Содержание
1. Постановка проблемы и необходимость
разработки программных мероприятий 2
2. Цели Программы и прогноз развития
сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы 4
3. Приоритеты аграрной политики. 8
Заключение 15
Список использованной
литературы 17
1. Постановка проблемы
и необходимость разработки программных
мероприятий
Аграрная политика — это политика, направленная на динамичное
и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе
роста жизненного уровня населения и общественного
процесса в стране.
Государственная программа
развития сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
на 2008 - 2012 годы разработана в соответствии
со статьей 8 Федерального закона "О
развитии сельского хозяйства".
Программа определяет цели,
задачи и основные направления развития
сельского хозяйства и регулирования
рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия, финансовое
обеспечение и механизмы реализации
предусматриваемых мероприятий, показатели
их результативности.
Экономический рост в сельском
хозяйстве продолжается последние
8 лет. С 1999 по 2006 год объем производства
продукции сельского хозяйства увеличился
на 34,4 процента.
Однако с 2002 года наметилась
тенденция снижения темпов развития
сельского хозяйства, их отставания
от темпов развития экономики в целом.
Если в 1999 - 2001 годах среднегодовой
темп прироста в сельском хозяйстве
составлял 6,8 процента, то в 2002 - 2006 годах
только 2,3 процента. Развитие сельского
хозяйства уступает развитию пищевой
и перерабатывающей промышленности,
использующей импортное сырье, объем
поставок которого растет быстрее, чем
внутреннее производство.
По отношению к субсидируемому
импорту продовольствия продукция
российских товаропроизводителей оказывается
неконкурентоспособной и вытесняется
с внутреннего рынка. Общий объем
импорта продовольственных товаров
и сельскохозяйственного сырья (кроме
текстильного) по сравнению с 2000 годом
увеличился в 2,9 раза. Особенно высока
доля импортной продукции на рынках
мяса и молока.
Если в растениеводстве
уровень производства 1990 года достигнут
в 2004 году, то в животноводстве к настоящему
времени он восстановлен лишь наполовину.
Между тем по мере роста доходов населения
Российской Федерации увеличивается спрос
на мясо-молочную продукцию.
Замедление экономического
роста в сельском хозяйстве, отсутствие
условий для альтернативной занятости
на селе, исторически сложившийся
низкий уровень развития социальной
и инженерной инфраструктуры обусловили
обострение социальных проблем села.
Около 60 процентов сельских жителей
имеют средний денежный доход
и 35 процентов - доход ниже прожиточного
уровня.
Основными причинами относительно
медленного развития отрасли сельского
хозяйства являются:
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В этих обстоятельствах создание
условий для устойчивого развития
сельских территорий, ускорения темпов
роста объемов сельскохозяйственного
производства на основе повышения его
конкурентоспособности становится
приоритетным направлением аграрной экономической
политики.
Динамичное и эффективное
развитие сельского хозяйства должно
стать не только общеэкономической
предпосылкой успешного решения
большинства накопленных в отрасли
производственных, финансовых, социальных
проблем, но и способом системного согласования
установок на удвоение валового внутреннего
продукта, сокращение бедности и повышение
продовольственной безопасности страны,
то есть должно обеспечить успешную реализацию
всего комплекса целей социально-экономического
развития страны в рассматриваемой перспективе.
2. Цели Программы и прогноз развития
сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы
Целями Программы на 5-летний
период являются:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Для достижения этих целей
необходимо решение основных задач
в рамках следующих подпрограмм
(направлений):
- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году);
- повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 процентов субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;
- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);
- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 процентов;
- совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов.
Основными условиями достижения
прогнозируемых темпов роста социально-экономического
развития сельского хозяйства на 2008 год
и на период до 2012 года являются:
- развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;
- развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов;
- ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление агропромышленным комплексом, зональных технологий сельскохозяйственного производства;
- улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;
- повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;
- создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.
Вместе с тем наращиванию
прогнозируемых темпов роста социально-экономического
развития сельского хозяйства на
2008 год и до 2012 года могут помешать
риски, сложившиеся под воздействием
негативных факторов и имеющихся
в аграрном секторе социально-экономических
проблем.
К основным рискам относятся
следующие:
- макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
- природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
- социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
- международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;
- законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации оформления прав собственности на землю. При этом сложности юридического оформления права собственности на земельные участки ограничивают возможность сельскохозяйственным организациям использовать землю в качестве предмета залога и не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях.
3. Приоритеты аграрной политики.
Задачей развития приоритетных
подотраслей сельского хозяйства является
выравнивание возникших диспропорций
в агропродовольственном секторе путем
поддержки тех производств, которые имеют
потенциальные преимущества на внутреннем
или мировом рынке, но без государственной
поддержки и регулирования не могут в
полной мере реализовать этот потенциал.
К таким производствам относятся производства
с длительным инвестиционным циклом и
более высокими требованиями к инфраструктуре.
Меры государственной поддержки в 2008 -
2012 годах направлены на стабилизацию поголовья
основных видов сельскохозяйственных
животных, а также поголовья в традиционных
отраслях животноводства - оленеводстве,
табунном коневодстве, овцеводстве и козоводстве.
Их развитие позволит не только увеличить
производство отдельных видов мяса, но
и поддержать сохранение традиционного
уклада жизни и занятости народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока.
Для обеспечения сельскохозяйственных
товаропроизводителей отечественными
племенными животными и сокращения
поставок их по импорту необходимо
укреплять существующую племенную
базу. К 2012 году племенная база России
должна обеспечить удельный вес племенного
скота в общем поголовье сельскохозяйственных
животных до 13 процентов.
Рост объемов производства
продукции животноводства будет
способствовать увеличению потребности
в продукции растениеводства, используемой
на корма животным. Повышение эффективности
отрасли растениеводства связано
с доступностью сельскохозяйственных
товаропроизводителей приобретения качественных
семян. Для воспроизводства семенного
материала высшей репродукции площадь,
засеваемая элитными семенами, должна
составить не менее 10 - 15 процентов
общей площади посевов, что обеспечит
внедрение новых сортов, адаптированных
к природно-климатическим условиям
регионов.
Развитие подотраслей растениеводства
имеет стратегическое значение для реализации
высоких потенциальных возможностей страны
на внутреннем и мировом рынках. Урожайность
зерновых культур в среднем по Российской
Федерации в 2008 - 2012 годах должна вырасти
на 14 процентов по сравнению с аналогичным
показателем за предшествующий период
(2002 - 2006 годы) и достигнуть 21,3 центнера
с гектара.
1)Приоритетное развитие
животноводства
Увеличение производства
животноводческой продукции к 2012 году
планируется обеспечить на уровне 32,9
процента по отношению к 2006 году, при
этом ежегодный рост индекса производства
продукции животноводства начиная с 2009
года должен составить не менее 5 процентов.
Вместе с тем объем производства скота
и птицы (в живом весе) к 2012 году по сравнению
с 2006 годом предположительно достигнет
11,4 млн. тонн, что составит 42,9 процента.
К 2012 году производство молока достигнет
37 млн. тонн, что превысит уровень 2006 года
на 17,8 процента.