Влияние телевидения на общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Цель работы. Проанализировать влияние телевидения на общество.
Задачи работы. Изучить общую характеристику средств массовой информации; Рассмотреть телевидение как механизм социального контроля.
Соответственно цели и задачам основная часть работы состоит из двух глав. Общая структура работы выглядит следующим образом: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение и список литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Общая характеристика средств массовой информации...……………………4
2 Телевидение как механизм социального контроля…………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Влияние телевидения на общество .docx

— 63.00 Кб (Скачать)

В работе «Функции социального контроля, выполняемые изображением насилия в СМИ» Шаттенберг делает интересное замечание: полезность и польза, которую приносит телевидение, вовсе не уменьшаются от того, что образ, созданный телевидением, о системе социального контроля, имеет мало общего с реальностью. Телевидение приобрело социальные функции, которые когда-то приписывались системе публичного наказания Эмилем Дюркгеймом. Телепередачи на криминальные темы составляют вид общественного ритуала, где преступник определен, опознан и наказан (в полном соответствии вашим ожиданиям) и где восстанавливается нарушенная социальная норма. Таким образом, телевидение распространяет информацию о границе морали подобно тому, как это делали раньше публичные казни. Оно напоминает, что процесс социального контроля продолжает существовать, хотя он сейчас и скрыт от всеобщего обозрения в результате возросшей рационализации и бюрократизации общества. В реальном мире правосудие часто медлительно, неполно и вообще является делом грязным. Телевидение хотя бы на символическом уровне восстанавливает баланс в пользу социального порядка.

Этот пример с изображением насилия в СМИ показывает, что телевидение играет роль своеобразных очков, с помощью которых человек воспринимает мир, очков, рекомендованных не окулистом, а мастером по их изготовлению.

Наиболее интересным с точки зрения социологического анализа выступает процесс влияния телевидения на стратификационную структуру общества, на подтверждение или опровержение существующих социальных различий.

Здесь необходимо заметить, что в современном обществознании при всем многообразии объяснительных моделей существования социального неравенства преобладает подход, который во главу угла ставит индивида, его заложенные природные отличия. СМИ, в свою очередь, скорее подтверждают, чем ставят под сомнение индивидуалистическое объяснение процессов социальной стратификации. К. Гулд и С. Дагмар в своей работе «Телевидение: искаженный взгляд на бедность» говорит о стереотипе бедности, который создает телевидение: бедные редко недовольны своей судьбой или ставят под сомнение  справедливость самой системы; при этом реальные экономические трудности минимизируются или идеализируются.

В статье «Класс и род в развлекательных передачах на телевидении в прайм - тайм: наблюдения с точки зрения социалистов и феминистов" на основе анализа 10 самых высокорейтенговых передач прайм-тайма Х. Стивс и М. Смит утверждают, что понятие социального класса в телевизионных передачах чрезмерно упрощено и не способно отразить многое из социальной реальности.

Телевидение дает портреты только людей из высшего и среднего классов, а персонажи из среды рабочего класса практически отсутствуют. Женщины изображаются преимущественно как источник эмоциональной жизни для мужчин, или в связи с приобретением товаров и услуг, или в процессе поддержания и демонстрации своей привлекательности. В профессиональном плане они занимают подчиненное место по отношению к мужчинам и обладают меньшей властью . Брак играет значительную роль в достижении более высокой ступени в структуре занятости . Нет персонажей, которые представляли бы большинство женщин, т.е. имеющих низкооплачиваемые, считающиеся чисто женскими профессии - канцелярия, сфера услуг.

Конечно, любые заявления об эффективности СМИ в передаче различных точек зрения о процессах социальной стратификации является дискуссионным. Сообщения, передаваемые с помощью телевизионных образов, являются сложными символическими феноменами, глубоко укорененными в конкретных социальных и исторических условиях. Люди могут использовать их при объяснении социальной действительности; они могут влиять на формирование их взглядов, мнений о процессах социальной стратификации. Однако долгосрочный эффект воздействия телевизионных сообщений на когнитивные структуры, посредством которых люди обобщают и интерпретируют свой опыт и наблюдения, пока неизвестен.

В американской литературе по социологии и коммуникативистике нет систематического анализа ценностной структуры телевизионных передач, но ее можно попытаться воссоздать по большому количеству замечаний, сделанных о ней.

В основе телевизионной идеологии современного общества, базирующегося на частной собственности и законах предпринимательства, лежат следующие ценности: индивидуализм, протестантская трудовая этика (несмотря на то, что реклама и развитие культуры, ориентированной на потребление, разрушают ее), подчинение авторитетам и власти, жертвенность, дисциплина, образование (одновременно с некоторыми антиинтелектуалльными чертами), материализм, технологический прогресс, умеренность семья, плюрализм (если только различия и разнообразие не угрожает статус-кво) и институциональная ответственность.

Телевидение, как правило, показывает, что решение проблем лежит исключительно на индивидуальном, личностном уровне. Оно предполагает в своей основе консенсус ценностей и опирается на модель порядка, а не конфликта. Предлагаемые решения проблем, как правило, являются воображаемыми, так как они скрывают основной внутренний конфликт между ценностями и идеалами (например, счастьем и достижением) и институтами современного индустриального общества. Эти институты характеризуются процессами приватизации, рационализации и бюрократизации. Все это может сильно затруднить достижение идеальных целей. В свою очередь идеалы отражают основные моральные принципы, которые редко оспариваются .

Обобщая, можно сказать, что хотя телевидение имеет внешние ограничители (в виде цензуры и коммерческого спонсорства), в гораздо большой степени оно является жертвой ограничений, которые оно само на себя наложило, определив, что их главной целью является привлекать и развлекать как можно более широкую аудиторию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение  общей характеристики средств массовой информации, дало возможность более подробно рассмотреть телевидение как механизм социального контроля.

Проведенный анализ различных точек зрения и позиций исследователей, анализировавших деятельность телевидения, функционирующего в условиях развитой рыночной экономики, позволяет сделать вывод, что они констатируют его значительную роль в реализации механизма социального контроля общества. Вторгаясь во все сферы общественной жизни, телевидение оказывает колоссальное, все возрастающее влияние на общество, каждого его члена, что порождает еще одно «проблемное поле», которое требует особого внимания.

Сегодня у нас все чаще говорят о  насилии на телевизионных экранах. При этом на Западе не только ведут  разговоры, но и постоянно ведут  исследования о взаимосвязи насилия  на ТВ и преступности. Так, давно  уже выяснили, что показ на ТВ жестокости через десяток лет  увеличивает уровень преступности. В нашей стране, к сожалению, подобные исследования не проводятся.

И все  же, ТВ играет огромную роль в формировании человеческих ценностей. Но мы нередко  наблюдаем на телевизионном экране жестокость, убийства, прославление воров. В результате негативное воздействие  телевидения стало масштабной проблемой, уничтожающей сознание телезрителей.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Землянова Л.М.  Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции,  проблемы, прогнозы.  - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 271с.
  2. Полуэхтова И. А. Телевидение как механизм социального контроля. / Вестник Московского университета: Социология и политология. 1998. - № 1. – 152с.
  3. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Е.П. Прохоров – 7-е изд., испр. и доп. − М.: Аспект. 1995. - 294с.
  4. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1998. - 365 с.

1Землянова Л.М.  Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции,  проблемы, прогнозы.  - М.: Изд-во МГУ, 1995. - с.51.

2 Землянова Л.М.  Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции,  проблемы, прогнозы.  - М.: Изд-во МГУ, 1995. - с.51 -52.

3 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1998. – с.47.


Информация о работе Влияние телевидения на общество