Методы решения проблемы совершенствования государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей про

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:00, курсовая работа

Описание работы

По прогнозам ученых XXI век станет одним из самых сложных в развитии человечества. Причинами тому являются: истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, ограниченность сельскохозяйственных площадей, чрезмерный рост населения, многое другое. При инерционном развитии планеты к 2030 году наступит обвальное уменьшение макропоказателей мировой системы, имеющей пределы роста, которые нельзя переходить.

Содержание

Введение...............................................................................................................................4
1.Роль некачественных, фальсифицированных и суррогатных алкогольных напитков в дестабилизации алкогольного рынка России………………………………………….7
2.Информация о производстве и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации в настоящее время……………………………...21
3.Первоочередные задачи, подлежащие решению в вопросе совершенствования системы государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции………………………………………………………….25
4.Концентрация полномочий по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в едином федеральном органе исполнительной власти………………………………………….30
5.Создание автоматизированной системы ведения баланса спиртов (пищевых и технических), производимых и реализуемых на территории Российской Федерации………………………………………………………………………………..34
6.Восстановление достоверного учета товарооборота и его совершенствование на базе внедрения передовых технологий…………………………………………………37
7.Максимальное сокращение существующих административных барьеров, препятствующих продвижению на рынок легальной алкогольной продукции……...43
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список используемой литературы……………………………………………………...54

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 427.50 Кб (Скачать)

     бывшее  Минэкономразвития Российской Федерации  занимается квотированием сводного объема спирта, как пищевого, так  и непищевого. Однако объемы спиртов, никаким образом не увязываются в единое целое, что приводит к созданию большого теневого сектора, прежде всего безакцизных товаров двойного назначения;

     бывший  Минпром Российской Федерации только регистрирует оборудование и технологии для производств, выпускающих непищевой спирт;

     Субъекты  Российской Федерации проводят контроль качества алкогольной продукции, в  основе которого лежит, прежде всего  документальное подтверждение легальности  оборота. Однако, достоверная балансовая оценка товарных потоков алкогольной продукции по региону не проводится. Основной инструмент организации такой оценки находится в территориальных налоговых органах в виде разрабатываемого и внедряемого в ряде Субъектов ПИК «Госмонополия РСМ».

     

     В целях эффективного управления алкогольной отраслью целесообразно основополагающие функции, разбросанные по указанным министерствам, свести в указанный выше Единый федеральный орган (ЕФО) по контролю за производством и оборотом спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ.

     В этих целях:

     Передать  Единому федеральному органу следующие  функции, находящиеся в министерствах  до начала административной реформы:

     от  Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам лицензирование видов деятельности, декларирование, технологический контроль;

     от  Министерства сельского хозяйства  Российской Федерации госрегистрацию оборудования и продукции, а также  вопросы квотирования на базе системы  контроля и учета фактического использования  спирта;

     от  Министерства экономического развития и торговли - вопросы квотирования как пищевого, так и непищевого спирта и регистрацию всех спиртов;

     от  Министерства промышленности регистрацию  оборудования и технологии непищевых  спиртов, а также координацию (управление) отраслью производства непищевых спиртов.

     Возложить на Единый федеральный орган дополнительные функции:

     разработка  и принятие проектов концепции развития отрасли в целом;

     разработка  и сопровождение до принятия необходимых  в работе законов и нормативных  актов;

     управление  ФГУП «Росспиртпром» и ФКП «Союзплодимпорт»;

     координацию взаимодействий с Федеральными министерствами и ведомствами, в том числе  и правоохранительными органами;

     создание  и последующее руководство ФГУП «Ростехспиртпром»;

     организацию акционирования ФГУП «Ростспиртпром», ФКП «Союзплодимпорт» и ФГУП «Ростехспиртпром»;

     разработка  и внедрение совместно с Государственным  Таможенным комитетом механизма  контроля за оборотом и качеством  импортной продукции и т.д.

     

     

     С учетом стратегической важности проблемы (существенный доход в бюджет, потребность в снижении смертности населения и так далее) контроль за деятельностью Единого федерального органа и Федерального информационного центра учета акцизов должны осуществлять первые лица государства. Так как  в основе рассматриваемой проблемы стоит вопрос о легализации производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащий решению посредством создания, описанного ниже информационного центра, то в большей степени имеет готовность к созданию и обеспечению работоспособности Федерального информационного центра Министерство финансов Российской Федерации (федеральное налоговое агентство). Передача федерального информационного центра другому министерству в лучшем случае значительно отодвинет во времени решение проблем рассматриваемых в данной аналитической записке. Для концентрации же полномочий в Едином федеральном органе целесообразно создать структуру исполнительной власти сходную с Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.  

     В состав Единого федерального органа необходимо включить следующие управления:

     1.   Организационно-плановое управление.

     2. Управление лицензирования, сертификации, государственной регистрации предприятий отрасли и обеспечению контроля за их производством.

     3.    Управление экономического анализа,  декларирования и перспективного  планирования отрасли.

     4.    Административно-хозяйственное управление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5.Создание автоматизированной системы ведения баланса спиртов (пищевых и технических), производимых и реализуемых на территории Российской Федерации

     

     

     В виду необходимости создания системы  учета товарно-материального баланса  отрасли и сведения большого объема информации (пункт 1), связанной с  производством и реализацией алкогольной продукции на территории Российской Федерации (декларации по закупкам сырья, произведенного и реализованного спирта, перемещаемой в оптовом звене готовой алкогольной продукции и ее объемах, фактически реализуемой в рознице и в системе общественного питания), возникает потребность в создании Федерального информационного центра. Данная система длительное время находится в стадии разработки в Министерстве финансов Российской Федерации. В целях ускорения дальнейшей разработки и внедрения рассматриваемой системы необходимо ее концептуальное утверждение Минфином РФ как соответствующий Федеральный информационный центр учета акцизов (ФИЦУА) при сопровождении производства и реализации акцизной продукции, прежде всего алкогольной.

     Учитывая, что в настоящее время основными дестабилизирующими алкогольный рынок страны факторами являются не только нелегальное производство спирта и алкогольной продукции, но и производство и оборот технического этилового спирта, спиртосодержащей непищевой продукции, а также денатурированных спиртов и денатурированной спиртосодержащей продукции, указанный выше Федеральный информационный центр учета акцизов должен сопровождать производство и реализацию всей спиртосодержащей продукции.

     В дополнение к сказанному и учитывая перспективную потребность в налаживании достоверного учета оборота проходящей через таможню продукции, Государственный таможенный комитет Российской Федерации утвердил целевую программу развития таможенной службы на 2004-2008 года, в центре которой находится внедрение электронного документооборота. Представляется целесообразным для объективной оценки всего объема реализуемой и производимой алкогольной продукции на территории Российской Федерации направлять в предлагаемый к созданию ФИЦУА информацию и по импортируемой алкогольной продукции, прежде всего объем поставляемых партий, наименование продукции, диапазон серии и номера используемых акцизных марок и получателя данной продукции.

     

     Существенным  звеном в организации достоверного учета  оборота алкогольной продукции и, как следствие, его качества, является введение механизма использования учетных марок (знаков). Учетные марки являются прототипом или аналогом акцизных марок. Так как акциз предлагается перенести на спирт, за маркой остается только функция контроля легальности оборота и качества продукции. Учетная марка несет на себе следующую информацию: логотип предприятия, номер и серию, а также скрытый элемент защиты, необходимый для подтверждения легальности марки при проверке контролирующими органами. Стоимость марки должна быть минимально возможной. Указанные марки предприятия-производители алкогольной продукции, поставщики импортной продукции и т.д. приобретают в объединении «Гознак» в количествах, необходимых для организации бесперебойной работы. Информация об объеме реализованных конкретным операторам алкогольного рынка марок в режиме «on line» передается в ФИЦУА. Предприятия, получившие учетные марки в объединении «Гознак», обязаны ежемесячно представлять в ФИЦУА отчет об их использовании. Несвоевременность представления отчетов является основанием для приостановки лицензии на производство. Более подробный алгоритм работы ФИЦУА представлен ниже.

     

     Создание  ФИЦУА является ключевым звеном в  сокращении теневого рынка алкогольной  продукции и значительного увеличения денежных поступлений от реализации акцизной продукции в консолидируемый бюджет. Определенный объем работ в данном направлении уже выполнен, что предполагает значительное сокращение  времени на конечную его реализацию. Одновременно с завершением работ по введению в действие региональных центров сбора информации необходимо в ближайшее время начать разработку и создание головного центра обработки информации (ФИЦУА). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6.Восстановление достоверного учета товарооборота и его совершенствование на базе внедрения передовых технологий

     

     

     Наличие достоверного документооборота достаточно для полного учета производства и оборота алкогольной продукции  и существенного сокращения теневого оборота алкогольной продукции. Однако, на практике товарооборот алкогольной продукции и документооборот, который должен его подтверждать, существенно разнятся. По вопросу необъективного отражения фактической информации о товарообороте алкогольной продукции с помощью искажения документооборота можно приводить множество примеров, таких как:

     -      перемещение от производителей  и оптового звена в розницу  по одним и тем же товаросопроводительным  документам нескольких партий  алкогольной продукции;

     -      получение оптовой организацией  с завода-производителя фактически  меньшей партии продукции с отражением в товаротранспортных документах большего перевозимого и перемещаемого объема;

     -      многократное использование копий  сертификатов соответствия, отгрузочных  накладных;

     -      отражение в товарно-транспортных  документах производителей  информации, отличающейся от указанной на этикетках и контрэтикетках реализуемой продукции;

     -      нанесение на алкогольную продукцию,  предназначенную для безакцизной  реализации, даты  розлива на внешней  стороне контрэтикетки вне технологической линии с помощью подручного инструмента в любой удобный для фальсификации товаросопроводительных документов момент;

     -      неоднократное выявление при  проверках подразделениями МВД  РФ наличия, прежде всего в  оптовых организациях, большого  числа фальшивых печатей различных операторов алкогольного рынка и так далее.

     Указанный перечень не является исчерпывающим  и не является предметом изучения в данной аналитической справке.

     Указанные недостатки часто пытаются подменить  тем, что в контроле оборота алкогольной продукции основной акцент сделан на анализ информации по акцизным маркам, находящимся на алкогольной продукции и контроле подлинности самих марок.

     

     Однако, не все федеральные специальные  марки имеют номер и серию, а имеют только разряд (например, маленький литраж), что значительно усложняет индивидуализацию учета каждой единицы алкогольной продукции и позволяет декларировать (показывать) партию алкогольной продукции с такой маркой неоднократно.

     Отсутствие  автоматизированной системы учета  перемещения алкогольной продукции по территории Российской Федерации, предоставляет реальную  возможность использования фальшивых, так называемых "зеркальных" марок, для выведения оклеенной ими продукции из под акциза и налогообложения. Так, начиная с 1995 года и по настоящее время, только по ликероводочной продукции разность между реализуемой продукцией (данные Госкомстат) и произведенной (декларации заводов-производителей) превышает 70 млн. дкл (приложения 13,14). Весь указанный объем при реализации имеет необходимый для этого комплект акцизных марок.

Информация о работе Методы решения проблемы совершенствования государственного регулирования производства и реализации алкогольной и спиртосодержащей про