Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:46, контрольная работа
Цель исследования состоит в изучении природы и особенностей некоммерческого сектора в России, как института гражданского общества, характера его взаимодействия с государственным, муниципальным и коммерческим секторами экономики; условий и путей становления и развития некоммерческого сектора в России и производства социальных услуг.
Введение
1.Теоретические основы некоммерческого сектора экономики: сущность некоммерческого сектора и его роль в общества
2. Анализ эффективности НКО в России
2.1. Сравнительная характеристика НКО России и США
2.2. Оценка эффективности функционирования некоммерческого сектора в России
3. Пути повышения эффективности некоммерческого сектора
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Кроме того, главными тенденциями развития некоммерческого сектора России являются не только количественные и структурные изменения, но и значительные качественные преобразования. Так, первые годы развития некоммерческого сектора (1991–1994 гг.), характеризовались бурным ростом числа НКО и их хаотической, в основном непрофессиональной деятельностью, претендующей на общероссийский или даже международный уровень.
Проблемы менеджмента НКО, профессионализма в некоммерческой деятельности стали главной характеристикой современного периода развития российского некоммерческого сектора и с большой долей вероятности можно предположить, что в ближайшие несколько лет эта основная тенденция (профессионализации некоммерческого сектора) будет усиливаться.
Это положение подтверждается следующим:
- появление ряда специальных обучающих курсов в высших учебных заведениях;
- введение специализаций по подготовке кадров для НКО;
- повышение уровня качества межсекторного взаимодействия (между бизнесом, органами власти и НКО);
- рост количества различных курсов и тренингов, числа профессиональных специалистов по файндрайзингу, PR, бухгалтерскому учету в НКО и т.д.
Еще одна важная тенденция – переориентация на новые методы государственного регулирования в отраслях, в которых сосредоточена деятельность НКО (наука, образование, здравоохранение).
Это означает учет [6. C.67]:
- усиления стратегической составляющей (например, новых подходов к демографической политике, озвученных Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию в мае 2006 г.);
- содержания и хода выполнения национальных проектов;
- усиления роли и значения конкурсного финансирования;
- осуществления целого ряда пилотных проектов.
Указанные
тенденции позволяют
2.2. Оценка эффективности функционирования некоммерческого сектора в России
Численность
организаций некоммерческого
По
данным Росстата, общая численность
некоммерческих организаций (исключая
органы государственной и
Законодательство предусматривает более 30 различных организационно-правовых форм НКО. Такое многообразие связано с тем, что в отличие от коммерческих организаций организационно-правовые формы НКО устанавливаются не только Гражданским кодексом (ГК РФ), но и рядом специальных законов.
Примерно половина от общего числа зарегистрированных НКО приходится на учреждения, общественные и религиозные организации (объединения) — 36% и 22%, соответственно, от общей численности НКО (рис. 2.2.1).
По данным Росстата, общая численность НКО (исключая органы государственной и муниципальной власти) в РФ за период с 1 января 2010 г. по 1 января 2009 г. увеличилась с 655,4 тыс. до 669,9 тыс., или на 2 %.
Опережающими
темпами росло число ТСЖ (почти
на 20 тыс., прирост за год составил
77%), садоводческих и дачных товариществ
(более чем на 2 тыс., прирост за
год составил почти 5%), некоммерческих
партнерств (более чем 1,5 тыс., прирост
за год составил 6,5%), потребительских
кооперативов (почти на 2 тыс., прирост
за год составил 2,2%).
Рисунок 2.2.1. Структура некоммерческого сектора
Наибольшее абсолютное сокращение числа наблюдалось среди общественных и религиозных организаций (их число сократилось почти на 8,5 тыс., т.е. на 5,5%), фондов (их число сократилось на 1 тыс., т.е. на 3,5%).
Динамика
изменения численности
Рисунок 2.2.2. Число НКО (без органов государственной и муниципальной власти) в 2007–2010 гг., по данным Росстата на 01.01.2011г.
В числе организаций, которые официальная статистика относит к «некоммерческим» (опираясь на определение ГК РФ), есть такие, которые не относятся к структурам гражданского общества. Вместе с тем уточнить границы можно, если воспользоваться подходом, принятым ООН. Согласно этому подходу, к некоммерческому сектору как сегменту гражданского общества рекомендуется относить такие организации, которые отвечают пяти критериям:
- представляют собой организацию, имеющую юридический статус;
- не преследуют цель получения прибыли и не распределяют прибыль между учредителями, членами и участниками;
- независимы от органов государственной власти;
- являются самоуправляющимися;
- образуются на основе добровольности, а не принуждения.
Рисунок 2.2.3. Число общественных и религиозных организаций (объединений) в 2007–2010 гг. (выборочно по годам, по данным Росстата на 01.01.2011г.)
На этих основаниях из общей численности НКО (по данным Росстата) следует исключить организации, не соответствующие указанным критериям. Наиболее многочисленные группы — это органы государственной и муниципальной власти, созданные ими учреждения, а также потребительские кооперативы. За их минусом число российских зарегистрированных НКО составляло по данным на 1 января 2009 г. примерно 360 тыс. организаций.
Согласно
результатам всероссийского обследования
НКО, проведенного Центром исследований
гражданского общества и некоммерческого
сектора ГУ-ВШЭ в 2009 году, доля реально
действующих НКО в общей численности официально
зарегистрированных составляет не более 38%.
Рисунок 2.2.4. Распределение некоммерческих организаций по организационно-правовым формам, соответствующим критериям ООН для структур гражданского общества (по данным Росстата на 01.01.2011г.)
Таким образом, в действующее ядро некоммерческого сектора как сегмента гражданского общества сегодня в России входят приблизительно 136 тыс. некоммерческих организаций.
Согласно данным всероссийского обследования НКО (Всероссийское обследование НКО, проведенное Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009 г.), в негосударственных некоммерческих организациях по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (полной или неполной рабочей недели) трудится 1,13% экономически активного населения России (люди в возрасте от 15 до 72 лет, по методологии МОТ). Данная категория используется для расчетов вместо доли занятых, чтобы снять зависимость занятых от экономических условий — уровня безработицы. Следует подчеркнуть, что занятость в некоммерческом секторе России носит, в основном, характер полной занятости — 79% сотрудников НКО работают полный рабочий день, то есть 40 часов в неделю. Частично занятые сотрудники НКО работают в среднем по 16,8 часов в неделю. В пересчете на полный рабочий день (при 40-часовой неделе) доля занятых в российском некоммерческом секторе составляет 0,89% численности экономически активного населения.
Рисунок 2.2.5. Трудовые ресурсы некоммерческого сектора (доля занятых в некоммерческом секторе в численности экономически активного населения в 2009 году, данные по России — 2010 г.)
Труд
добровольцев в той или иной мере
используют более 75% российских НКО. Общий
уровень вовлеченности в
Уровень занятости и добровольчества в российских негосударственных некоммерческих организациях сопоставим с аналогичным показателем в странах Восточной Европы, однако он значительно ниже, чем в странах Западной Европы (рис. 2.2.6).
Рисунок 2.2.6. Трудовые ресурсы некоммерческого сектора (в 2009 году, данные по России — 2010 год)
Таким
образом, уровень развития добровольческой
деятельности в российских НКО сопоставим
с показателями других стран мира.
В странах Восточной Европы он
в среднем не ниже, чем в России.
В целом добровольческая
3. Пути повышения эффективности некоммерческого сектора
Формы государственной поддержки НКО определяются вышеописанными функциями сектора. В общем виде это может быть:
- оплата за оказание услуг, ответственность за предоставление которых несет государство или местное самоуправление. Например, четко сформулированный государственный (муниципальный) заказ на предоставление общественно значимых услуг. Если в социальной сфере осуществлен принцип «деньги следуют за потребителем услуги», то используется система «ваучеров», и клиент самостоятельно решает, услугами какой организации он будет пользоваться;
- более «мягкие» формы государственного финансирования в тех случаях, когда отсутствуют «стандартизированные» способы решения социальной проблемы или есть необходимость стимулировать инновации. Например, выделение государственных или муниципальных грантов на реализацию исследовательских или социальных проектов [8. C.11];
- субсидирование деятельности НКО в целом, не связанное с конкретными проектами, используется на покрытие операционных (текущих) расходов. Как правило, предоставляется только организациям, действующим в общественных интересах и не распространяется на различные членские ассоциации;
- специальные государственные программы развития инфраструктуры некоммерческого сектора по аналогии с развитием инфраструктуры малого бизнеса. Например, финансирование центров поддержки НКО, центров социального партнерства, обучающих программ и т.п.;
- специальные программы развития инфраструктуры взаимодействия государства и общества в процессе принятия и реализации решений. Например, финансирование деятельности различных общественных палат, экспертных советов, проведения независимой экспертизы и мониторинга реализации государственных программ, участия неправительственных организаций в подготовке докладов о ходе реализации приоритетных национальных проектов.
В международной практике используются самые разнообразные механизмы финансирования НКО. Это может быть прямое (прямые бюджетные расходы) или косвенное финансирование (льготы, предоставленные НКО или физическим и юридическим лицам, которые делают пожертвования в адрес НКО. Среди таких льгот особый интерес представляет механизм так называемых «1% отчислений»: налогоплательщик имеет право дать налоговым органам поручение перечислить определенный процент подоходного налога в пользу одной из некоммерческих организаций из утвержденного государством перечня).
Прямое
финансирование может предоставляться
либо непосредственно через