Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:25, дипломная работа
Целью моей дипломной работы является определение степени влияния средств массой информации на формирование нравственных ценностей и мировоззрения подрастающего поколения в современном обществе. В связи с этим целесообразно поставить следующие задачи:
рассмотреть средства массовой информации как часть медиакультуры современного общества, выявить определённые модели медиавоздействия;
Введение
Глава I. Средства массовой информации и воспитательное воздействие телевидения как лидирующего СМИ
§ 1. СМИ как часть медиакультуры. Основные модели медиавоздействия
§ 2. Роль телевидения в воспитании подростков
Глава II. Интернет и пресса как субъекты медиавоздействия на молодёжь
§ 1. Особенности влияния Интернет-СМИ на подрастающее поколение
§ 2. Влияние прессы на молодое поколение
Заключение
Список использованной литературы
Однако, по мнению других учёных, в частности А.Я. Флиера, соотносить генезис виртуальной реальности с компьютером было бы не совсем правомерно, так как в качестве аналогичного стимулятора может выступить, например, любое психотропное вещество. Если же обратиться к далёкому прошлому человечества, точнее ко времени возникновения языка, то можно сказать, что и язык является одной из первейших форм замещения реальных предметов и событий их символическими названиями: "Виртуальная реальность ведёт свой генезис отнюдь не от компьютера и даже не от схоластической философии, а из самых глубин первобытности - от начала символической деятельности человека, с созданием системы симулякров, лишь условно и конвенционально обозначающих предметы и события - слов, рисунков, лепных и резных изображений"30.
Виртуальная реальность имеет место на протяжении длительной истории развития человечества, тем не менее именно сейчас стала очевидной актуальность данного явления. Известный американский социолог Мануэль Кастельс в своих работах очень часто использует выражение "реальная виртуальность". В "Галактике Интернет" он пишет, что мы живём в условиях особой культуры, которая "является виртуальной, поскольку строится, главным образом, на виртуальных процессах коммуникаций, управляемых электроникой. Она является реальной (а не воображаемой), потому что это наша фундаментальная действительность, физическая основа, с опорой на которую мы планируем свою жизнь, участвуем в трудовом процессе, связываемся с другими людьми, отыскиваем нужную информацию, формируем своё мнение. Вот что отличает культуру информационной эпохи: именно через виртуальность мы в основном и производим наше творение смысла"31.
Действительно, инновационные технологии в сфере информации и коммуникации оказали невиданное ранее влияние буквально на все стороны общественной жизни, изменив сознание и социально-психологическое поведение людей. Виртуальная реальность порождает новые культурные идентичности и, возможно, новые проблемы. В частности речь идёт о создании виртуальной "личности" и определении грани между ней и реальным "я".
Интернет интересует личность прежде
всего как коммуникативное
Интернет как уникальная совокупность локальных, региональных, национальных и общемировых компьютерных сетей и универсальная технология обмена информацией - важнейший символ и главное связующее средство глобального информационного пространства. Он стал средством информационного обмена многих миллионов людей на всех континентах.
Сеть активно развивается, направления ее использования расширяются. Число только официально зарегистрированных пользователей сети в нашей стране уже превысило 5 млн. человек. Постоянно растут объемы информационных ресурсов, там представленных. Каждый день появляется более 3 млн. новых web-страниц. Но несмотря на то, что возможности, предоставляемые обществу Интернетом, поистине грандиозны, заметен и широкий спектр порождаемых ею опасностей32.
До сих пор отношение к интернету неоднозначно. Для одних он - универсальный источник разнообразной информации, принципиально новое средство организации всей жизнедеятельности на более высоком уровне. Для других - "мировая паутина", опутывающая и губящая души молодых людей, "электронный концлагерь", "всемирная сплетница", "оружие инквизиторов"33.
Получая несомненные преимущества от использования информационных систем, построенных на основе глобальных компьютерных сетей, общество постепенно входит в зависимость от их нормального функционирования34. Для молодых россиян пользование Интернетом является таким же признаком "символического потребления" и "жизненного комфорта", как собственный автомобиль или путешествие за границу. Молодежь обращается к услугам глобальной Сети в большинстве случаев для удовлетворения не когнитивных или профессиональных потребностей, а других, прежде всего досуговых целей. Данные факты заставляют вырабатывать новые подходы к защите интересов личности, общества, государства в этой сфере.
Ряд опасностей связан с попытками определенных политических сил использовать информационные возможности Сети для формирования общественного мнения, воздействия на массы в целях достижения своих интересов. Безусловно, подобному информационному влиянию в высшей степени подвержена наиболее массовая и активная часть аудитории Интернета - молодежь. На молодых людей буквально обрушивается поток информации, значительную часть которой они просто не в состоянии адекватно воспринять. Часть материалов, подаваемых в предвзятом виде, способна привести к нравственным деформациям, породить агрессию, стремление к проявлению насилия.
Проникновение материалов из Интернета в традиционные средства массовой информации стало обычным явлением, несмотря на то, что в глобальной Cети может быть опубликовано все, что угодно. Интернет-СМИ
отличаются от обычных средств массовой информации тем, что там можно публиковать новости не только дешево и оперативно, но и что самое примечательное - анонимно.
Так, отсутствие отлаженных правовых
механизмов влияния на представляемую
в компьютерных сетях информацию
позволяет размещать здесь
Анализируя влияние сетевых информационных ресурсов на формирование жизненных установок молодежи, допустимо рассматривать Интернет в качестве специфичной среды проявления общественных отношений. В этой среде представлены практически все социальные слои и возрастные группы населения, здесь нашли воплощение в той или иной форме большинство видов деятельности общества (политическая, финансово-экономическая, коммерческая, образовательная, культурная и т.д.), на основе общности интересов создаются многочисленные "виртуальные" группы территориально удаленных субъектов. В таких группах складывается своя внутренняя социальная иерархия, появляются формальные и неформальные лидеры.
Здесь получают развитие неизвестные
ранее формы общения и
Наблюдения показывают, что сетевая среда, как и социальная среда в целом, влияет на личность и нравственность людей, социально-психологические характеристики представленных в ней групп, порождает соответствующую мотивацию поведения, избрание конкретных средств достижения целей (в том числе противоправных). Именно поэтому сетевая среда все чаще выступает предметом исследований, направленных на изучение особенностей общения и взаимодействия пользователей, форм самовыражения личности, характеристик особых "виртуальных" коллективов. Становится очевидным, что процесс становления социальных отношений в новой информационной среде, не подкрепленный в достаточной мере ни соответствующими законодательными, ни нравственными установками, порождает неизвестные ранее формы негативного, девиантного поведения, особенно среди молодежи.
Известно, что изоляция субъекта с нестандартными (в том числе и негативными) установками от нормальных контактов в реальной микросреде в большинстве случаев приводит к тому, что он ищет признания в других местах среди подобных себе35. В таких случаях сетевое общение может помочь молодому человеку в известном смысле преодолеть внутриличностные и внешние конфликты, возникающие в семейных отношениях, отношениях со сверстниками и т.п. При этом индивид очень просто найдет в Сети поддержку и понимание практически в любых взглядах, которые отвергаются его конкретным окружением. Общаясь в Интернете, он может не только на время "менять" пол и имя, представать перед собеседником в ином физическом облике, но даже создавать свой новый образ - реализовывать, пусть "виртуально", свои фантазии, которые трудно или невозможно осуществить в обычном мире.
"Виртуальный" мир дает
дополнительную свободу
негативные социальные установки. Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие явления, как сатанизм, педофилия, и другие виды сексуальных извращений, наркотизм и т.п. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь.
Исследователи отмечают, что Интернет
усиливает процесс
Есть немало примеров, когда подростки используют сетевые возможности, чтобы досаждать людям, с которыми в реальной жизни их связывают неприязненные отношения. В США получило значительное распространение явление, обозначаемое как "киберпреследование", когда злоумышленник постоянно преследует свою жертву, направляя ей угрозы с помощью сетевых средств. Подобные случаи отмечаются и в отечественной практике.
Сетевая среда способна оказывать определенное влияние даже на психическое здоровье личности. Учеными отмечаются случаи болезненного пристрастия к участию в сетевых процессах (так называемой интернет-зависимости). Термин "Интернет-зависимость" - болезненное пристрастие к участию в сетевых процессах, появился в 1996 году и к настоящему моменту широко употребляется в научной и публицистической литературе.
Данная зависимость
Специалисты отмечают, что в некоторой степени указанная зависимость близка к патологической увлеченности азартными играми, а ее деструктивные эффекты схожи с возникающими при алкоголизме. По мнению специалистов, изучающих различные виды зависимого поведения, можно условно выделить пять типов "Интернет-зависимостей"36:
1. Киберсексуальная зависимость
- непреодолимое влечение к
2. Пристрастие к виртуальным
знакомствам - предпочтение (замена)
реальных отношений, семьи и
друзей виртуальными "кибер-отношениями",
зависимость от общения в
3. Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах.
4. Информационная перегрузка (так называемый навязчивый "веб-серфинг") - бесконечные путешествия по Сети, нахождение информации по базам данных и поисковым сайтам.
5. Компьютерная зависимость - постоянное участие в компьютерных играх (стрелялки - "Doom", "Quake", "Unreal", стратегии типа "Star Craft").
Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене жизненных ориентиров, появлении депрессии, нарастании социальной изоляции.
Подросток, испытывающий трудности в семье и школе, недовольный собой и окружающими, легче и быстрее становится на путь зависимости, особенно при отсутствии поддержки (либо контроля) близких и друзей.
Длительное
По мнению психологов, у детей до семилетнего возраста, а также у отдельных подростков до 12 лет виртуальный и реальный миры нередко тождественны, поэтому они, во-первых, просто не умеют отличать того, что видят на экране компьютера, от той действительности, что происходит за пределами экрана; а во-вторых, не в достаточной степени обученные отличать добро от зла, такие несовершеннолетние начинают вести себя, как компьютерные герои (в том числе и "отрицательные" персонажи) 37.
Информация о работе Влияние средств массовой информации на воспитание подрастающего поколения