Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:46, контрольная работа
Цель исследования состоит в изучении природы и особенностей некоммерческого сектора в России, как института гражданского общества, характера его взаимодействия с государственным, муниципальным и коммерческим секторами экономики; условий и путей становления и развития некоммерческого сектора в России и производства социальных услуг.
Введение
1.Теоретические основы некоммерческого сектора экономики: сущность некоммерческого сектора и его роль в общества
2. Анализ эффективности НКО в России
2.1. Сравнительная характеристика НКО России и США
2.2. Оценка эффективности функционирования некоммерческого сектора в России
3. Пути повышения эффективности некоммерческого сектора
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
С
одной стороны, некоммерческие организации
платят налоги; являются работодателями
(в настоящее время ими
В то же время, предпосылки повышения роли и значения некоммерческих организаций имеют не только экономический характер. В современных условиях всю их совокупность можно разделить на отдельные группы (табл. 1.1.).
Таблица 1.1.
Факторы | Содержание факторов |
Политические | Повышение уровня демократии и развития гражданского общества; гражданской активности; достижение компромиссов в обществе; формирование общественного мнения; выражение политических взглядов |
Исторические | Уменьшение негативных последствий реформ и контрреформ на разных исторических этапах развития страны; учет исторической обусловленности многочисленных реформ и исторических особенностей формирования российского менталитета |
Социальные | Возможность реализации личности; решение социальных проблем, оказание помощи государственным структурам за счет выполнения работ и предоставления услуг традиционным и нетрадиционным методами; удовлетворение социальных мотивов добровольцев; рациональное использование рабочего и свободного времени; |
Экономические | Учет цикличности развития экономики и необходимости перехода к новой информационной эпохе; тенденции расширения сферы услуг; удовлетворение общественных потребностей более высокого качества с меньшими издержками за счет привлечения дополнительных источников финансирования и добровольцев, использование инновационных способов и технологий работы, различных форм поддержки со стороны органов власти и коммерческих организаций, обеспечение экономического роста, занятости населения |
Организационно-управленческие | Упорядочение жизни общества, отдельных групп и движений, организация общественного контроля за действиями органов власти и других структур, формирование эффективных коммуникационных связей, ориентация на творчество использование современных методов управления |
Научно-технические | Ориентация на последние достижения научно-технического прогресса, получение, обработка, распространение информации |
Экологические | Акцент на актуальных проблемах, окружающей среды, влияние на экологическую политику государства |
Психологические и моральные | Ощущение поддержки и защищенности за счет создания различных групп по интересам нахождение единомышленников, удовлетворение различных потребностей |
Международные | Укрепление связей с зарубежными странами, сотрудничество по различным направлениям |
Итак, функционирование некоммерческих организаций в социально ориентированной экономике является общеэкономической закономерностью, при этом НКО являются и частью экономики, и важным фактором её развития.
Производя товары и услуги, некоммерческий сектор насыщает рынок и создаёт инфраструктуру услуг для небогатой части общества. Оказывая помощь наименее защищённой части общества, тем самым снижает уровень бедности и увеличивает количество потенциальных покупателей для бизнеса и налогоплательщиков для государства [3. C.93].
Кроме
этого, некоммерческий сектор предлагает
не только новых клиентов, но и новые
идеи (негосударственное
Он
лоббирует экономические
Влияние на развитие экономики определяется также тем, что НКО являются предметом отечественных и иностранных инвестиций, получая гранты, благотворительную помощь, членские взносы и т.д.; некоторые НКО (например, фонды) сосредотачивают большие финансовые ресурсы и распределяют их между различными субъектами (например, субъектами малого предпринимательства). Деятельность НКО сопровождается усилением конкуренции за получение финансов, заказов, грантов, участием в различных конкурсах, что, в свою очередь, ведёт к повышению качества товаров и услуг и их ассортимента. Кроме этого, их деятельность (особенно различных ассоциаций и союзов) способствует интенсивному накапливанию и обмену информацией об имеющихся социально-экономических проблемах и путях их решения, распространению отечественного и зарубежного опыта.
В
ближайшей перспективе
2.
Анализ эффективности
НКО в России
2.1. Сравнительная характеристика НКО России и США
При
многообразии некоммерческих организаций
имеется ряд специфических
В этих условиях требуется либо разработка новых, либо адаптация имеющихся технологий управления в соответствии с современными тенденциями развития некоммерческого сектора. При этом следует учитывать, например, ограничительный характер использования в стране зарубежного опыта.
В первую очередь, значительно различаются названия и границы, которые имеет сектор, называемый в России «некоммерческим».
Так, в США – это «третий сектор» (сектор неправительственных, негосударственных НКО) или «освобождённый от налогов», в Бразилии – «неправительственный сектор гражданского общества», в Великобритании – «добровольческий», в Германии – «сектор ассоциаций», в Египте – «сектор гражданских структур», в Индии – «дополнительный», в Италии – «третья система», во Франции – «социальное хозяйство», в Японии – «социальные корпорации»[4. C.25].
Во-вторых, значительны различия в истории становления и развития организаций некоммерческого сектора в РФ и за рубежом.
В
зарубежных странах расширение их деятельности
связано с эволюцией
В
России становление некоммерческих
организаций связано с
Так, освобождение от налогов является одним из основных рычагов американской экономики. Льготы, которые получают организации, освобождённые от уплаты налогов в соответствии с налоговым законодательством США, являются мощным фактором, способствующим созданию и существованию НКО (благотворительных, образовательных, научных и религиозных учреждений).
В РФ налоговая нагрузка коммерческих и некоммерческих организаций отличается, но не настолько, чтобы стать стимулом к развитию НКО.
Таким образом, в России, в отличие от зарубежных стран, не создано благоприятных налоговых условий для развития некоммерческих организаций и для расширения ими предпринимательской деятельности, в результате чего существенно сужается экономическая база НКО, возможности для самофинансирования, ставится под вопрос их финансовая устойчивость, так как появляется нежелательная зависимость от иностранных или отечественных источников финансирования, или происходит переход на полностью непрофессиональную добровольческую деятельность.
Традиции
отечественной
Добровольческое (волонтёрское) движение в России также развито намного слабее, чем в зарубежных странах и альтруистические мотивы помощи российскими НКО используются незначительно (тогда как в США, например, половина жителей еженедельно затрачивает около 5 час. на неоплачиваемый труд в организациях некоммерческого сектора). В табл. 2.1. указаны основные сходства и различия между НКО США и России3.
Таблица 2.1.
Сходства и различия НКО США и России
Характеристики | НКО США | НКО России |
Характеристика сектора в целом | Сектор устойчивый, НКО в Америке существуют давно, активно развивается порядка 45 лет | Сектор формировался
под жестким контролем |
Миссии организаций | Очень конкретны | Более глобальны |
Открытость организации | Организации более открыты, с готовностью предоставляют информацию по всем аспектам деятельности | Организации более закрытые |
Отношение к НКО со стороны общества | Развиты платные услуги и членские взносы – общество платит НКО и осознает это как необходимость | Отношение как к затратным, неэффективным, отсутствуют традиции оплаты услуг |
Условия развития | Богатые традиции благотворительности, благоприятная среда для развития сектора – законодательство, общественное мнение, налоговые льготы, существует система государственного социального заказа | Отсутствуют традиции благотворительности, добровольческого движения; государственная политика в отношении некоммерческого сектора не совершенна, не развита система государственной поддержки, льготного налогообложения, недостаточен внешний контроль, существуют негативные стереотипы отношения к НКО, нет поддержки и одобрения со стороны общества |
Источники финансирования | Основа финансирования – традиционный файндрейзинг, большое внимание уделяется членским взносам, есть программы увеличения членства в организациях, культивация доноров | Нет традиционного файндрейзинга, организации существуют на деньги учредителей или гранты зарубежных организаций, взносы и членство носят чисто символический характер |
Управление | Существует и хорошо развит институт Совета директоров, который играет роль «связки» между НКО и обществом | Нет практики Совета директоров. Внешние органы управления практически не работают |
*файндрейзинг – привлечение средств.
Результаты сравнительного анализа показывают, несмотря на то, что некоммерческий сектор в России – сравнительно молодой развивающийся сектор, но можно отметить высокие темпы роста количества НКО, повышение их роли и значения в экономике, политике, экологии, международной жизни.
Так, количество НКО в 1987–1988 гг. составляло всего 30–40 организаций. На 1 января 1999 г. (по данным Госкомстата) было зарегистрировано уже 163,9 тыс., а с учётом государственных и муниципальных НКО – 432,9 тыс. 4.
На 1 января 2000 г. в России было 485 тыс. НКО, из них на долю общественных и религиозных приходилось более 144 тыс. (29,7%), потребительских обществ и учреждений потребкооперации – более 74 тыс. (15,3%), фондов – свыше 17 тыс. (3,5%), 43,2% – на долю государственных и муниципальных учреждений и около 40 тыс. (8,3%) на другие виды организаций. На 01.01.2010 г., по данным Государственной счётной палаты РФ, общая численность НКО в экономике России составила около 600 тыс. организаций, из них 503 тыс., или 80,8% учитываются в секторной структуре экономики как некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства.
Стоимость продукции и услуг этих НКО составила 143,2 млрд. руб., или 1% ВВП.
Для сравнения [5. C.39]:
- в США в середине 90-х годов общее количество НКО составляло более 1 млн. (при 18 млн. организаций и фирм, зарегистрированных во всех секторах);
- в Великобритании их число превышало 250 тыс.;
- в Германии – около 65 тыс. или почти по одной организации на каждую тысячу населения страны.
Количество занятых в некоммерческом секторе составляет: 7 млн. чел. в США, 1,4 млн. чел. во Франции, Германии и Великобритании, а в среднем это составляет 3,4% рабочей силы, начиная с 1% в Венгрии и до 7% в США.
В деятельность же НКО России вовлечено около 3 млн. чел.
Сохраняется
тенденция изменения