Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 18:50, реферат
Целью этой работы является определение роли социально-психологической установки в рекламе.
Задачами данной работы является рассмотрение влияния трех составляющих компонентов социально-психологической установки: когнитивного, эмоционального и конативного на восприятие рекламы и воздействия ее на потребителя.
Существуют некоторые психологические закономерности запоминания информации, которые иногда не учитываются, а иногда удачно применяются рекламе. Так, например, известно, что запоминаются лучше те сведения, которые располагаются либо в начале текста, либо в конце (эффект начала и эффект конца).
Следующим важным психическим процессом, имеющим непосредственное отношение к проблеме изучения восприятия рекламы, является мышление. Мышление — это обобщенное отражение в сознании человека предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях [4]. Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем может произойти переход к мышлению. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника — из чувственного познания. Мышление тесно связано с речью, т.е. имеет социальную природу. Человек мыслит прежде всего абстрактными понятиями. Поэтому в рекламе часто успешно используются символы, пиктограммы, абстрактные геометрические фигуры [9].
Ассоциативное
мышление наиболее важное для анализа
проблемы эффективности восприятия рекламы.
В ассоциативном мышлении выделяются
чаще всего три типа ассоциаций: ассоциации
по смежности (в пространстве и времени),
ассоциации сходства и различия (по контрасту).
Очень часто изготовители рекламы делают
одну ошибку: они используют товарные
знаки, сюжеты, слоганы, пиктограммы, которые
у большинства людей никак ассоциативно
не связаны ни с рекламируемым товаром,
ни с названием фирмы. Эффективность
рекламы была бы лучше, если бы ассоциативные
связи устанавливались с самого начала
рекламной кампании. В этом случае запоминание
и узнавание оказалось бы в несколько
раз выше. Ассоциативные связи укрепляются
в том случае, если они устанавливаются
не по одному основанию (например, по сходству
в написании, изображении, звучании и т.д.),
а сразу по нескольким. Знание закономерностей
протекания когнитивных психических процессов,
а именно, ощущений, восприятия, внимания,
мышления и памяти играют существенную
роль при изготовлении рекламной продукции
в печати, на радио, на телевидении, в виде
плакатов вдоль автомагистрали.
Часть
2. Эмоциональный компонент
социально-психологической
установки в рекламе
Познавая действительность, человек
так или иначе относится к
предметам, явлениям, событиям, к
другим людям, к своей
Эмоциями называют такие
Эмоции
тесным образом связаны с таким
психологическим явлением как внушение.
Внушение представляет собой особый
вид воздействия, а именно целенаправленное,
неаргументированное воздействие одного
человека на другого или на группу. Предполагается,
что человек, принимающий информацию,
в случае внушения не способен на ее критическую
оценку. На социально-психологическом
уровне внушение, или «суггестия», как
социально–психологическое явление обладает
глубокой спецификой, поэтому правомерно
говорить об особом явлении «социальной
суггестии» [8]. Человек, осуществляющий
внушение, называется суггестор; человек,
которому внушают, т.е. выступающий объектом
внушения, называется суггеренд. Явление
сопротивления внушаемому воздействию
называется контрсуггестией. В отечественной
литературе впервые вопрос о значении
социальной суггестии был поставлен в
работе В.М. Бехтеревым «Внушение и его
роль в общественной жизни» (1903 г.). В теоретическом
плане феномен суггестии изучается в тесной
связи с проблемами социальной перцепции,
т.е. восприятия человека человеком. В
прикладном плане исследования внушения
имеют большое значение для таких сфер,
как пропаганда и реклама. Метод внушения
здесь выступает как метод своеобразного
психопрограммирования аудитории, то
есть относится к методам манипулятивного
воздействия. Особенно очевидным является
применение этого метода в области рекламы.
Соответствующая реклама называется «суггестивной»
или «внушающей». Здесь разработана особая
концепция «имиджа», который выступает
как звено в механизме суггестии. Имидж
— это специфический «образ» воспринимаемого
предмета, когда ракурс восприятия умышленно
смещен и акцентируются лишь определенные
стороны объекта. Поэтому достигается
иллюзорное отображение объекта или явления.
Между имиджем и реальным объектом, существует
так называемый «разрыв в достоверности»,
поскольку имидж сгущает краски образа
и тем самым выполняет функцию механизма
внушения. Имидж строится на включении
эмоциональных апелляций, и искусство
рекламы в том и состоит, чтобы обеспечить
психологически действие суггестивных
сторон имиджа.
Часть3. Конативный компонент социально-психологической установки
в рекламе
Третьим
компонентом аттитюда является конативный
(поведенческий) компонент. Исследование
данного компонента предполагает анализ
поступков человека, определяемых его
решениями, например, решение о покупке
товара под воздействием рекламы. Анализ
поведенческого компонента предполагает
изучение как осознанного поведения,
так и поведения на бессознательном или
неосознаваемом уровне. Не так много
лет прошло с тех пор, когда к идеям
З. Фрейда, К. Юнга и их последователей
в России стали относиться с уважением.
Уже не нужно специально доказывать, что
бессознательные процессы все-таки управляют
поведением людей и очень часто влияют
на их поступки. Люди довольно часто не
осознают, что ими движет. В лучшем случае
они дают мотивировки, т.е. рациональные
объяснения своим действиям. Особенно
четко это проявляется в социологических
опросах при изучении экономического
поведения под воздействием рекламы. Потребители,
как правило, не хотят признавать, что
их действия, например, приобретение товаров
в магазине — это результат воздействия
рекламы на психику, результат удачно
подобранных сюжетов, текстов, примеров
и сравнений, либо и вовсе целенаправленного
программирования. Им иногда кажется,
что потребность в приобретенном товаре
существовала у них до того, как они узнали
о нем из рекламы. Когда говорят, что реклама
не способна создавать потребности, что
она лишь информирует о товарах, которые
могут удовлетворить имеющиеся желания,
что право выбора всегда остается за потребителем,
то это не совсем верно. Разумеется, в конечном
итоге, то есть, купив товар и воспользовавшись
им, потребитель поймет, выиграл он
или проиграл. Однако на определенных
этапах (чаще всего это происходит ситуативно)
реклама способна на многое. Она способна
не только создавать новые потребности
в товарах, но может формировать куда более
сложные психические образования, такие,
как мировоззрение, эстетические вкусы,
социальные ценности, стиль жизни, нравственные
принципы. Вопрос о том, как осуществляется
поведение — в результате сознательного
выбора или воздействия извне, очень сложен.
Существует и часто обсуждается в литературе,
проблема, касающаяся того, почему человек
приобретает товар: в силу своей изначальной
потребности или под воздействием рекламы?
В соответствии с первой моделью, реклама
только помогает ориентироваться в мире
товаров и информирует о наличии товара,
его качестве, полезных свойствах, цене
и т.д. В соответствии со второй моделью,
реклама создает потребность в товаре,
которого человек ранее никогда не видел.
Таким образом, проблема сводится к решению
вопроса о том, что первично: потребность
в рекламируемом товаре или воздействие
рекламы на потребителя. Вопрос не простой
и решается исследователями по-разному.
Так, американские авторы Ч. Сэндидж, В.
Фрайбургер, К. Ротцолл считают, что задача
рекламы — это информирование, хотя не
отрицают того, что производители рекламы
стремятся в ряде случаев воздействовать
на сознание потребителя. Многие российские
психологи, в частности А.Н. Леонтьев, считали,
что любая деятельность (и поведение) начинается
с неосознаваемой (неопредмеченной) потребности,
которая реализуется (опредмечивается)
во внешнем по отношению к человеку, прежде
всего материальном предмете. Этот предмет,
а точнее его образ в сознании человека,
является мотивом деятельности (поведения)
[4]. Воздействие рекламы на получателя
призвано создавать у него социально-психологическую
установку (аттитюд).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В зависимости от социально-психологических установок реклама может решать следующие задачи: - информирование (формирование осведомленности и знания о новом товаре, конкретном событии, о фирме и т.п.); - увещевание (постепенное, последовательное формирование предпочтения, соответствующего восприятию потребителем образа фирмы и ее товаров; - убеждение покупателя совершить покупку; - поощрение факта покупки и т.д.); - напоминание (поддержание осведомленности, удержание в памяти потребителей информации о товаре); - напоминание, где можно купить данный товар) и другие.
В конечном итоге, все
В данной работе предпринята попытка раскрыть роль социально-психологической установки в рекламе. Установка оказывается эффективной с точки зрения психологического воздействия, если между ее компонентами нет противоречий. В противном случае установка ослабевает, снижается степень ее влияния на поведение человека. Было определено, что учет социально-психологических факторов потребителей благотворно влияет на рекламный процесс, позволяет установить диалог между производителем и потребителем, тем самым подтверждая, что является одним из основополагающих рекламной деятельности в целом. Повышение эффективности рекламы, ее психологического воздействия является одной из актуальных задач, и здесь еще много неиспользованных резервов и возможностей.
Список использованной литературы:
Основная:
Дополнительная:
1. Дейян А. Реклама. Пер. с франц.- М.: «Прогресс», 1993.
Информация о работе Роль социально-психологической установки в рекламе