Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:27, контрольная работа
Цель контрольной работы: изучить массовые коммуникации, СМИ, аудиторию в «теориях информационного общества»
Задачи контрольной работы: дать общее понятие средства массовой информации, массовая коммуникация; рассмотреть типологию СМИ; изучить аудиторию СМИ
Введение……………………………………………………………………2
1.Общее понятие средства массовой коммуникации……………….….3
2. Типология СМИ………………………………………………………......9
3.Аудитория СМИ………………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………….20
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Общее понятие средства массовой коммуникации……………….….3
2. Типология СМИ………………………………………………………......
3.Аудитория СМИ………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
20
Введение
Массово-информационная деятельность в современных масштабах, когда сложилась глобальная система коммуникаций и когда миллионы (а порой и миллиарды) людей узнают о событиях в момент их свершения и получают комментарий к ним по горячим следам, была невозможна еще каких-нибудь сто лет назад. В таких масштабах массово-информационная деятельность является феноменом XX века и тем более века XXI. Именно XX веку свойственны массовые движения, массовое производство, массовые коммуникации и другие массовые процессы и явления. В последние десятилетия сложился и термин «массовая информация».
Средства массовой информации, включая печать, радио и телевидение, а теперь и Интернет, мобильную телефонию, прошли большой путь становления и развития. Первые газеты появились в начале XVII века, а журналы — во второй половине того же столетия. С тех пор начался процесс формирования и журналистики как важного социального явления. Первая половина XX века принесла человечеству радио и телевидение, а его конец —Интернет СМИ (кибержурналистику) и мобильную телефонию.[1]
В популярной на Западе книге Герберта Альтшулла «Агенты влияния: роль СМИ в жизни общества» (Altshull G.H. Agents of Power: the role of the news media in human affairs. N.Y.; L.: Longman, 1984) делается попытка осмыслить реальные механизмы деятельности масс-медиа с точки зрения отказа от традиционного мифа о «четвертой власти» и показать реальную роль СМИ:
Во всех системах СМИ пресса является агентом тех, кто обладает политической и экономической властью. Газеты, журналы и телерадиовещание не являются независимыми, хотя потенциально способны выступать в качестве самостоятельной силы. Содержание СМИ всегда отражает политику тех, кто финансирует прессу...[2]
Однако если в унитарной системе отсутствие независимости является почти абсолютным, то в рыночной системе с появлением множества центров власти плюралистичность присутствует и развивается.
Причем исходя из типологии СМИ, их принадлежности к той или иной государственной или финансово-промышленной группе, направленности на различные целевые аудитории одни масс-медиа могут быть более или менее плюралистичными по сравнению с другими.
Что же касается так называемых манипуляций общественным сознанием, о которых мы еще не раз будем говорить, то СМИ в обеих системах склонны к ним изначально, будучи по своей природе встроенными в управляемую систему социальных массовых коммуникаций.
Цель контрольной работы: изучить массовые коммуникации, СМИ, аудиторию в «теориях информационного общества»
Задачи контрольной работы: дать общее понятие средства массовой информации, массовая коммуникация; рассмотреть типологию СМИ; изучить аудиторию СМИ
1.Общее понятие массовая коммуникация, средства массовой информации
Массовая коммуникация — процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. Первым в истории средством массовой информации стала печать. Ее задачи менялись с течением времени. Так, в XVI— XVII вв. господствовала авторитарная теория печати, в XVII в. — теория свободной печати, в XIX в. возникла теория пролетарской печати, а в середине XX в. появилась теория социально-ответственной печати.[3]
Печать, с точки зрения восприятия информации, более сложна по сравнению с телевидением и радио. Газета менее оперативна, чтение газеты требует определенных интеллектуальных усилий. Но ее преимущество в том, что газету можно читать практически везде. Согласно социологическим опросам, утром предпочтительным средством массовой коммуникации является радио, так как в условиях дефицита времени оно создает фон, дает информацию и не отвлекает отдел. Вечером предпочтительнее телевидение, так как оно является самым легким с точки зрения восприятия информации.
Понятие «средства массовой информации» стало, по-видимому, повседневным и само собой разумеющимся понятием, которое стало отличительным признаком нашего времени. Понятно, что речь идет об эпохе информационных средств и информации. В то же время при попытке толкования этого понятия сразу же возникает некоторая неуверенность. Однако, неточность в употреблении понятия часто становится признаком его популярности. Понятия, теряющие свою точность, приобретают больше в обыденном смысле, что прекрасно доказывает перемещение ранее философских понятийных концепций через другие научные дисциплины в научно-популярное и журналистское использование и, наконец, в обыденную лексику. Яркими примерами тому являются понятия жизненного пространства, экзистенционализма и постмодернизма.
Таким образом, понятие «средства массовой информации» ожидает в наши дни удивительная судьба. С одной стороны, мы вынуждены констатировать чрезмерное расширение объема понятия до границ неопределенности. Но с другой стороны, существует тенденция к сужению: понятие часто обозначает только электронные средства массовой информации, а иногда оно целиком и полностью переносится в сферу ведущего средства массовой информации - телевидения - во всех его новых технических проявлениях. И то, и другое является вредным в свете разумной дискуссии о воздействии информационных средств на поведение человека.
Философы называют информационными средствами такие объекты передачи, как язык и сознание, системная теория понимает информационное средство как понятие действия и называет средствами особые общественные и структурные взаимоотношения, такие как деньги или отношения ценностей; в психологии и социальных науках средствами называют испытуемых. Технические и кибернетические дисциплины закрепляют это понятие за такими техническими функциями, как передатчик, канал и приемник, и за определенными материальными объективациями. Однако с чисто технической точки зрения информационные средства выражаются не только в определенных объективациях, но и в идеальных техниках, которые, как, например, риторика, вносят вклад в создание публичности. Сферу неопределенности можно было бы сразу расширить.
Однако в действительности, если смотреть на этимологическое происхождение понятия информационного средства, все эти различные типы употребления имеют определенное основание. С этимологической точки зрения понятие информационного средства является субстантивированным именем существительным латинского прилагательного medium, что означает буквально «находящийся в середине», «средний». С самого начала его использование находится в связи с идеей передачи, идеей центрирования и идеей систем носителей духовного выражения, что в определенном отношении освобождается от пространственной и временной привязанности. А это уже указывает на техническую организацию информационного средства, а также на отделение средства от случайной актуализации духовного выражения и, если желаете, на его потенциальную вместимость. Говоря языком лингвистики, аналогичным образом здесь речь идет о смещении акцентов с конкретного единичного языкового акта (parole) на содействующую пониманию языковую систему (langue). Три основополагающие идеи помогут нам приблизиться к названной структуре условий.
По тенденции сегодня противопоставлены следующие, частично пересекающиеся типы употребления понятия информационного средства:
A)неисторический, технико-кибернетический тип употребления; он используется, прежде всего, в чисто технической связи;
Б) исторический тип употребления; он используется, прежде всего, в культурно научных исследованиях;
B)тип употребления, подчеркивающий трансцендентирование; он используется в культовых и религиозных связях; и, конечно, этот тип используется в смысле имманентного трансцендентирования в связях истории познания;
Г) инструментальный тип использования; с точки зрения технических сфер он используется, прежде всего, в педагогических, дидактических и психологических связях;
Д) основанный на теории тип употребления; он применяется, прежде всего, в теоретических обсуждениях. Как прототип этого типа употребления можно рассматривать понятие информационного средства в кайзеровской философии символистических форм, где оно являлось выражением общей сферы смысла, порядка и понимания, как средство языка, мифа или искусства.
Любой символистический, непосредственный обмен, который трансцендентирует пространственное и временное присутствие и тем самым делает возможным гласность, постоянно связан с медийными носителями. Без несущей основы не существует передачи; голос несет душевное выражение, это посредством языка, проекционная поверхность несет изображение, испытуемый - состояние социальной информации и т.д. Важно только из различных типов употребления выработать структуру условий, которая представляет рациональное использование понятия для наших целей.[4] Каким же условиям должно удовлетворять понятие информационного средства в философско-этическом дискурсе?
1) Информационное средство нельзя рационально разделить
по его идеальному и материальному составу.
Без материальности не существует информационного средства, равно как его не существует и без формального, т.е. идеального компонента.
2) Оно должно трансцендентировать пространственную и
временную связанность непосредственного опыта.
Без медийного трансцендентирования не было бы практически никакой передачи из поколения в поколение, не говоря уже об исторических и культурно-научных дисциплинах. И, вероятно, раскрыть мир с мифологической и религиозной сторон было бы также невозможно.
3) Оно должно собирать, должно создавать общественностьна медийном месте.
С одной стороны, информационное средство устраняет пространство и время непосредственно данного, однако, с другой стороны, как раз создает место и время для общественности, которая сходится на другом, медийно ориентированном месте.
4) Оно передает отсутствующее, но не как само по себе.
5) Оно создает определенный тип дистанции к представленному предмету.
6)Оно создает особый тип близости.
7)Оно выражает свою позицию к отсутствующему и позицию
реципиента к отсутствующему.
8) Оно всегда держит отсутствующее в своем распоряжении, т.е. сохраняет, удерживает и оттягивает поток информации.
9)Оно инсценирует передаваемое.
10)Оно создает смысл.
По тенденции медийные изменения можно сформулировать в следующих пунктах:
а) улучшение способности к накоплению;
б) усиление воздействия на широкие слои населения и обще
ственность;
в) увеличение скорости распространения и передачи;
г) усиление интенсивности восприятия;
д) улучшения функций управления, в особенности посредством интерактивных технологий и обратной связи;
е) повышение потенциала связывания;
ж) улучшение способности к конкретизации, т.е. способности к визуализации и воплощению.
Иоган Шульте-Зассе поясняет следующее, имея в виду проблему современного изменения структуры традиционных иерархий информационных средств, а также учитывая все увеличивающееся доминирование визуальных форм выражения:
«Средства массовой информации, как и дискурсы, образуют иерархии, которые строятся на гегемониальных точках зрения. Эта медийная иерархия сейчас перестраивается; электронные средства постепенно сменяют напечатанные книги как гегемониальные и изменяют структуру человеческой субъективности, которая показала себя зависимой от гегемониального информационного средства. На деле это означает, что электроника заново определяет роль, которую играют имиджи в общественной коммуникации, и трансформирует ее особенности в центральную функцию. Поэтому не только информационные средства и массовое искусство, но и так называемое высокое искусство глубоко затронуты имиджами, которые проникают в общественное пространство и определяют человеческую силу воображения. Имиджи, определяющие человеческое сознание, расположены по принципам драматургии спектакля, т.е. в стиле эмоционально, сентиментально и визуально нагруженных виньеток, чье неопределенное, почти осознанно заменяемое содержание скрывает идеологическое измерение этих виньеток. Для американских телевизионных новостей эта драматургия более конструктивна, чем анализ и информация. Для достижения своих целей драматургия спектакля почти не использует и не доверяет языку. Там, где она господствует, роль словесного языка постоянно уменьшается до подчиненной вспомогательной роли - до средства, которое пока еще обязательно для передачи определенной минимальной информации»[5].
Таким образом, наше понятие информационного средства остается привязанным к представлению специальной системы носителей, которая состоит из идеальных и исторических составляющих, а также их материальной объективации. Но при этом опять же оказывается, что все исключенные нами типы употребления имеют в нем свою долю
В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации. [6]Сама массовая информация трактуется как предназначенные для неограниченного круга лиц -печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, массовая информация выступает как носитель содержания журналистики, ее тексты. Тексты, в свою очередь, служат целям связи и общения между людьми, или массовой коммуникации.
Информация о работе СМИ, аудитория в теориях информационного общества