Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:59, реферат
Управление коммуникационными процессами с целью формирования в массовом сознании образов, мнений, суждений, убеждений, ориентаций, отвечающих целям субъекта политико-технологического процесса принято называть политическим PR. (PR – publicrelations или связи с общественностью.
Управление коммуникационными процессами с целью формирования в массовом сознании образов, мнений, суждений, убеждений, ориентаций, отвечающих целям субъекта политико-технологического процесса принято называть политическим PR. (PR – publicrelations или связи с общественностью.
В политике для обозначения аналогичной
деятельности, связанной с информационным
воздействием на общественность, долгое
время использовался термин «пропаганда».
Однако со временем этот термин приобрел
некоторый негативный оттенок. Это
было связано с тем, что информационное
воздействие на массы в политике всегда
осуществлялось не только в форме открытого
убеждения, показа преимуществ пропагандируемой
идеологической позиции, но также использовались
скрытые, манипулятивные способы воздействия
на общественное мнение. В какой-то момент
слово «пропаганда» стало отождествляться
с морально предосудительными формами
организации коммуникационных процессов.
В нашей стране в сознании многих людей
«пропаганда» прочно ассоциируется с
деятельностью коммунистической партии
в советский период, когда та использовала
всю мощь партийно-государственной машины
для внесения в массовое сознание ценностей
коммунистической идеологии.
Понимание PR как искусства и науки «достижения
гармонии посредством взаимопонимания,
основанного на правде и полной информированности»
(Там же, с.17) было впоследствии перенесено
и на характеристику управления некоторыми
информационными процессами в политике.
Так, А.И.Соловьев пишет: «Технологии ПР
нацелены на всестороннее разъяснение
реципиентам существующих политических
проблем, на создание положительного в
глазах образа (имиджа) коммуникатора,
на обеспечение благоприятной общественной
атмосферы для реализации предусмотренных
действий, а также на завоевание и сохранение
высокого авторитета Центра принятия
решений. В конечном счете такая устойчивая
линия поведения на информационном рынке
ведет к формированию у людей устойчивой
ценностной ориентации на политические
события, побуждает их к сознательным
действиям. Таким образом. Между коммуникаторами
и реципиентами устраняются многие преграды,
в результате чего рядовые граждане активно
и последовательно приобщаются к политическому
процессу, вовлекаются в принятие и осуществление
решений.» (Соловьев А.И. Политология: Политическая
теория, политические технологии.
– М.: Аспект Пресс, 2000, с.517)
понятие «политический PR» неоднозначно
трактуется в литературе и часто им обозначаются
лишь те информационно-аналитические
действия, которые основаны на честном
и уважительном отношении к реципиенту.
В политико-технологическом управлении
нередко трудно бывает провести четкую
разделительную линию между этически
приемлемым и этически осуждаемым поведением.
Любое информационное воздействие это
всегда проникновение внутрь личности
и при этом далеко не всегда санкционированное
самой личностью. Вот почему мы прелагаем
использовать термин «политический
PR» для обозначения всей совокупности
управленческих действий, направленных
на создание благоприятной для субъекта
управления информационной среды, т.е.
как синоним понятия «управление коммуникационными
процессами в политико-технологическом
процессе».
Практически все политические кампании
можно по праву назвать «пиаровскими»,
потому что управление коммуникационными
процессами в них занимает центральное
место.
В рамках политического PR решаются
все те задачи, которые мы перечислили
в предыдущем параграфе: выбор темы информационной
экспансии, производство информационных
продуктов, продвижение этих продуктов
по различным каналам, устранение шумов,
обеспечение обратной связи. Решение этих
задач подчинено политическим целям
субъекта управления.
Каждый субъект политико-технологического
управления выходит со своей продукцией,
со своими идеями в перенасыщенное информационное
пространство, заполненное самыми разными
сообщениями, сюжетами, повествованиями.
Как сделать, чтобы созданный информационный
продукт дошел до объекта управления,
не «завис», не затерялся в океане иных
информационных посланий? Иными словами,
как грамотно организовать продвижение
информации? Решение этой задачи является
важной составляющей политического
PR. Об этом и пойдет разговор ниже.
Все специалисты в области политического
PR по праву считают главным каналом распространения
информации с целью воздействия на массовые
аудитории – средства массовой информации.
СМИ являются весьма привлекательным
каналом для субъектов различных политико-технологических
процессов. Однако, первая проблема, с
которой сталкивается большинство из
них – это проблема доступа к этому массовому
информационному каналу.
Формально в демократическом обществе
СМИ являются независимыми, но фактически
у всех учреждений, обеспечивающих создание
и массовую трансляцию информации есть
собственники. В России, например, государство
владеет медиа-холдингом ВГТРК (телевизионный
канал «Культура», «Радио России», «Радио
Маяк», «Радио-1», 98 региональных теле-
и радиостанций, «РИА-Вести»), контролирует
51% акций ОРТ, фактически осуществляет
руководство агенством «Интерфакс», ОТИК
(информационный канал), ИТАР-ТАСС и «Российской
газетой».
Мэрии Москвы принадлежат 67% акций телесети
«ТВ-Центр» (с кабельным вариантом и спутниковым
каналом «Метеор-ТВ»), «Теле-Экспо», часть
акций ТВ-6 и REN-ТВ. Ей принадлежат также
издательский дом «Метрополис», контрольный
пакет акций в «Литературной газете» и
ее дочерних предприятиях: «Россия», «Метро»,
«Культура», «Вечерняя Москва», часть
акций газет «Тверская, 13», «Центр-Плюс»,
«Куранты», «Общая газета», «Московский
комсомолец».
Группе, возглавляемой Б.Березовским,
принадлежит 46% акций ОРТ, а лично Б.Березовскому
– контрольный пакет акций ТВ-6, а также
контрольный пакет акций «Независимой
газеты» (через контрольный пакет акций
в объединенном банке, которому официально
принадлежит газета), «Новых Известий»,
журналов «Огонек» и «Матадор».
Группе «Мост», возглавляемой В.Гусинским,
принадлежит холдинговая кампания НТВ,
включающая НТВ, НТВ-плюс, НТВ-Кино, НТВ-Профит,
НТВ-Дизайн, телевизионную сеть ТНТ, радио
«Эхо Москвы» и «Бонум-1». «Мосту» также
принадлежат акции издательского дома
«7 дней» и журнала с тем же названием,
журналов «Итоги», «Караван историй»,
газет «Сегодня», «Новая газета», «Общая
газета».
Региональные СМИ, как правило, находятся
под контролем местной администрации.
Чтобы ни говорили собственники медиа-холдингов
о своем невмешательстве в процесс сбора,
обработки, выпуска информации, реалии
российской политической жизни свидетельствуют
об обратном. Так, в ходе президентской
избирательной кампании 2000 г. ОРТ посвятило
освещению деятельности В.Путина в три
раза больше времени, чем следующему за
ним Г. Явлинскому. В новостных программах
ОРТ также доминировала информация о В.Путине
(48% времени). Более того, содержались как
открытые нападки на Г.Явлинского, так
и пренебрежительные замечания в адрес
Г.Зюганова, а кандидаты, которые имели
меньше шансов «оттянуть» голоса избирателей
от ведущего кандидата, вообще не получали
внимания.
НТВ, особенно в политико-аналитических
программах, занимал более критичную позицию
по отношению к В.Путину, демонстрируя
положительное отношение к Г.Явлинскому.
Это особенно ярко проявилось, например,
во время показа программы «Глас народа»
в последнюю неделю перед выборами, когда
Е.Савостьянов снял свою кандидатуру в
пользу Г.Явлинского. К.Титов, от которого
аудитория, собравшаяся в телевизионной
студии, требовала того же, своей кандидатуры
не снял, а впоследствии заявил, что действо
было подготовлено НТВ.
Субъекты политико-технологических процессов,
не обладающие ресурсами собственников
и административного влияния, могут воспользоваться
другими возможностями получения доступа
в каналам СМИ. Первая возможность –
политическая реклама в СМИ.
Политическая реклама в СМИ – это подготовленный
субъектом ПТП информационный продукт,
распространение которого осуществляется
в результате оплаты эфирного времени
или места в печатных изданиях. В ходе
избирательных кампаний кандидатам предоставляется
также и бесплатное время на общественных
каналах и в некоторых государственных
изданиях («Российская газета», «Парламентская
газета»). Условия бесплатной политической
рекламы оговариваются соответствующими
нормативными актами, решениями Центральной
избирательной комиссии.
Политическая реклама в СМИ позволяет
субъекту ПТП доводить до массового потребителя
информационный продукт в том виде, в каком
он был задуман и создан производителем.
Руководство СМИ не имеет возможности
каким-либо образом изменять его содержание,
поэтому эффективность политической
рекламы зависит главным образом от способности,
умения ее производителей создать качественный
продукт и разместить его в то время, в
тех изданиях, которые собирают массовые
аудитории.
Прибегая к политической рекламе в
СМИ, следует помнить, во-первых, о том,
что ее размещение особенно на центральных
каналах телевидения потребует больших
финансовых ресурсов. Недостаток средств
вынуждает субъекта ПТП использовать
другие виды политической рекламы.
Во-вторых, все СМИ, помещая политическую
рекламу обязаны оповещать об этом зрителя,
читателя. Критическое отношение людей
к рекламе достаточно серьезно влияет
на восприятие даже весьма качественного
рекламного продукта. Правда, некоторые
редакции газет с целью привлечения рекламодателей
пытались минимизировать способы маркирования
платной политической рекламы. Так,
в ходе парламентских 1999 г. и президентских
2000 г. выборов в «Труде», в «Парламентской
газете» платная реклама отмечалась едва
заметной звездочкой. Некоторые редакторы
печатали рекламные материалы с добавлением
специального символа и помещенными в
рамку. «Известия» внизу последней полосы
оповещали, что тексты, отмеченные знаком
«К» (в кружочке) или напечатанные под
заголовками «Выборы 2000» или «Мнение лидера»
публикуются как «рекламные материалы.
В той же газете использовались и другие
приемы, например, была введена рубрики
«пресс-конференция».
В-третьих, если речь идет об избирательных
кампаниях, то кандидат обязан отчитаться
перед избирательной комиссией о потраченных
на рекламу средствах и уложиться в те
рамки, которые накладывает закон на избирательный
фонд кандидата или избирательного объединения.
Указанные ограничения снижают интерес
субъекта ПТП к платной рекламе в СМИ.
Кроме того, они учитывают и опыт предыдущих
политических рекламных кампаний в
СМИ, который свидетельствует о том, что
затраты на политическую рекламу,
например, на телевидении далеко не всегда
оправдывают себя. Так, по данным телемониторинговой
фирмы «Масс Медиа Релекшн» эффективность
телевизионной политической рекламы
в кампании по выборам в Государственную
Думу в 1995 г. выглядела следующим образом:
(Финансовые известия, 18 января 1996 г.) Название
партии (движения) Общее рекламное время
Процент полученных на выборах голосов
Наш дом - Россия 7 часов 21 минута 9,69 Блок
Ивана Рыбкина 7 часов 2 минуты 1,12 ЛДПР
5 часов 16 минут 11,06 КРО 2 часа 29 минут 4.29
Мое Отечество 1 час 28 минут 0,72 ДВР – объединенные
демократы 1 час 18 минут 3,90 Стабильная
Россия 1 час 3 минуты 0,12 Вперед Россия
1 час 2 минуты 1,96 Женщины России 55 минут
4,60 Яблоко 53 минуты 6,93 Социал-демократы
38 минут 0,13 Блок Джуны Давиташвили 37 минут
0,48 ПРЕС 36 минут 0,36 Партия любителей пива
35 минут 0,65 Кедр 32 минуты 1,40 КПРФ 349 секунд
22,31 Аграрная партия России 90 секунд 3,78
Партия самоуправления трудящихся 37 секунд
4,01 Следующая возможность использования
СМИ в интересах субъекта ПТП – скрытая
политическая реклама.
Часто этим понятием
обозначают любое доброжелательное мнение
о политическом лидере, партии, прозвучавшее
с экрана телевидения. Нам бы хотелось
сузить рамки этого понятия. Скрытая политическая
реклама обладает всеми признаками рекламы:
а) она готовится самим субъектом ПТП или
под его непосредственным контролем и
не допускает импровизации, дополнительных
комментариев в ходе ее трансляции; б)
выход в эфир или публикация рекламного
продукта оплачивается субъектом ПТП.
Ее отличие – в отсутствии указания на
рекламный характер выходящего в эфир
или публикуемого материала. Он органично
вводится в сетку вещания, размещается
на газетных полосах, создавая иллюзию
материала, подготовленного самой редакцией
по собственной инициативе. Производство
и размещение скрытой рекламы никогда
не афишируется, а оплата соответствующих
услуг идет «черным налом». Для публикации
скрытой рекламы обычно бывает недостаточно
«больших денег», нужны доверительные
отношения с руководством редакции, с
некоторыми журналистами.
Хотя размещение
политической рекламы всегда сулит
значительные денежные суммы, редакции
могут не принять ту или иную информационную
продукцию от субъекта ПТП. Обычно это
происходит в том случае, если предлагаемая
реклама противоречит политическому выбору,
идеологическим ориентациям главного
редактора, редколлегии. Например, в ходе
президентской предвыборной кампании
2000 г. газета «Труд» отказалась принять
рекламу от Г.Зюганова, потому что в тексте
критиковался В.Путин. В газете заявили,
что они готовы принять рекламу, но с разъяснением
собственной программы, а не критикой
других кандидатов.
Третья возможность
задействовать каналы СМИ для
распространения нужных субъекту ПТП
сведений – создание информационного
повода. Дело в том, что кроме политических
предпочтений тех, кто распоряжается
каналами СМИ, есть другой не менее сильный
фактор, влияющий на их деятельность -
рынок, который ведет к появлению такого
феномена в демократических обществах,
как «экономическая цензура». Ее смысл
заключается в том, что редакторы, издатели
вынуждены отбирать ту информацию, которая
будет пользоваться спросом у массового
потребителя.
Французский исследователь
П.Шампань пишет: “Экономическая цензура,
которая производит отбор в зависимости
от действительных или предполагаемых
ожиданий публики, гораздо более
сурова и безжалостна. Она анонимна
и многим кажется вполне законной:
если газету не покупают или покупают
мало, кто же виноват, если не журналисты,
не способные заинтересовать своего читателя”.
( П.Шампань. Двойная зависимость. Несколько
замечаний по поводу соотношения между
полями политики, экономики и журналистики.
//Socio-Logos’96. М.,1996, с.213.) И журналист часто
ищет информацию не в соответствии со
своими представлениями об истине, морали,
а в соответствии с ожиданиями публики.
В этом заключается парадокс процветания
бульварной прессы. В этом причина того,
что даже на страницах серьезных изданий,
в солидных телепрограммах всегда находится
место неординарным политическим событиям,
скандалам. Задача субъекта ПТП – создать
такое событие.
Прием направленного
создания событий с целью привлечения
внимания к кандидату, пожалуй, впервые
в полном объеме был использован известным
английским политическим технологом Г.Рисом.
Ему удалось, работая во время избирательной
кампании 1978 г. с М.Тэтчер, придумать серию
ежедневных событий, которые благодаря
соответствующей работе с журналистами
регулярно попадали в вечерние телевизионные
новости.
В настоящее
время умение создавать информационные
поводы стало одним из показателей
профессионализма политических технологов.
Так, демонстративный отказ В.Путина
в ходе предвыборной президентской
кампании 2000 г. от политической рекламы
был сполна компенсирован целой чередой
информационных поводов, позволивших
в наилучшем свете показать телезрителям
этого политика: В.Путин, отправляющийся
в новогоднюю ночь в Чечню; В.Путин, летящий
на боевом самолете; В.Путин на подводной
лодке. Вряд ли какой канал воздержится
от показа таких любопытных сюжетов.
Создавая информационный
повод, следует учитывать следующие
обстоятельства:
Журналисты любят
освещать что-то необычное, выбивающееся
из привычного хода событий. Следовательно,
необходимо проявить недюжинную выдумку,
чтобы придумать что-то новенькое, притягивающее
внимание.
Известна склонность
СМИ к освещению скандалов. Однако
использовать скандал, например, для
раскрутки какого-либо кандидата
надо крайне осторожно. Если скандальные
действия, в которые будет вовлечен политик,
будут противоречить создаваемому имиджу,
то такой информационный повод может принести
больше вреда, чем пользы.
Необходимо четко
продумать сценарий события, предусмотреть
возможные ракурсы его освещения телекамерами,
подготовить комментарий, создать такие
условия работы журналистам, чтобы они
осветили готовящееся событие в том свете,
в котором заинтересован субъект ПТП.
Важно отслеживать
общую ситуацию в стране, следить
за действиями конкурентов, чтобы усилия
по созданию события не пропали даром.
Это может случиться, например, если одновременно
произойдет другое неординарное событие,
притягивающее к себе внимание и журналистов,
и зрителей. Иными словами, надо, чтобы
создаваемое событие не было перекрыто
другим, более значимым, интересным для
большинства.
Важным направлением
деятельности субъекта ПТП по созданию
благоприятной информационной среды
является работа с журналистами, издателями,
редакторами, которая по возможности
должна строиться на долговременной основе,
а не сводиться исключительно к информационным
поводам. Основная цель этой работы –
формирование благожелательного или по
крайней мере нейтрального отношения
журналистов к политикам, партиям, позиционированием
которых занимается субъект ПТП, а также
к тем управленческим решениям, в реализации
которых он заинтересован.
Журналисты обладают
уникальными возможностями
Большую проблему
для ряда политиков составляют идеологические,
политические симпатии журналистов. Эти
симпатии проявляются в их неизменно благожелательном
отношении к одним государственным и политическим
деятелям и негативно-критическом к другим.
Так, во время президентских выборов в
1992 г. республиканец Дж.Буш был лидером
по негативному освещению в прессе, и во
многом это было связано с политическими
пристрастиями журналистов. Как показал
проведенный в то время опрос в три раза
больше журналистов идентифицировали
себя с идеями демократической партии.
(см. Г.Почепцов. Теория и практика коммуникации.
М..Центр,1998, с.83)
Хорошей иллюстрацией
политических предпочтений журналистов
стало проведенное в феврале 2000
г. агенством социальной информации
«Олимп» методом контент-
Сознавая необычайную
сложность работы с журналистами,
субъект ПТП тем не менее должен
эту работу проводить. С этой целью в рамках
любой серьезной политической кампании
создается пресс-служба. Она организует
приглашение журналистов к месту событий,
проводит пресс-конференции, распространяет
пресс-релизы, организует для журналистов
презентации, заканчивающиеся, как правило,
«фуршетом».
В распространении
своего влияния на журналистов субъекты
политического управления часто
используют в своих интересах
их ограниченные возможности в получении
информации и ее интерпретации. Из-за
дефицита времени, средств, возможностей
журналисты пользуются, как правило, “направленной”
информацией, т.е. информацией, поставляемой
пресс-центрами государственных или политических
организаций и соответствующим образом
подготовленной и составленной.
Проведенное в 1973
г. исследование каналов, по которым
информация попадает к журналистам
"NewYorkTimes" и "WashingtonPost", показало,
что только в случае одной четверти
сообщений журналисты вышли на них
методом свободного репортерского
поиска, своих собственных анализов
и выводов. Использование пресс-релизов,
пресс-конференций, официальных мероприятий
дали 60% информации. (Г.Почепцов. Теория
и практика коммуникации. М..Центр,1998, с.80)
Нередко журналистам
ограничивают доступ в какие-либо государственные
структуры или политические организации,
предоставляя взамен так называемую “официальную”
информацию. Так, в ходе Персидской войны
между Ираком и Кувейтом, на стороне которого
выступили страны НАТО, в середине 90-х
гг. журналисты смогли лишь передавить
ту информацию, которую им предоставляли
военные в рамках брифингов. И хотя, как
отмечает Г.Почепцов, пресса пыталась
протестовать против ограниченного доступа
к информации, но, умело организованная,
трансляция этих брифингов сформировала
в общественном мнении только ощущение
невоспитанности репортеров. (Г.Почепцов.
Имидж: от фараонов до президентов., с.258.)
Субъект ПТП
может использовать в своих интересах
стремление некоторых журналистов
получить скандальные материалы. Таких
журналистов используют в политической
борьбе, как это ни обидно звучит, в качестве
«сливного бочка». Например, в разгар президентской
избирательной кампании в США в 2000 г. в
газете «Вашингтон Пост» 17 октября появилась
статья, в которой вице-президент США Альберт
Гор, один из претендентов на пост президента
обвинялся в обмане Конгресса. В этой статье
был приведен текст письма В.С.Черномырдина
А.Гору, который, по мнению газеты, свидетельствовал
о наличии между двумя политиками секретного
соглашения по поводу сотрудничества
России и Ирана, о котором Конгресс не
был поставлен в известность. Такого рода
документы попадают на страницы газет
не случайно, да и автор статьи Билл Гертц
известен в журналистских кругах как «мистер
Утечка», т.е. обладает репутацией человека,
выступающего в роли «сливного бочка»
американских спецслужб. Видимо, и в данном
случае он получил информацию из источников
в ЦРУ. Цель этой «утечки» заключалась
в попытке дискредитировать А.Гора в ходе
избирательной кампании.(Известия, 18 октября,
2000)