Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:20, контрольная работа
Цель работы. Проанализировать влияние телевидения на общество.
Задачи работы. Изучить общую характеристику средств массовой информации; Рассмотреть телевидение как механизм социального контроля.
Соответственно цели и задачам основная часть работы состоит из двух глав. Общая структура работы выглядит следующим образом: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение и список литературы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Общая характеристика средств массовой информации...……………………4
2 Телевидение как механизм социального контроля…………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23
АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
______________________________
Факультет культуры
Кафедра ООД
КОНТРОЛЬЯ РАБОТА
по дисциплине: Медиапланирование
тема: Влияние телевидения на общество
Выполнил студент:
Группы 501 КВ 5 курса
Вечернего отделения
Квачев П.В.
______________________
(подпись)
Проверил:
Профессор
Вдовин В.Н.
______________________
(подпись)
Алматы, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 Общая характеристика средств массовой информации...……………………4
2 Телевидение как механизм социального контроля…………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем что, с средствами массовой информации общество сталкивается ежедневно (газеты, журналы, радио ТВ), каждое из них формирует то или иное мнение. Телевидение обладает большим преимуществом: оно доступно, привлекает свое внимание наличием звука, видеоизображением, оперативностью, массовостью. Другие СМИ неспособны все это объединить в себе, так газеты представляют печатную информацию, радио звуковую получая эту информацию общество вынужденно само додумывать, дорисовывать дополнительно к тому, что они получили, дабы воссоздать полное представление о полученной информации. Влияние телевидения столь значительно, что это необходимо осознать обществу и государству.
Необходимо, что бы телевидение играло не только роль всеобщего раздражителя, навязывающее людям свои вкусы и пристрастия, но и понимало свою ответственность; которые накладывает открытый доступ в дома миллионов людей.
Цель работы. Проанализировать влияние телевидения на общество.
Задачи работы. Изучить общую характеристику средств массовой информации; Рассмотреть телевидение как механизм социального контроля.
Соответственно цели и задачам основная часть работы состоит из двух глав. Общая структура работы выглядит следующим образом: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение и список литературы.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса.
Среди функций СМИ выделяют следующие:
- информационную (сообщение о положение дел, разного рода фактах и событиях);
- комментарийно - оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);
- познавательно - просветительную (передовая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);
- функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью; их влияние на взгляды и поведения людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально - политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства);
- гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает этическим потребностям адресата).
Основные задачи СМИ передача информации потребителям которая происходит различными путями (газета, радио, ТВ).
Разнообразие изданий и программ, составляющих систему средств массовой информации, явилось результатом возникновение и преобразования разных типов газет, еженедельников, журналов, каналов радио и телевидения в совокупности составляющих их программ.
Основной дифференциации послужило стремление разнообразить проблемно - тематическую направленность, обратится к разным слоям аудитории, сосредоточиться на освещении жизни различных регионов сфер деятельности, областях интересов, представить аудитории позиции разных общественных сил. Эти дифференцирующие факторы действуют постоянно и определяют процессы видоизменения системы СМИ в зависимости от характера содержания каждого из факторов.
Возникновение или выделения нового слоя аудитории (например, предпринимателей) привело к формированию целой группы изданий деловых СМИ; консолидирование ряда областей, расположенных в Сибири, ведет к созданию, допустим газету «Сибирь»; развертывание деятельности нового политического объединения способствует основанию издания, выражающего его точку зрения, - так появились «ЛДПР», «Демократическая газета» и другие издания.
При этом на информационный рынок выходят издания и программы как резко различающиеся (по тематике, масштабу аудитории, позициям), так близкие между собой в тех или иных аспектах. Таким образом возникают различные направления в формировании общественного мнения в СМИ.
По характеру обращению к тематическим пластам следует выделить универсальные издания и каналы ТВ и радио, в поле зрения которых (с учетом технической специфики прессы, радио и ТВ) находятся практически все сферы жизни общества (порой эти СМИ называют общеполитическими, что не очень удачно, поскольку в них затрагиваются не только политические вопросы). Обращаясь к широкому кругу тем, эти издания и программы (такие как, например газета «Кузбасс», журнал «Огонек», программа «Пульс») могут лишь касаться важнейших вопросов, притом в своего рода конспективной разработке. Поэтому возникает необходимость в СМИ, где в принципе те же тематические пласты смогли бы получить более полное и глубокое освещение, которые и формируют общественное мнение (в политике, медицине, культуре, экономики).
Наряду с универсальными существуют издания и программы многопрофильные, охватывающие ряд проблемно - тематических линий, связанных между собой определенными центрирующим направлением центрирующим и характером информации. Так, зарубежной проблематикой занимаются еженедельники «За рубежом» и «Новое время», но один из них строит свою работу, базируясь преимущественно на публикациях зарубежной прессы, а другой - на материалах отечественных авторов аналитиков международных отношений и если эти издания рассчитаны на самую массовую аудиторию, то журнал «Международная жизнь»' ориентируется в основном на специалистов. По своему многопрофильны также «Литературная газета» и «Культура», которые концентрируют свою информацию во круг широко понимаемых проблем литературной и культурной жизни, привлекая авторов преимущественно из кругов творческой интеллигенции.
Такие издания, как «Литературная газета», и «Культура», являются как бы переходными от многопрофильных к специализированным, обращающимся к одной проблемно - тематической линии. Таковы в частности, «Спорт экспресс», «Футбол», «Хоккей» и др. издания. Легко вместе тем заметить, что освещая спортивную тему в полном объеме или выбирая одни или несколько спортивных дисциплин (например, журнал «Спортивные игры»), эти СМИ ведут спортивную тематику широко, рассматривая социальные, этические, правовые и многие другие аспекты спортивной жизни, обращаясь при этом именно к массовой аудитории, а не к специалистом в данной области (хотя эти СМИ должны быть интересны и для специалистов).
Таким образом, в процессе дифференциации, при формировании всего разнообразия изданий и программ, складывается большая совокупность СМИ. Аудитории предстоит выбрать некоторые из них в соответствии с запросами и интересами и независимо от того, сознают эти журналисты или нет, между СМИ возникают отношения как между всеми сразу, так и между теми, к которым обращаются тот или иной слой аудитории.
Иной характер носит взаимодействие между изданиями и программами, учредителями и сотрудниками редакций которых являются представители различных общественно - политических позиций, а соответственно партий, ассоциаций, фронтов и других организаций. В обществе с развитой политической системы каждая из организаций имеет так или иначе фиксируемые политические, экономические, социальные цели, стратегические и тактические представления о путях их осуществления.
Соответствующие концепции составляют душу изданий и программ, ими учрежденных или организационно от этих организаций независимых, но разделяющих и поддерживающих их позиции. И взаимодействие между СМИ разных позиций (а диапазон их очень широк - от «правых радикалов» до «ультралевых») неизбежно приобретает характер политического соперничества за влияние на массовую аудиторию. Однако это соперничество носит разный характер и различающиеся формы .
Между изданиями и программами созданными или поддерживающими силы, позиции которых непримиримы (антагонистичны), идет борьба за исключительное влияние на общественность в целом или на ту ее часть (классовую, национальную, религиозную, и тд.), которой отдается предпочтение, чьи интересы выражает и на чью победу рассчитывает данная политическая группировка.
Простейшей формой координации журналисткой деятельности является налаживание выпуска газеты, журнала, радио- и телевизионной программы. Ведь уже на уровне функционирования одной редакции требуется выработка на определенный срок информационной политике по ведущим в данном органе проблемно - тематическим направлениям. При этом информационная политика определяется по большему кругу журналистских проблем: по политической линии издания (программы), основным проблемно-тематическим направлениям, характеру их ведения, системе рубрик, отношение к публикациям других СМИ, привлекаемым авторам, жанровой структуре и т.д.
При координации деятельности разных СМИ налаживается сотрудничество как по горизонтали - между «одномасштабными» изданиями и программами разного типа, распространяемыми или по всей стране, или в регионе, области, районе, так и по вертикале - между изданиями и программами различного уровня (скажем, между изданиями партии, рассчитанными на аудиторию всей страны, и изданиями, выходящими в регионах, вплоть до районных газет).
Однако преодолевая сложности координации, журналисты, придерживающиеся одинаковых ориентации, получают возможность с меньшей затратой сил добиться больших результатов, потому что в данном случае вступает в действие так называемые «эмерджентные» свойства системы, усиливается воздействие СМИ на аудиторию вследствие сложения сил дающего качественно иные результаты, большие, чем простая сумма итогов деятельности отдельных изданий и программ. Не случайно к примеру для органов журналистики официального характера, учредителями которых являются властные структуры, разрабатывается государственная программа информационной политики СМИ, а для ее реализации организуется совет по информационному обеспечению проводимой властями политики.
2 ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Современную урбанистическую культуру невозможно представить себе без телевидения. Телевизор стал неотъемлемым атрибутом жизненного мира современного человека, а телевидение превратилось в мощный общественный институт, поле приложений интеллектуальных усилий теоретиков - представителей разных общественных наук. Юристы рассматривают правовые вопросы функционирования телевидения, экономистов интересует телевидение как экономический институт, социологов - как институт, направленный на интеграцию или дезинтеграцию общественной жизни. Сейчас я попытаюсь рассмотреть телевидение как институт, оказывающий существенное влияние на общественные процессы, их конфигурацию, структуру, динамику.
Именно так определяли суть социологического направления в теории массовых коммуникаций его основоположники У. Шрамм, Г. Лассуел, П. Лазерсфелд, Р. Мертон, Б. Берелсон, У. Риверс, Г. Шиллер, Дж. Гербнер, и др. Специфика подхода к СМИ, по мнению этих исследователей, состоит в «изучение их структурно - функциональных взаимосвязей с общественными системами, гарантирующими гуманное равновесие между свободой и контролем, обусловленное в конечном счете осознанно - ответственным отношением к использованию СМИ на благо социального согласия»1
Характер взаимоотношений и взаимодействия общества и СМИ зависит от того, на каких базовых принципах они функционируют в конкретных политика - культурных и национально - государственных системах. Анализ организации и деятельность СМИ в разных странах позволил ученым сделать вывод , что, с одной стороны, любая общественная система так или иначе контролирует СМИ, а с другой - сами СМИ являются важнейшим источником контроля и формирования общественного мнения в обществе.
Телевидение, как и другие СМИ, служит политическим, социальным и экономическим интересам тех, кто господствует в обществе. Где - то такое служение обеспечиваются откровенным вмешательством правительства (с помощью цензуры и других средств контроля), где - то - боле тонкими экономическими (коммерческими) механизмами. Но находясь под контролем тех или иных социальных сил, телевидение само выполняет функцию социального контроля, воздействуя на общественное сознание, формируя общественное мнение, внедряя в массовое сознание определенные идеи, ценности, нормы, образцы поведения и др.