Радио и телевидение в период Перестройки

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой – изучить основные источники информации в годы Перестройки, показать на примерах их дальнейшее развитие.
Исходя из поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
показать развитие радиовещания и телевидения в 80-90-е гг XX века;
доказать влияние Перестройки на средства массовой информации и их дальнейшее развитие.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Телевидение в годы Перестройки ……………………...6
Часть 1.Стремительное развитие телевещания…………………...6
Часть 2. Место телевидения в манипуляции сознанием ………...7
Часть 3. Роль телевидения в предвыборных кампаниях………..13
Глава 2. Радиовещание в годы Перестройки ………………………16
Часть 1. Радио продолжает жить …………………………………16
Часть 2. «Говорит Волгоград» ……………………………………17
Часть 3. Самарское радиовещание ……………………………….19

Глава 3. Перестройка как судьба…………………………………….22
Эдуард Сагалаев - «сын Перестройки» ………………………....22

Заключение …………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая СМИ.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

      Напротив, персонал СМИ оказался на удивление  хорошо подготовленным для применения технологий манипуляции. В общем, персонал, владеющий методами манипуляции, в  СССР имелся, и в годы перестройки  он смог наконец применить свои знания и умения.

      В ходе углубления конфликта в стране этот персонал как особая социальная группа также раскололся, хотя и  не в той пропорции, что остальная  часть общества. После довольно жесткой  кадровой чистки корпус журналистов, в  общем, представляет собой вполне однородную группу, строго соблюдающую “партийную” дисциплину. Те журналисты, которые находятся в оппозиции к режиму реформаторов, практически вытеснены из сообщества или занимают в нем маргинальное положение. В гражданском обществе социальные сдвиги порождают расколы относительно неглубокие, так что сохраняется возможность диалога и компромисса. В идеократическом обществе раскол приводит к возникновению двух тоталитарно мыслящих групп, которые просто игнорируют существование противника и не принимают его интересы как допустимые. Конфликт приобретает почти религиозный и расовый характер. В СССР было декларировано даже возникновение нового этноса (“новые русские”). Отсюда - аномальная жестокость победителей, которой в принципе было невозможно ожидать в стабильное время. Это отразилось на деятельности СМИ и особенно телевидения. Видимо потому, что, в отличие от печатной продукции, оно летуче, как эфир. В настоящее время ни рядовой телезритель, ни организации оппозиции не в состоянии зафиксировать продукт телевидения и предъявить его для какого-то суда и даже дебатов. До сих пор телевидение как отправитель сообщений практически не ограничено никакими нормами и полностью неуязвимо по отношению к недовольству получателей сообщений. 8

      Во  многих своих передачах телевидение доходит до информационного садизма. Это - глумление в дни праздников над тем, что отмечает и вспоминает большинство граждан. Это издевательство над дорогими для многих образами и символами. Это - очернение их друзей и злорадство их бедам. Россия - единственная страна, где огромное число граждан жаждет отомстить ведущим телевидения, где телецентр приходится охранять с помощью военной силы. Одно это показывает, сколько обиды накопилось в душе у людей, которые подвергались издевательствам.

      Вопрос  о том, какую pоль играет телевидение  в восприятии мира, в фоpмиpовании человека и, значит, общества, стал одним  из важнейших вопpосов в России. Но откpытого pазговоpа на эту тему нет. Деятели телевидения и философы-демокpаты  ни pазу не объяснились с обществом, даже после pасстpела людей у двеpей телецентра в 1993 г. Никто не поставил вопрос: почему толпы людей несколько лет с яростью рвались к дверям телецентра, чтобы сказать что-то. Телевидение получило мощную охрану с надежными пулеметами, и больше его деятелей ничто не волнует.

      Телевидение определенно приняло манипулятивную семантику и риторику - язык, стиль, эстетику, темп и построение программ. Оно постоянно и последовательно  сокращало время, а потом и  ликвидировало познавательные, рассудительные и восстанавливающие здравый смысл людей передачи. Оно ввело в практику непонятные, нервирующие, порой кажущиеся безумными заставки (глаз, шестерни, падающие со стула клоуны, дерущиеся деды-морозы и т.д.). Ткань передач стала разрываться рекламой, так что даже художественные произведения утратили свою восстанавливающую сознание силу (важные в советском телевидении передачи лучших спектаклей драматических театров вообще исчезли). Эфир заполнили астрологи и предсказатели - в масштабах, совершенно не соответствующих реальному распространению этих суеверий в российском обществе начала 90-х годов. Телевидение внедряло эту субкультуру в массовое сознание.

      Программы на исторические темы в основном имеют  целью разрушение образа прошлого, проявляя при этом поразительную бестактность и дурной вкус.9

      Тема  разрушения и гибели стала главной  на телевидении. Уже в конце перестройки  телевидение отбросило элементарные нормы профессиональной этики и  стало “создавать реальность”, фальсифицируя  факты самым грубым образом.

      Известно, что телевидение оказалось узурпировано малой социальной группой, агрессивно настроенной против большинства аудитории. Известно также, что почти все ведущие (Е.Киселев, Н.Сванидзе и др.) занимают крайне антисоветскую позицию и поддерживают то или иное крыло нынешних реформаторов. Это - их личные убеждения, которые они имеют право выражать лишь в небольшой части эфирного времени, в принципе, пропорционально той доле общества, которые эти убеждения разделяет. Они же делают свои установки главным мотивом информации, используя видеоряд, терминологию, интонацию и мимику для того, чтобы опорочить образ советского прошлого, включая его историю, праздники и символы.

      Все эти качества российского телевидения, характеризующие его как институт манипуляции сознанием, проявились уже в конце 80-х годов. 10 
 
 

1.3. Роль телевидения в предвыборных кампаниях 

           Телевидение, высоко ценимое влиятельными  людьми, инвестиции в которое  дают почти что магический  результат, превратилось в прямом  и переносном смысле этого слова в поле боя для тех, кто хочет удержать или захватить политическую власть.11

        Модель освещения на телевидении  предвыборных кампаний в России  была создана в основном в  декабре 1993 года, когда проходили  выборы в Государственную Думу. В ходе этих и последующих выборов телевидение сыграло жизненно важную роль в решении вопроса о том, сколько человек являлось на голосования, и оказывало влияние на выбор избирателя.

        Телевидение смогло революционизировать  политическую кампанию по проведению  референдума в 1993 году, когда впервые для увеличения шансов Бориса Ельцина была использована политическая реклама.

        Основным принципом в производстве  политического телевидения является  понимание того, что все всегда  голосуют за свои собственные  интересы и ключ успеха заключается в том, чтобы соединить свою позицию с нуждами электората, который бы смог, таким образом, считать вашу позицию отвечающей его собственным интересам. В рекламных роликах, российский народ был показан в позитивном свете, а идея состояла в том, что парламент представляет проблему, а команда Ельцина-решение.

        Особенно ярко влияние телевидения  на политическую борьбу проявилось  в ходе президентской кампании  Бориса Ельцина.

        Оставшись один, без политической  партии, Ельцин мог, таким образом, вести предвыборную кампанию, оставаясь «над политикой», президент, не являясь членом какой-либо партии, возвышается над всеми партиями; он предстает президентом народа.

        Телевидение в ходе этой кампании  встало на позицию одной стороны.  Пристрастность телевидения базировалась на оценке того, что возвращение к власти коммунистической партии означало бы не приход демократической администрации, озабоченной социальными вопросами, а приход режима, стремившегося к монополии на власть, который в будущем, вероятно, отменил бы право свободного  выбора. Телевизионные деятели полагали, что им необходимо напомнить зрителям об уроках прошлого, которые в их памяти отодвинулись в сторону под влиянием проблем сегодняшнего дня. Более того, они полагали, что контроль над телевидением станет одной из основных целей Зюганова и его партии не только из-за неприятия коммунистами в прошлом плюрализма мнений, но и из-за того, что в заявлениях, сделанных в ходе избирательной кампании, критически оценивалось телевидение и содержалось обещание добиться контроля над его содержанием.

        Все телевизионные каналы находились  в лагере Ельцина. Тем не  менее, имелось огромное различие  между ролью телевидения в  1993 и 1996 годах. В ходе первой  кампании у оппозиции не было  никакого права на любое эфирное время, платное или бесплатное. В 1996 году все кандидаты получили одинаковое  число бесплатного эфирного времени на государственных каналах, для того чтобы обращаться к зрителям, причем станции  не имели права оказывать какое-либо влияние. Все партии воспользовались своим правом на бесплатное эфирное время. В дополнение к этому кандидаты имели право на приобретение времени для показа оплаченной рекламы. В этих клипах, где основное внимание обращалось на того или иного кандидата, президент часто подвергался критике, и зрителям

напоминали  обо всех его ошибках и трудностях, которые правящая администрация  обрушила на своих граждан.

        В этой ситуации была применена  другая тактика. Ельцин все  время присутствовал на телевизионном  экране, максимально используя преимущество своей должности, а также вновь обретенную энергию. К примеру, когда коммунисты участвовали в телевизионных дискуссиях со сторонниками Ельцина и утверждали, что Ельцин слаб и нуждается в помощи, то сторонники президента предлагали им «просто включить телевизор и убедиться, насколько силен президент».12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Радиовещание в  годы Перестройки 

      2.1. Радио продолжает жить

      Лет 10-15 назад казалось, что телевидение  в России навсегда отодвинуло радиовещание на обочину технического прогресса. И действительно, в 90-е годы даже предсказывали исчезновение радиоприемников  как класса. Но вдруг начался ренессанс: открываются новые УКВ и FM-станции, а тюнеры теперь встраиваются в MP3-плееры и мобильные телефоны. Более того, правительство РФ всерьез намерено к 2020 г. перевести отечественное радиовещание на "цифру".13

      80-е  годы - начало перестройки. Общественно-политические программы Всесоюзного радио на только освещают эти события, но и сами меняются. Правда, как и многие структуры в эти годы, изменения осторожны, незначительны. Но всё же появляются новые формы. Радио в целом стремится быть более открытым, современным в самом стиле вещания, динамичным, а главное хоть и осторожно, но представлять в программах различные мнения.  Так,  в конце 80-х годов был сделан существенный шаг в создании более оперативных динамичных общественно-политических программ. На первой программе Всесоюзного радио появилась двухчасовая программа  «Новая волна», которая выходила уже в прямом эфире и которую вели у микрофона уже не дикторы, а наиболее опытные и подготовленные радиожурналисты. Она включала в себя новости, репортажи (в том числе и прямые) с мест, в студии в прямом эфире выступали руководители министерств, государственные и общественные деятели, проводились радиомосты, радиопереклички с другими городами страны. Это было уже вполне современное радио.

      На  Третьей программе появилась большая (до 5 часов непрерывного эфира) программа «Собеседник», ориентированная на самую широкую аудиторию, очень широкая по тематике и практически не политизированная. Естественный непринужденный разговор у микрофона ведущих программы, разнообразие тем, чаще просто житейских, просветительских, душевных – все это сразу же привлекло к «Собеседнику» значительную аудиторию, часто просто уставшую от политики, тенденций, пропагандистских приемов.

      Так постепенно разрушалась прежняя  система общественно-политического вещания Всесоюзного радио. И создавалось новое тоже общественно-политическое вещание, обслуживающее не одну партию, не одну «самую правильную» идеологию, а всё общество, представляя различные мнения, различные точки зрения, часто  полярные.  
 
 
 

2.2. «Говорит Волгоград»

       «Говорит Волгоград!»- эти слова  каждое утро вот уже на протяжении  более 70 лет звучат в эфире  областного радио. Его слышат  не только в границах волгоградского  региона, но и далеко за его  пределами: в Астраханской, Ростовской, Саратовской областях, в республики Калмыкии. И это заслуга огромного количества профессионалов от радио, кто стоял у истоков его рождения: техников, режиссеров, журналистов радио.

      Основное  время в сетке вещания до 80-х  годов занимали передачи пропагандистского и публицистического характера: навстречу очередному съезду партии или партийной конференции. Особняком стоят журналистские работы О.Емельяновой, рассказывающие о культурных, музыкальных традициях казачьего края и А.Колля – очерки о героях, прославивших свой край. Здесь и сталевары, и строители, и земледельцы, и ученые, и партийные работники.

      Огромная  почта приходила как отклик на передачи молодежной редакции. В разное время ее возглавляли Л.Ульяненко, Г.Гусева, В.Павшук, Л.Назарова. «Луч» - высвечивал недостатки в молодежном движении, но в основном, эта была передача о жизни молодого поколения, о героическом прошлом, молодых людях, совершивших во имя Родины, героические поступки.

      80-е  годы и волна перестройки позволила  журналистам радио по- иному взглянуть  на методы подготовки программ, жанрово разнообразить передачи, выйти на прямую беседу со слушателями. Меняется и сетка вещания. Основное время отдается информационным выпускам. С легкой руки бывшего заместителя председателя В.В.Кошенкова рождается утренняя информационно-музыкальная передача «Улица Мира, 9», которая звучит в эфире и по сей день. Но тогда это был прорыв в утреннем вещании. Музыка и информация шли в одном ряду, дополняли и развивали друг друга. И последнее десятилетие эту программу ведут С.Арсентьев и Е.Кулишенко. В тематическом вещании наряду с передачами, рассказывающие о деятельности обкома КПСС, появляются радиожурналы: «Здоровье», «Человек и закон», «Профсоюзная жизнь», в которых главное место занимает человек, с его проблемами, заботами, радостями.

Информация о работе Радио и телевидение в период Перестройки