Сущность и структура общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:17, лекция

Описание работы

Если верить историческим источникам, впервые термин «общественное мнение» появился в 1159 году. Его употребил известный философ Джон Солсберри. В научный оборот термин public opinion (не понятие, а именно термин) вошел в XVIII веке.

Содержание

1. Содержание «общественного мнения», структура общественного мнения;
2. Механизм функционирования общественного мнения;
3. Классификация, свойства, формы, каналы выражения общественного мнения;
4. Общественное мнение в структуре общественного сознания
5. Общественное мнение как специфический социальный институт
6. Функции общественного мнения

Работа содержит 1 файл

Сущность и структура общественного мнения.doc

— 168.50 Кб (Скачать)
lign="justify">    Модальность говорит о типе распределения оценок по поводу объекта общественного мнения. В отличие от поляризованное™ модальность свидетельствует о профиле мнения, который может унимодальным, бимодальным и равновесным. Унимодальность означает преобладание одной точки зрения (оценки). Бимодальность свидетельствует о противостоянии двух основных мнений. Равновесность говорит о близости позитивных, негативных и нейтральных значений оценок объекта.

    Распространенность  дает представление о территориальном ареале распределения общественного мнения. Например, это свойство позволяет говорить о том, какие районы той или иной области поддерживают определенную инициативу властей, а какие нет. На основании этого свойства можно составить картографическое представление о распространении общественного мнения.

    Интенсивность свидетельствует о мере (степени) выраженности общественного мнения, силе проявления (функционирования) заключенного в нем оценочного отношения к объекту. Чем более оно интенсивно, тем больше в нем представлены крайние, радикальные и резкие суждения об объекте. Причем интенсивность может быть выражена как непосредственными, так и косвенными показателями.

    Устойчивость  говорит о стабильности общественного мнения во времени и его подверженности внешним воздействиям, а также его изменчивости.

    Динамичность, или скорость формирования общественного мнения, выражает его динамику и говорит о параметрах процесса его изменения с точки зрения определенности, полярности и других ключевых свойств.

     Однородность  отражает меру совпадения оценок объекта в социальном и территориальном аспектах. Речь идет о том, какая доля той или иной социальной и территориальной группы имеет сходные оценочные суждения о том или ином объекте общественного мнения.

    Связность говорит о внутренней содержательной непротиворечивости общественного мнения, о наличии сходных и совпадающих оценок идентичных объектов. Можно говорить о связном, слабосвязном и несвязном общественном мнении.

    Субстанциональная ориентированность  дает представление о соотношении основных компонентов в сущностной структуре общественного мнения с точки зрения преобладания в нем рационального, эмоционального или волевого начала. Это свойство позволяет судить о том, какой из названных компонентов доминирует в структуре общественного мнения.

    Третьей разновидностью выступают институциональные свойства общественного мнения. Обычно выделяют четыре таких свойства:

  1. Зрелость.
  2. Функциональная наполненность.
  3. Функциональная ориентированность.
  4. Действенность общественного мнения.

    Зрелость  общественного мнения характеризует его состояние с точки зрения полноценности или места в структуре его жизненного цикла. Чем ближе мнение к стадии полноценного, тем более зрелым оно является.

    Функциональная  наполненность  отражает полновесность функций общественного мнения, через которые оно реализуется. Чем большее число функций оно полновесно исполняет, тем большую функциональную наполненность имеет.

    Функциональная  ориентированность (направленность) дает представление о том, какая из основных функций общественного мнения в настоящий (тот или иной) момент преобладает, доминирует и «делает погоду» в обществе.

    Действенность отражает способность общественного мнения участвовать в преобразовании социальной действительности, воздействовать в позитивном или негативном плане на общественную практику. Если власть с готовностью реагирует на требования общественного мнения, то можно говорить о его действенности.

     Таким образом, основные свойства общественного  мнения могут быть сведены в три  основные группы: базисные, инструментальные и институциональные. Каждое из этих свойств, в свою очередь, раскрывается в нескольких конкретных характеристиках. Приведенные свойства присутствуют в любом виде общественного мнения и по любому поводу.

    Формы ОМ.  ОМ существует в различных формах.

    Известные специалисты Роберт М. Энтман и Съюзен Хербст выделяют

    разновидности ОМ:

    - массовое мнение;

    - активизированное общественное  мнение;

    - латентное общественное мнение;

    - воспринимаемое большинство.

    1. Массовое мнение, представляет собой совокупность мнений. Оно может быть простым результативным набором мнений. В такую совокупность мнений могут быть включены не только социальные, но также, например, профессиональные, религиозные группы и другие группы, реально функционирующие в обществе. Такое мнение в обществе присутствует, и его называют «результативным мнением». Оно, как правило, ситуативно, потому что все члены социальных групп быстро реагируют на различную — реальную или нереальную — информацию. Массовое мнение быстро возникает и является ситуативным. Кроме того, очень часто оно некорректно, потому что при своей сиюминутной реакции многие группы, не отличающиеся профессионализмом или информированностью о том или ином процессе, просто не могут сформировать верные убеждения и общественное мнение часто является неверным.

    При принятии некоторых важных решений, как, например, решения об отмене смертной казни, вполне можно апеллировать к общественному мнению. Однако апелляция к общественному мнению совершенно необоснованна в случае изучения арабо-израильского конфликта или модели социального обеспечения. Причина в том, что рядовые члены общества просто не обладают информацией, на основании которой они могли бы принимать решения. Зачастую мнение большой общественной группы по такому поводу является ложным. Таким мнением очень просто манипулировать.

    При этом оно имеет некоторые положительные стороны. Например, когда вы представляете обществу всю совокупность мнений, общество может принять на основе полученной информации обоснованное решение, занять корректную позицию. Тем самым многие члены общества могут уточнить свои взгляды. После получения информации об общественном мнении у власть имущих формируется более или менее продуктивный подход при принятии того или иного общественно важного решения.

    2. Активизированное  общественное мнение. Это мнение заинтересованных граждан, которые в периоды избирательных кампаний активно участвуют в выборах: представителей партий, заинтересованных лиц. Это мнение профессионалов, или, скорее, просто заинтересованных людей. Например, у каждой партии есть цели и программа, а также группа, которая имеет выраженный интерес к этой партии.

    Эта форма общественного мнения также  чрезвычайно важна. Активизированное общественное мнение непросто изменить простым воздействием через СМИ  или другие каналы коммуникаций.

    Это элитная форма общественного мнения. Ее носители фактически являются трансляторами интересов. Люди, которые принимают политические решения, учитывают и то, и другое мнение. При принятии решения они обращаются к массовому общественному мнению, но учитывают и активизированное мнение. Как и Тэтчер, сегодняшние СМИ и политики стараются в своей деятельности учитывать мнение этой группы, которое можно расценивать как мнение экспертов. Даже журналисты в своих репортажах очень часто высказывают свое мнение после того, как приводят мнение экспертов. К этой форме общественного мнения в данном исследовании мы не обращались.

    3. Латентное общественное  мнение. Латентная форма общественного мнения представляется нам особенно интересной. Латентное мнение, если говорить коротко, — это то, на чем общественное мнение «остановится» по мере развития политических дебатов, или то во что люди действительно поверят. Наиболее успешные лидеры — это те, которые могут распознать латентное мнение и которые понимают динамику развития общественного мнения. Для диагностики такого общественного мнения используют различные источники, главными из которых являются социологические исследования. Но проведение их требует высокого профессионализма и научного подхода.

       4. Воспринимаемое большинство — это ещё одна разновидность ОМ. Ее также можно назвать овеществленным, описанным, манипулятивным общественным мнением. Проще говоря, это общественное мнение, которое «осталось в головах» нормальных членов общества после прохождения всех вышеописанных процессов и осознания своих интересов. Это некое результирующее состояние, которое возникает на основе всех предыдущих трех форм общественного мнения.

       Каналы  выражения ОМ. Общественное мнение имеет свои каналы выражения:

      - поведение во время выборов  (всех уровней);

      - участие в законодательной деятельности через референдумы, плебисциты, сходы, собрания и т.п.;

      - посредством средств массовой  информации и коммуникации (включая  и слухи);

      - митинги, протесты, демонстрации, забастовки  и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения);

      - через лоббистские структуры  и группы давления.

      - социологический. 

      - обучение и воспитание и т.д.

     И если «народ безмолвствует», то идет просто. процесс накопления потенциала общественного  мнения. Это его особая и крайне опасная форма из-за невозможности прогнозировать поведенческую составляющую, с одной стороны, и место социального (политического, экономического) «взрыва», с другой. Выявление тенденций изменения общественного мнения, системный анализ его изменения и возможность прогноза реакций на внедрение тех или иных управленческих решений, в первую очередь, относятся к самим основам жизни людей - экономической, политической и социальной

       4. Общественное мнение в структуре общественного сознания

       Общественное  мнение является специфическим проявлением общественного сознания. Что это означает? Краткий словарь по социологии определяет общественное сознание как «систему духовных (рационально-логических, эмоциональных, связанных с воображением, иррациональных и т.п.) способов отношения людей к миру и самим себе, возникающая в процессе жизнедеятельности различных типов и видов социальных общностей и «обслуживающая» эту жизнедеятельность».

       Общественное  сознание - целостное духовное образование  со своей сложной структурой. Принято  выделять следующие уровни сознания:

    • теоретическое (логичная система знаний и представлений об окружающей действительности);
    • обыденное (результат социального опыта людей, практического освоения действительности, связанное с условиями жизни людей).
    • общественная психология (эмоциональное отношение людей к какому-либо событию, явлению, факту);
    • идеология (совокупность идей, теорий, ценностей и мировоззренческих установок).

       В реальной жизни эти два типа сознания взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. В общественном мнении могут отражаться все уровни общественного сознания. Комплексность - одна из важнейших характеристик сущности общественного мнения.

     5. Общественное мнение как специфический социальный институт

       В данном контексте общественное мнение в структуре общественных отношении и может рассматриваться через категории:

       1) «деятельность» 

       2) «социальный институт». 

       В первом случае под общественным мнением  в широком смысле понимается коллективная заинтересованно ценностная, оценочная  и практическая деятельность субъектов, а также результат этой деятельности.

       Во  втором случае общественное мнение рассматривается  как социальная сила, которая через  механизмы общественного воздействия, передачу норм, ценностей, традиций участвует  в регулировании общественных отношений. Следовательно, его (общественное мнение) можно определить как специфический социальный институт, обладающий своими функциями. Социальный институт - определенная организация деятельности и социальных отношений. Это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения людей в определенных ситуациях. Характеризуется наличием цели, конкретными функциями, набором социальных позиций и ролей, а также определенной системой поощрения (или наказания). Социальные институты обеспечивают устойчивость социальных связей и отношений в обществе.

       6. Функции общественного мнения

       В зависимости от видов (политические, экономические, культуры и т.д.) институтов определяются и их функции. Функция (в переводе с латинского - исполнение, совершение) в рамках социологии понимается как:

       1) роль, которую выполняет тот или  иной элемент социальной системы  в ее организации как целого;

Информация о работе Сущность и структура общественного мнения