Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:50, курсовая работа
Цель исследования. Целью иссле¬дования является описание коммуникативных и коммуникационных процессов рекламы.
Достижение обозначенной цели требует решения следующих задач:
1. изучить теоретические основы рекламы в коммуникационном аспекте;
2. выявить принципы соотнесения рекламы с коммуникационным процессом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Коммуникационный процесс и его составляющие 6
1.1.Сущность коммуникационного процесса 6
1.2 Элементы и этапы коммуникационного процесса 12
2. Роль рекламы в коммуникационном процессе 17
2.1. Реклама, как модель, вид и канал коммуникации 17
2.2.Реклама как коммуникация и ее эстетические особенности 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Получатель информации должен уметь:
- быстро выделить тематику информации по ключевым словам;
- правильно интерпретировать начало сообщения и, следовательно, предвосхищать его развертывание;
- восстановить смысл сообщения, несмотря на пропущенные элементы;
-правильно определить замысел высказывания (дискурса).
Эти умения соотносятся с системой кодирования-декодирования, обеспечивающей коммуникацию.
Речевое сообщение имеет структуру, включающую в себя вводную, основную части и заключение. Внутренняя структура речи отражает соотношение частей речи между собой, части и целого, динамику сообщения (зачин, кульминация, развязка), и др.
Наиболее распространенной формой коммуникативного процесса является диалог, проводимый в публичной форме или в радио- и телепередачах. Диалог в условиях массовой коммуникации имитирует не только межличностное общение, но и отражает во многом структуру коммуникативного процесса. В процессе коммуникации коммуникатор стремится персонифицировать свою речь путем представления или непосредственного обращения к слушателям.
Наиболее общие синтаксические требования к коммуникативному процессу, протекающему в речевой форме: использование кратких высказываний с простой грамматической структурой, прямого порядка слов, ограничение многословных и многоуровневых оборотов, подчеркивание его смысловых значений при помощи пауз и интонации.
Особые
требования предъявляются к произношению,
если же информация передается по радио-
или телеканалу. Особое внимание следует
обращать на нормативное произношение,
распределение смыслового ударения,
интонацию, тональность, темп и ритм
сообщения. Все эти нюансы передают
оценочное отношение
Среди эстетических требований к речевому коммуникативному процессу ограничение или полное исключение использования неблагозвучных и редко употребляемых форм типа, исключения в одном высказывании слов с общим корнем и тождественным содержанием, неоправданных повторов, пауз.
Эффективность коммуникативного процесса увеличивает обращение к известным именам, авторитетам.
Чаще всего в коммуникационном процессе можно заметить использование обращения к текущим общественным событиям, к фактам социальной значимости. Здесь используется не только актуальная информация, но и ценностная ориентация коммуниканта.
1.2 Элементы
и этапы коммуникационного
Основная
цель коммуникационного процесса —
обеспечение понимания
1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2. Сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов, слов, сигналов, жестов, мимики и т. п.
3. Канал - средство передачи информации — письмо, радио, телефон, телевизор, и др.
4. Получатель - лицо, которому предназначена информация, или лицо, интерпретирующее ее.
При обмене
информацией отправитель и
Этапы процесса коммуникации:
1. Зарождение
идеи. Обмен информацией начинается
с тщательного обдумывания и
формулирования идеи или
2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать информацию, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, используя слова, интонации, жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение.
3. Передача.
На данном этапе отправитель
использует канал для доставки
сообщения получателю. Это физическая
передача сообщения (
4. Декодирование
– это перевод символов
Однако по ряду причин, в том числе психологических, получатель может придать несколько иной смысл сообщению. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать законченным и эффективным, если получатель продемонстрировал (в том числе и по каналу обратной связи) понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Линейная модель (Г. Д. Лассуэлл). Одна из наиболее известных в мире моделей коммуникации была сформулирована в 1948г. американским социологом Г. Д. Лассуэллом. Основной функцией средств массовой коммуникации Лассуэлл считал поддержание равновесия в обществе, т. е. «равноценное просвещение эксперта, лидера и гражданина», которое в идеале помогает прийти к пониманию и соглашению по проблемам, касающимся мира в целом.
Поскольку
в истории человечества «понимание
и соглашение» достигались
Обратим
внимание на то, что, поскольку в
данной модели конечной целью был
заявлен эффект, а его достижение
связывалось с донесением информации
(помогающей прийти к пониманию и
согласию) без искажений, допущение
влияния и воздействия в
Декларация
успешной, просвещающей коммуникации,
в сочетании с предложенными
механизмами противодействия
В отечественной науке советского периода формула Г. Д. Лассуэлла была широко известна, но принималась с оговорками, хотя, по сути, партийная журналистика также была не чем иным, как пропагандой, имеющей целью воздействие на сознание и поведение людей. Значительным продвижением вперед в социальной науке советского периода оказалось обращение внимания исследователей к воспринимающей стороне – аудитории, однако основной акцент изучения все же был односторонним и сводился к изучению методов и способов влияния на нее.
Желание
воздействовать на аудиторию, причем чаще
в благих, с точки зрения коммуникатора,
целях, не редкость и в современном
информационном пространстве. Как показывают
проведенные социально-
2. Роль рекламы в коммуникационном процессе
2.1. Реклама, как модель, вид и канал коммуникации
Сегодня реклама как объект изучения обладает огромной притягательной силой. Ее изучением в той или иной степени занимается целый ряд наук: журналистика, социология, психология, экономика, история, правоведение и др. Каждая из наук анализирует рекламную деятельность, используя с этой целью свою методологию, собственный понятийный аппарат. Все это говорит о многогранности рекламы как явления, находящегося "на стыке наук"9.
Отметим также, что в последнее десятилетие реклама рассматривается не изолированно, а как часть широкого комплекса каналов и средства продвижения товара от производителя к потребителю. В литературе для этих целей используется термин " комплекс маркетинговых коммуникаций" или "интегрированные маркетинговые коммуникации".10 Смысл концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций состоит в стремлении увеличения эффективности воздействия на потребителей за счет дополнения традиционной рекламы другими формами коммуникаций, каждая из которых имеет специфические методы продвижения товара. Использование термина "интеграция" предполагает слияние в единое целое различных форм коммуникации в рамках общей маркетинговой стратегии, поскольку они применяются для достижения единой цели.
В более узком смысле понятие "реклама" означает особую форму коммуникации между рекламодателем и потребителем, что предполагает распространение информации о товарах и услугах при помощи различных каналов, включая традиционные СМИ и специализированные рекламные каналы.
Однако, поскольку исследованиями в области рекламы, как было указано выше, занимаются специалисты разных профилей, существует множество ракурсов, с которых можно определить понятие "реклама". Более того, среди определений рекламы преобладают дефиниции, принадлежащие зарубежным исследователям, что объясняется как более давними традициями, так и представленностью литературы, прежде всего американской и западноевропейской.
Авторы популярного учебника "Современная реклама" К.Бове и У.Аренс определяют рекламу следующим образом: "это неперсонифицированная передача информации, обычно оплачиваемая и обычно имеющая характер убеждения о продукции, услугах или идеях известными рекламодателями посредством различных носителей"11. Важным звеном в этом определении является упоминание о характере убеждения и направленности на массовую аудиторию.
Профессор Ж. – Ж.Ламбен характеризует рекламу в качестве "односторонней коммуникации, исходящей от спонсора, желающего прямо или косвенно поддержать действия фирмы"12. Односторонность коммуникации указывает на отсутствие обратной связи в распространении рекламы. Хотя большинство авторов указывают на обязательный двусторонний характер целевого процесса рекламодатель – потребитель.
В представлении американских философов Ч. Сэндидж, В.Фрайбургера и Ротцолла реклама – это "форма коммуникации, которая пытается перевести качества товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителя"13. Ключевым здесь является также принадлежность рекламы к массовой коммуникации.
Их коллеги Д.Росситер и Л.Перси рассматривают рекламные коммуникации как "непрямую форму убеждения, базирующуюся на информационном или эмоциональном описании преимуществ продукта. Ее задача – создать у потребителей благоприятное впечатление о продукте и "сосредоточить их мысли" на совершении покупки"14. Как видно, здесь акцент делается на характере убеждения, заключенном в рекламном обращении.
Аналогичную
картину можно наблюдать и
в отечественной литературе о
рекламе. Официальное определение
рекламы в Законе РФ о рекламе
звучит так: Реклама – распространяемая
в любой форме, с помощью любых
средств информация о физическом
или юридическом лице, товарах, идеях
и начинаниях (рекламная информация),
которая предназначена для
По мнению профессора И.Я.Рожкова, реклама это "вид деятельности, либо произведенная в ее результате информационная продукция, реализующая сбытовые или иные цели промышленных или сервисных предприятий, общественных организаций или отдельных лиц, путем распространения оплаченной ими и индентифицирующей их информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное направленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание с целью вызвать определенную реакцию выбранной аудитории"15. Довольно пространное определение, совмещающее онтологическую сущность рекламы как деятельности и рекламного продукта, имеющего воздействующие свойства.
Основу
этих свойств раскрывает О.А.Феофанов,
отмечая, что реклама это "комплекс
психологических мер
Характер
такого воздействия прямо раскрывается
в определении рекламы в