Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 16:17, лекция
Если верить историческим источникам, впервые термин «общественное мнение» появился в 1159 году. Его употребил известный философ Джон Солсберри. В научный оборот термин public opinion (не понятие, а именно термин) вошел в XVIII веке.
1. Содержание «общественного мнения», структура общественного мнения;
2. Механизм функционирования общественного мнения;
3. Классификация, свойства, формы, каналы выражения общественного мнения;
4. Общественное мнение в структуре общественного сознания
5. Общественное мнение как специфический социальный институт
6. Функции общественного мнения
Базисная структура основывается на сущностных характеристиках общественного мнения как специфической формы общественного сознания. Поэтому в рамках этого вида структуры, как правило, выделяют рациональный, эмоциональный и волевой компоненты. Рациональный и эмоциональный компоненты образуют единый комплекс общественного суждения, который немыслим без эмоционально-рационального отношения субъекта к объекту общественного мнения.
Рациональный компонент включает в себя всевозможные сведения об объекте, в том числе научные и обыденные знания, убеждения, этические императивы, мировоззренческие ценности. Рациональная составляющая оценочно-ценностного суждения формируется посредством поиска и освоения информации об объекте, как специализированной, так и житейской, обыденной, сопоставления этой информации с собственными знаниями и представлениями. Процесс выработки этой составляющей продолжается в ходе более или менее логических размышлений субъектов, анализа влияния объекта мнения на реализацию собственного интереса, сопоставления аргументов. В интеллектуальную сферу структуры рассматриваемого феномена может входить и наглядно-образное знание, возникающее в результате работы воображения и помогающее сформировать оценку объекта, когда непосредственный социальный опыт или объем теоретических знаний субъекта недостаточен.
Мера выраженности рациональной составляющей зависит от характеристик объекта. Если он включает в себя нечто, требующее рационального анализа, или даже какого-либо подобия теоретических размышлений, например, связан с политическим или нравственным самоопределением группы (индивида), то в структуре социальной оценки значимость рационального может быть выше. Зависит она также и от параметров субъекта - информированности, образованности, от ситуации формирования, психологической атмосферы.
В эмоциональный компонент ОМ входят различные чувства, массовые настроения, переживания, ощущения и другие психические состояния. Он представляет собой своеобразный динамичный синтез массового ощущения, массового настроения и социальных чувств, выраженных в непосредственном пристрастном переживании жизненного смысла фактов и явлений действительности. Органически включаясь в содержание общественного мнения, эмоциональное определяет его выразительность, придает общую направленность переживаемым в нем идеям, взглядам, знаниям. По соотношению рационального и эмоционального в общественном мнении можно говорить о возможности им манипулировать. Преобладание эмоциональной составляющей делает общественное мнение более доступным для психологического давления.
В результате общественное суждение формируется как единый сплав или «коктейль» рациональных оценок и эмоциональных элементов. В нем каждый компонент важен и нужен, ибо рациональные и эмоциональные аспекты взаимопроникают и подпитывают друг-друга. Хотя разные авторы отдают приоритет разным элементам: одни — рациональному, другие — эмоциональному, они, вероятнее всего, равноценны. Более рациональное мнение, видимо, будет в меньшей степени подвержено манипулированию, внушению, оно должно требовать серьезной информации и авторитетной аргументации для своей трансформации. Преобладание эмоционального компонента, напротив, делает ОМ более лабильным и подверженным психологическому давлению.
В результате взаимодействия и взаимопроникновения рационального и эмоционального складывается оценочно-ценностная сторона общественного мнения, именуемая зачастую социальной оценкой. Отличаясь всякий раз своим соотношением рационального и эмоционального, т. е. имея различную степень рациональности, социальная оценка проявляется через конкретные оценочные суждения общественного мнения (для краткости - общественные суждения), в которых выражено отношение субъекта мнения к объекту действительности. Воспроизводя позицию масс по тем или иным вопросам языком общественных суждений, оно выступает не иначе, как духовно-оценочное отношение.
Вместе с тем, общественное мнение по своей сути несводимо лишь к некой духовной реальности, отличающейся богатым потенциалом оценочных суждений. В его структуре выделяется тот компонент, который «заведует» проявлением его позиции, т. е. истинно активным началом. Таким компонентом выступает не что иное, как воля, общественные волевые побуждения, или, как еще говорят, проявления общественной воли. Национализируясь и получая эмоциональную подпитку, они выражают само стремление субъекта к реализации массовых оценочных суждений, к практическому освоению действительности. Без наличия волевого компонента, существуя только как оценочное суждение, духовное образование, ОМ не могло бы быть мощной социальной силой, выступать в созидательной или разрушительной роли. ОМ не только осваивает внешний мир, осмысляя и оценивая его, но и нацелено на его преобразование.
Волевой компонент состоит из блока готовности и поведенческого блока. Это связано с тем, что волевой элемент всегда отражает практическую направленность субъекта на реализацию тех из своих интересов, которые связаны с объектом общественного мнения. Здесь воля масс выступает в качестве способности к выбору осмысленных целей своей практической жизнедеятельности.
Блок готовности – «мостик» между социальной оценкой и обусловленными ею поведенческими проявлениями, между духовным и практическим в структуре мнения. Это такой элемент в данной структуре, который ориентирует людей на реализацию социальной оценки в актах поведения, организует целесообразную связь между первыми и вторым.
Поведенческий блок представляет собой собственно совокупность актов массового поведения субъекта ОМ. Поведенческими формами может быть участие в массовых акциях в поддержку или в осуждение того или иного политического курса или конкретного решения, в митингах, демонстрациях и т.п.
Волевой
компонент характеризует
В
волевых побуждениях
Волевой
компонент образуется не всегда, когда
присутствует оценочный. Для этого нужна
особая конфигурация условий продуцирования
ОМ, специфическое соотношение субъекта
и объекта. Социальная оценка как единство
рационального и эмоционального является
своеобразным фундаментом ОМ, на котором
потенциально возможна надстройка волевого
(в т.ч. поведенческого) компонента.
Базисная
структура ОМ.
Таким
образом, разнокачественная сущность
общественного мнения, его способность
перекидывать «мостик» между духовными
и практическими началами жизнедеятельности
людей дают основание рассматривать
его в целостном виде не только
как разнокачественное
Следует также иметь в виду, что, в отличие от общественного суждения, становление и кристаллизация общественной воли -более длительный и сложный процесс, Он во многом обусловлен такими качествами субъекта, как сознательность, целеустремленность, решительность и настойчивость. Для формирования же общественного оценочного суждения эти качества хотя и желательны, но в принципе не обязательны. «Суждение, - замечал Эллиас Канетти, - это всего лишь суждение, даже если оно высказано с необычайной уверенностью,... Оно складывается мгновенно, отсутствие предварительного размышления более всего соответствует его сущности. С этим связана страсть, которую оно выдает»". Отсюда понятно, почему чаще и быстрее всего общественное мнение проявляется через оценочную деятельность людей, их общие оценочные суждения.
Таким образом, рациональный и эмоциональный компоненты образуют единый комплекс общественной оценки, а волевой компонент (социальная воля) раскладывается на блок готовности и поведенческий блок.
Общая схема базисной структуры ОМ.
ОМ – это комплексный феномен, имеющий двойственную природу. Исследователю нельзя забывать о том, что в его структуре потенциально должны присутствовать все четыре базисных блока: эмоциональный, рациональный, блок готовности, поведенческий блок. На выявление каждого из них следует нацелить измерительный инструментарий. Это означает, что любой эмпирический документ по анализу ОМ должен содержать блоки вопросов, направленных на диагностику каждого из его компонентов. Если это требование не выполняется, то совершается методологическая ошибка, и измеренный объект не может быть с полным основанием определен как ОМ. Только эмпирически зафиксированный факт отсутствия волевого компонента дает основание говорить о том, что изучаемый феномен существует как социальная оценка. Только измеренная пренебрежимо малая или подчиненная роль когнитивных элементов в сравнении с эмотивными позволяет отнести данное ОМ к общественному настроению.
Объектно-субъектная структура общественного мнения в своих основных чертах будет освещена ниже. Она, прежде всего, включает в себя совокупность явлений, событий, процессов, институтов и деятелей, обладающих признаками объектов общественного мнения. С другой стороны, в нее входит вся совокупность социальных популяций, обладающих отражательными свойствами носителей общественного мнения, т. е. его субъекты. Последние по своему составу могут оцениваться по демографическим, половозрастным, этнонациональным, конфессиональным, социально-профессиональным и другим параметрам. По всем этим параметрам различаются представители как одного и того же субъекта, так и разные субъекты общественного мнения.
Уровневая структура дает представление о внутреннем строении общественного мнения с точки зрения соотношения в нем элементов общественной психологии и идеологии. Если первый компонент формируется преимущественно спонтанно и стихийно, то второй — осознанно и целенаправленно. И их пропорция (соотношение) во внутреннем строении общественного мнения в разных случаях бывает очень разной.
Динамическая (диахроническая) структура раскрывает строение жизненного цикла общественного мнения определенного субъекта по поводу одного и того же объекта. По этому поводу в научной литературе существует несколько точек зрения, в рамках которых выделяют такие временные стадии существования общественного мнения, как зарождение, становление, формирования, выражение, функционирование, реализация на практике, угасание, отмирание и др. Более аргументированный подход предлагает Д. П. Гавра, который считает, что этапы существования общественного мнения следует выделять на основе концепции жизненного цикла. В соответствии с этим он выделяет три стадии существования (динамической структуры) общественного мнения. В рамках такой трехфазной структуры он выделяет стадии становления, функционирования и убывания общественного мнения, а внутри некоторых из них — отдельные временные этапы.
Стадия становления складывается из этапов зарождения и формирования общественного мнения.
На этапе зарождения имеет место определенный интерес многочисленных масс к какому-нибудь объекту и происходит поиск информации о нем. В результате появляются первые индивидуальные оценочно-ценностные суждения, которыми индивиды начинают обмениваться между собой. В ходе этого обмена зарождаются первые групповые мнения, которые социологи называют дообщественным мнением, или протомнением.
Информация о работе Сущность и структура общественного мнения