Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:54, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Деятельность по связям с общественностью ведется сегодня во всех сферах общественной жизни. Ее ведут политические лидеры и движения, стремящиеся завоевать голоса избирателей. Правительства всех стран мира стремятся обеспечить поддержку граждан и крупного бизнеса, иметь прочный международный авторитет. Кризисные и средние компании ведут систематическую работу по поддержанию собственной репутации. Малый бизнес тоже хочет быть известным и уважаемым среди партнеров и потребителей. Неприбыльные организации и фонды занимаются сбором средств на решение проблем занятости, культуры, образования и науки. Можно смело утверждать, что каждый из участников общественной жизни, так или иначе, строит свои отношения с общественностью. Знание связей с общественностью сегодня необходимы менеджеру любой организации.
Введение ……………………………………………………3
Раздел 1.Основы коммуникации
1.1. Структурные модели коммуникации……………………….6
1.2. Основные элементы коммуникационного процесса………15
Раздел 2.Коммуникационное пространство как сфера действия PR
2.1. Общие особенности коммуникативного пространства…...19
2.2. Формирование коммуникативного пространства методами СО……………………………………………………………………...21
II. Заключение……………………………………………………..27
Ш. Список использованных источников и литературы………..29
2. Основные коммуникационные модели
В
настоящее время существует огромное
количество моделей, которые должен
знать и уметь использовать специалист
в процессе коммуникации. Рассмотреть
все существующие модели в данной работе
не представляется возможным и следует
остановиться подробно на базовых моделях.
Модель
Лассуэла
Кто | Что говорит | По какому каналу | Кому | С каким эффектом |
Коммуникатор | Сообщение | Средство | Реципиент | Эффект |
Модель
была создана и применялась главным
образом для того, чтобы придать
структурную организованность дискуссиям
о коммуникации. Каждый элемент формулы
представляет собой самостоятельную
область анализа
Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р. Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. «Формула Лассуэлла» отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации – она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения.
Модель Шеннона – Уивера
В модели Шеннона-Уивера коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. Шеннон ввёл понятие шума, как искажения любого рода при проходе сообщения по каналу. Главной задачей было его снижение и максимальное облегчение обмена информацией. Хотя конечно есть предел допустимого шума, за порогом которого возможность понимания резко снижается. В особенности трудно в условиях шума понимать сообщение, использующее мало знакомый код.
К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель (или передатчик, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение); получатель (или приёмник); цель, или место назначения. Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение.
Таким
образом, коммуникативный процесс в данной
модели носит линейный, однонаправленный
характер, обратная связь отсутствует,
большое внимание уделяется не качеству,
а количеству информации. Она отражает
преимущественно технические способы
коммуникации, а человек включается в
нее лишь в качестве «источника» или «приемника»
информации. Основываясь на этих данных,
можно соотнести данную модель с однонаправленной
моделью «информационное агентство».
Модель Дефлюера
Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и
полученное
сообщение не всегда совпадают, является
причиной затруднения коммуникационного
обмена. Эта важная мысль, заложенная
в модели Шеннона-Уивера, привлекла
внимание и получила развитие в исследованиях
Дефлюера. Он расширил исходную модель
в более разветвлённую сеть. В модели ДеФлюера
учтен основной недостаток линейной модели
Шеннона – Уивера – отсутствие фактора
обратной связи. Он замкнул цепочку следования
информации от источника до цели линией
обратной связи, повторяющей весь путь
в обратном направлении, включая трансформацию
значения под воздействием «шума». Обратная
связь дает коммуникатору возможность
более приспособить свое сообщение под
коммуникационный канал для повышения
эффективности передачи информации и
увеличивает вероятность соответствия
между отправленным и принятым значением.
Включение обратной связи на правах полноправного
элемента в модели таких, казалось бы,
односторонних процессов как телевидение,
радиовещание, пресса на первый взгляд
представляется проблематичным. Но следует
различать обратную связь первого порядка,
когда коммуникатор может получать ее
в ходе воздействия, и опосредованную
связь второго порядка, получаемую на
основе оценки результатов воздействия.
Кроме того, коммуникатор начинает получать
обратную связь не только от реципиента,
но уже от самого сообщения (например,
от звука и изображения на мониторе).
Модель Осгуда – Шрама
У. Шрамм коммуникацию определил как акт установления контакта между отправителем и получателем с помощью сообщения. При этом предполагается, что отправитель и получатель имеют общий смысл, позволяющий кодировать и отсылать сообщение, которое адресат в состоянии принять и расшифровать. Ее главная отличительная черта – постулирование циркулярного характера процесса коммуникации. Другая ее особенность определяется тем, что Шрамм и Осгуд обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации – отправителя и получателя, которые кодируют, декодируют и интерпретируют информацию.
В одной из своих моделей У. Шрамм вводит интерпретатора и обратную связь, делая модель саморегулирующейся. Включение канала обратной связи между коммутатором и реципиентом дает возможность последнему передать обратное сообщение о принятом сигнале, превращаясь при этом на этот момент из субъекта в активный объект коммуникации. В такой ситуации действие превращается во взаимодействие, а такая линейная коммуникация рассматривается как взаимодействие.
Таким
образом, эта модель может быть соотнесена
с «двусторонней симметричной моделью»,
которая предполагает активное взаимодействие
субъекта и объекта в целях достижения
взаимопонимания.
Модель Романа Якобсона
Роман Якобсон выстраивает модель речевой коммуникации в виде шести функций языка. Между коммуникатором и реципиентом он помещает контекст, сообщение, контакт, код. Эти шесть элементов модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка. Экспрессивная функция связана с коммуникатором и выражает его отношение к исходящей речи. Одно и то же содержание может иметь множественный интонационно-эмоциональный оттенок. Метаязыковая функция имеет непосредственную связь с кодом. С его помощью можно узнать значение слова через описание его содержания, не зная само слово, например – показав предмет. Когнитивная функция сориентирована на контекст и реализуется посредством обращения непосредственно к объекту, о котором сообщается. Конативная функция выражает непосредственное воздействие на сторону, принимающее сообщение, например, используя повелительное наклонение. Фатическая функция реализует цели поддержания контакта, не обращая особого внимания на содержание. Поэтическая (риторическая) функция в большей степени ориентируется на форму, чем на содержание.
Роман Якобсон, считал, что информация становиться сообщением тогда, когда она включена в определенную знаковую систему, которая доступна для адресанта, и в контекст.
Проанализировав
функции, выделенные Якобсоном можно
сделать вывод, что данная модель
относится к двусторонней ассиметричной,
так как, например, конативная
функция выражает непосредственное воздействие
на сторону, принимающее сообщение, например,
используя повелительное наклонение.
Ею выражается эффект или воздействие,
которое оказало сообщение на реципиента.
Модель коммуникации Лазарсфельда
Это модель «двухступенчатого потока коммуникации». В результате исследований было установлено, что не происходит прямого влияния на аудиторию. Воздействие на аудиторию опосредуется межличностной коммуникацией, т.е. от средств массовой коммуникации идеи распространяются к «лидерам мнений», а уже через них – ко всей аудитории. Поступающая информация преображается в результате межличностного общения, его содержание интерпретируется «ситуационными лидерами мнений» для своей социальной группы. Реальное воздействие информации на аудиторию происходит только в результате двухэтапной коммуникации. Лазарсфельд показал, что Mass media как таковые неэффективны на уровне отдельного человека, они не изменяют ни его мнений, ни его установок, но, проникая в первичные группы соседей, семьи, друзей в результате личных и групповых обсуждений, они воздействуют на человека и меняют его мнение. Эта модель особенно ярко проявляется в отношении информации, касающейся «высоких материй» – искусства, культурного наследия, исторической памяти и т.п.
Дальнейшее развитие данной модели связано с выявлением так называемых «факторов-посредников», опираясь на которые происходит воздействие на человека, например: предрасположенность человека к восприятию определенной информации; принадлежность человека к определенной группе и влияние групповых ценностей и норм. Именно «факторы-посредники» способны расшатывать и менять устоявшиеся точки зрения и установки, которые приводят к изменениям в поведении аудитории.
Модель
Лазарсфельда можно оценить как двустороннюю
симметричную модель, так в данном случае
отправитель формирует подаваемую информацию,
основываясь на интересах и потребностях
общественных групп. Информация, предоставляемая
общественности отвечает «правилу адресата»,
то есть она понятна аудитории.
.1.2.Основные элементы коммуникационного пространства.
Среди элементов цепи коммуникации рассматриваются кодирование, передача сигнала, канал (передаточный механизм), прием и декодирование, обратная связь, помехи и барьеры.9
Источник (отправитель) сообщения. В качестве источника могут выступать отдельные индивиды, группы людей, общественные институты (государственные учреждения, политические партии, общественные организации, фирмы и т.п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек. " то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и Других общественных сферах коммуникации довольно часто ответственным отправителем является коллегиальный, или институционализированный отправитель.
Источник является инициатором коммуникативного процесса, Который начинается только тогда, когда у отправителя возникает потребность в создании и передаче какого-либо сообщения. Следует иметь в виду, что создатель сообщения не всегда выступает в роли коммуникатора, непосредственно это сообщение передающего (данное положение касается массовой коммуникации). Так, рекламные радиоролики создаются не самими радиожурналистами, а в агентствах, специализирующихся на производстве рекламы. Работники радио их лишь транслируют в эфир. Но и рекламные агентства лишь реализуют идеи, высказанные рекламодателями. Таким образом, радиостанция выступает в данном случае в качестве не источника, а коммуникатора.
Отправитель (источник) пытается заранее определить, какого рода впечатление должно сложиться у получателя от переданное сообщения, т.е. как информация будет воспринята и интерпретирована получателем. При этом нет гарантии, что получатель поймал отправителя именно так, как хотел бы последний. Результат интерпретации зависит от многих факторов, среди которых наиболее важными являются такие характеристики источника, как его, надежность и квалификация. Они оказывают наибольшее влияние и на степень доверия аудитории к информации, и на длительность воздействия информации на аудиторию.
Любая из представленных выше моделей коммуникации предполагает, что получатель должен понимать, что ему отправлено сообщение, и знать, кем оно отправлено. Это в свою очередь предполагает надежность отправителя, степень которой влияет на то, как внимание будет уделено сообщению в месте его приема. Если доверие высокое, получатели уделят сообщению должное внимание, поверят ему.10
Кодирование ставит задачу преобразования сигнала в форму, обеспечивающую оптимальную передачу сигнала по определенному каналу коммуникации. Форма сигнала в виде набора символов выбирается в зависимости от специфики коммуникативной системы, включающей все отмеченные элементы коммуникации.
Канал является промежуточным механизмом от коммуникатора к реципиенту. Это и устное обращение, телефонная и интерактивная (двусторонняя телесвязь), это и собрания, митинги, шествия, это и офис, где происходит обмен информацией, это и уличная или любая другая реклама, посредством которой рекламодатель общается с рекламополучателем и др.
Передача сигнала осуществляется через канал коммуникации. Вид сигнала зависит от типа осуществляемой коммуникации и используемого канала.
Информация о работе Связи с общественностью как коммуникационный процесс