Воздействие на аудиторию

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:10, реферат

Описание работы

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство — сильнейший рычаг культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
2. ВНЕШНИЙ ОБЛИК ОРАТОРА
3. ВНЕШНОСТЬ
4. МАНЕРЫ
5. КАК ТОЛЬКО ПРЕДОСТАВЯТ СЛОВО...
6. ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА
7. КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ
8. ПОЗА
9. ЖЕСТЫ
9.1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТА
9.2. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕСТАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Воздействие на аудиторию_Реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «братский государственный университет»

 

Факультет Экономика управления

Кафедра «государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

по курсу «Речевая коммуникация»

на тему

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АУДИТОРИЮ

 

ВЫПОЛНИЛА:             

Студент ___−го курса

заочного отделения

_______________________

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Братск − 2012


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

2. ВНЕШНИЙ  ОБЛИК ОРАТОРА

3. ВНЕШНОСТЬ

4. МАНЕРЫ

5. КАК ТОЛЬКО ПРЕДОСТАВЯТ  СЛОВО...

6. ВЫРАЖЕНИЕ   ЛИЦА

7. КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ

8. ПОЗА

9. ЖЕСТЫ

9.1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТА

9.2. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ  ЖЕСТАМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство  —  сильнейший  рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.


1. МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

 

Мастерство публичной речи состоит в умелом использова­нии  обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.

Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная  и  эмоциональная   сферы   восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.    

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное — неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.   

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины  и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

Главное, по его мнению, — это развитие в начинающем  ораторе чувства взаимообщения со слушателями, характерного для обычной беседы. Но такое простое на первый взгляд требование П. Сопер развивает в стройную и связанную в неразрывное целое систему методических правил и советов, которые облегчают задачи, стоящие перед новичком-оратором. Внимание  и интерес аудитории к выступлению  оратора, готовность воспринять, что он говорит, желание согласиться с ним и последовать его предложениям автор понимает не как заранее обеспеченное и неизменно  сопутствующее выступлению, а как нечто такое, за что оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или просто недоб­рожелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию — в зависимости от мотивов выступления. Цель речи является основным конструктивным элементом, положенным в основу деления речей на развлекательные., информационные,  воодушевляющие, убеждающие, склоня­ющие к действию. В связи с указанными предпосылками автор отводит в своей работе весьма значительное место вопросам психологии внимания и психологии слушателя вообще.

 

2. ВНЕШНИЙ  ОБЛИК ОРАТОРА

 

Лектор Сэм  Сэнфорд однажды   рассказал о случае, происшедшем  в фойе гостиницы городка, где он дол­жен был выступать. Молоденькая  продавщица   табач­ного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечером собирается послушать лекцию профес­сора Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, де­вушка внимательно окинула его взглядом  и  сказала: «Ну что ж... Все-таки я пойду».   К  счастью для хороших  ораторов (не для плохих), мнение о  них составляется по внешним   данным  во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным пу­тем. Слушатели  присматриваются  к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он пред­ставляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе—поло­жительное или отрицательное — и, сами того не созна­вая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне ора­тора и воспримут ли они то, что он им скажет. Высту­пить публично — это значит  дать слушателю возмож­ность познакомиться с вами, как говорится, и на ра­достей на горе. Если не на радость, если внешние дан­ные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели  всем необходимым   для публичного выступления. Но прежде  всего следует подтвердить основной прин­цип: подлинно движущая  и направляющая  сила  внеш­них данных и приемов оратора Заключается в его глубоком переживании  взаимного общения  с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения  в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, вооду­шевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией

 

3. ВНЕШНОСТЬ

 

«С лица не воду пить...» С неказистой внешностью ора­тору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на долж­ной высоте. Мужчина  только выиграет от того, что не будет похож на картинку из последнего журнала мод.   

Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид  отвечает требова­ниям слушателей и обстановки. Ваши товарищи  на ве­чернем собрании в клубе вряд ли ожидают,  чтобы вы предстали «перед ними, разодевшись в пух и прах. Да и преподаватель не потребует, чтобы для Очередного вы­ступления на занятиях студенты одевались по-празднич­ному. Но неопрятность может дорого обойтись. Прическа должна быть в порядке, руки и ногти — чисты, обувь — начищена, платье или костюм — тщательно  отглажены и аккуратно застегнуты. Даниэль Уэбстер, о котором го­ворили, что «никто не обладает таким величественным видом, как Уэбстер», был. поборником безукоризненной внешности. Ему и  в голову не пришло  бы  появиться перед аудиторией не застегнутым на все пуговицы. В на­ше время требования не так строги. Но мужчинам, по­жалуй, более  удобно выступать в  обычном костюме, если погода не слишком жаркая.   

Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Женщины должны снимать шляпы  с широкими  полями и вообще привле­кающие внимание головные уборы. Вуалетки не нужны. Перчатки и сумки  будут только мешать. Ничто у вас или при вас не должно  связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины  должны  быть чи­сто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, от­топыривающих карманы, и убрать торчащие из боково­го кармана карандаши  и ручки. Женщинам   рекомен­дуется по крайней мере  оставлять дома   кричащие украшения. Скромность  в  одежде  предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.

 

4. МАНЕРЫ

 

Надлежащие  манеры  оратора имеют  более сущест­венное значение, чем его внешность. В самом деле, если он развернется, то заставит забыть о своей внешности.   

Группа слушателей — нечто большее,  чем  простое скопление людей. Она подчинена  законам  психологии внимания. В ней каждый  склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или  неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естествен­ная заразительность настроений поможет  его поддер­жать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под своим влиянием.   

Психология слушателя  такова, что он  требует от оратора больше, чем это возможно   в  .ином случае. Когда разговаривают двое или трое  знакомых, их бе­седа протекает в обстановке свободы и равенства каж­дого при обмене мыслями. Совершенно иное — официаль­ная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе не склонен за­бывать, что приходится на время вашего выступления как бы поступиться своей индивидуальностью, пожерт­вовать удобствами и временем. В  силу  ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он от­дает себя временно во власть оратора. Одни пришли на собрание против желания,  лишь  подчиняясь  чувству долга; другие уступили  настойчивой  просьбе друга, мужа или жены.  Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые тре6ова,ния: они предоставили ему главную роль — оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слу­шателя немедленно' сменится разочарованием и досадой.   

Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают  потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если ора­тор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы он расто­пил ледок и сблизился с аудиторией, как добрый зна­комый. Подумайте,  какие возможности  поднять  на­строение упускаются оратором, когда он стоит в за­стывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор — живой человек, а не говорящий автомат.   

Нужно  овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу.  Вы  должны   быть скромны и в то же  время воодушевлены своими убеж­дениями. Неважно,  робели ли вы перед слушателями, внушали  ли им недоверие; ваше прямое дело—нала­дить с ними контакт.


5. КАК ТОЛЬКО ПРЕДОСТАВЯТ  СЛОВО...

 

Перед тем как выступить, следует, конечно, ознако­миться с условиями помещения. Отметьте,  каково рас­стояние между  вашим местом  и первым  рядом слуша­телей. Если речь произносится не с  эстрады или нет специально отведенного места для оратора, необходимо тщательно  выбрать место, с какого  говорить. Лучше всего говорить, находясь посередине, по возможности в нескольких футах от первого ряда и поодаль от перед­ней стены. Если  имеется какое-либо возвышение, на­пример эстрада, станьте на переднем крае, хотя бы даже впереди места, отведенного для оратора. Когда эстрада слишком  высока и отделена от слушателей или аудито­рия сравнительно невелика (например, не более 75 че­ловек), рекомендуется говорить, находясь на уровне слу­шателей. В  таких случаях необходимо предварительно договориться с председателем собрания. Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и распо­лагающей обстановки.  

Не  суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не засте­гивайте пиджак  или жакет, не  приводите в  порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. При­мите нужную  позу сразу, сделав последний  шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое место, обра­титесь к президиуму и затем к слушателям.  

Изберите  какую-либо принятую форму обращения: «Г-н председательствующий, леди и джентльмены...» В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени.


6. ВЫРАЖЕНИЕ   ЛИЦА

 

Случалось ли вам  когда-нибудь заглянуть через за­стекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений?  Если слушатели действительно заинтересованы, они  будут смотреть на лицо  оратора.  Лицо  его должно  быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению   вы начнете хму­риться или, мысленно витая где-то в пространстве, при­мете отчужденный вид.  

Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во  время  речи. Изучайте свое лицо. Что  происходит с  бровями, со лбом?  Разглаживайте набегающие  складки, расправ­ляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выра­жает? Если на нем «застывшее» выражение, упражняй­тесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные  различными эмоция­ми—печалью,  радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

 

7. КОНТАКТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ

До обидного легко оратору потерять контакт с ау­диторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуть­ся в заметки... Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий  наладить общение  со слу­шателями, зачастую  прибегает ко  всем приемам,  не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает с одного на другое, как застенчивый ребенок, стараю­щийся  как-нибудь выскользнуть из комнаты,  полной гостей.   

Но ничто не приводит окружающих   в такое смуще­ние, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора.   

Наличие  зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части  аудитории на другую. Это поможет  вам избежать  смущения, ко­торое «испытывают многие от упорного взгляда, натрав­ляемого на  них во время беседы  или публичного вы­ступления. Выберите отрывки  различной длины и  вы­разительности и упражняйтесь в произнесении  их, пе­реводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой  или с каждым  наиболее значительным словом. В  большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус.   

Информация о работе Воздействие на аудиторию