занятости — 79% сотрудников НКО работают полный рабочий день, то есть 40 часов в неделю. Частично занятые сотрудники НКО работают в среднем по 16,8 часов в неделю. В пересчете на полный рабочий день (при 40-часовой неделе) доля занятых в российском некоммерческом секторе составляет 0,89% численности экономически активного населения.

Рисунок 2.2.5. Трудовые ресурсы некоммерческого сектора (доля занятых в некоммерческом секторе в численности экономически активного населения в 2009 году, данные по России — 2010 г.)

     Труд  добровольцев в той или иной мере используют более 75% российских НКО. Общий  уровень вовлеченности в добровольческую  деятельность в некоммерческом секторе  в 2009 году составлял 3,02% от численности экономически активного населения (3,2% от числа занятых в экономике). В среднем добровольцы работают в НКО 26 часов в месяц. В пересчете на полную занятость получается, что трудовые ресурсы добровольцев равны 0,43% численности экономически активного населения или 0,46% от числа занятых в экономике. Таким образом, объем ресурсов добровольческого труда, задействованного в российских некоммерческих организациях, сопоставим с объемом трудовых ресурсов оплачиваемых сотрудников НКО. Можно дать и стоимостную оценку ресурсов труда добровольцев, участвующих в деятельности российских НКО: если бы труд добровольцев оплачивался также, как труд наемных сотрудников НКО, то стоимость ресурсов добровольного труда в некоммерческом секторе составила бы 16,5 млрд. руб.

     Уровень занятости и добровольчества  в российских негосударственных  некоммерческих организациях сопоставим с аналогичным показателем в  странах Восточной Европы, однако он значительно ниже, чем в странах  Западной Европы (рис. 2.2.6).

     

     Рисунок 2.2.6. Трудовые ресурсы некоммерческого сектора (в 2009 году, данные по России — 2010 год)

     Таким образом, уровень развития добровольческой  деятельности в российских НКО сопоставим с показателями других стран мира. В странах Восточной Европы он в среднем не ниже, чем в России. В целом добровольческая активность как повседневная социальная практика россиян достаточно высока. По данным всероссийского опроса населения, почти  треть граждан России за последние 2-3 года несколько раз добровольно  и безвозмездно трудились на благо  других людей (не членов своей семьи  или близких родственников), 9% россиян  делали это постоянно и 7% — лишь однажды. Кроме того, необходимо отметить, что почти половина наших сограждан предпочитает проявлять свою добровольческую активность в одиночку, а не в рамках деятельности в НКО.

     3. Пути повышения эффективности некоммерческого сектора

     Формы государственной поддержки НКО  определяются вышеописанными функциями  сектора. В общем виде это может  быть:

     - оплата за оказание услуг, ответственность за предоставление которых несет государство или местное самоуправление. Например, четко сформулированный государственный (муниципальный) заказ на предоставление общественно значимых услуг. Если в социальной сфере осуществлен принцип «деньги следуют за потребителем услуги», то используется система «ваучеров», и клиент самостоятельно решает, услугами какой организации он будет пользоваться;

     - более «мягкие» формы государственного финансирования в тех случаях, когда отсутствуют «стандартизированные» способы решения социальной проблемы или есть необходимость стимулировать инновации. Например, выделение государственных или муниципальных грантов на реализацию исследовательских или социальных проектов [8. C.11];

     - субсидирование деятельности НКО в целом, не связанное с конкретными проектами, используется на покрытие операционных (текущих) расходов. Как правило, предоставляется только организациям, действующим в общественных интересах и не распространяется на различные членские ассоциации;

     - специальные государственные программы развития инфраструктуры некоммерческого сектора по аналогии с развитием инфраструктуры малого бизнеса. Например, финансирование центров поддержки НКО, центров социального партнерства, обучающих программ и т.п.;

     - специальные программы развития инфраструктуры взаимодействия государства и общества в процессе принятия и реализации решений. Например, финансирование деятельности различных общественных палат, экспертных советов, проведения независимой экспертизы и мониторинга реализации государственных программ, участия неправительственных организаций в подготовке докладов о ходе реализации приоритетных национальных проектов.

     В международной практике используются самые разнообразные механизмы  финансирования НКО. Это может быть прямое (прямые бюджетные расходы) или косвенное финансирование (льготы, предоставленные НКО или физическим и юридическим лицам, которые делают пожертвования в адрес НКО. Среди таких льгот особый интерес представляет механизм так называемых «1% отчислений»: налогоплательщик имеет право дать налоговым органам поручение перечислить определенный процент подоходного налога в пользу одной из некоммерческих организаций из утвержденного государством перечня).

     Прямое  финансирование может предоставляться  либо непосредственно через бюджетные  программы (например, предусматривается  конкурсное размещение государственного заказа на выполнение услуг или государственного гранта), либо через специально созданные  государственные фонды. Если первый механизм известен в России, то второй практически не применяется [9. C.47].

Информация о работе Некомерческий сектор