Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа
Цель курсовой – изучить основные источники информации в годы Перестройки, показать на примерах их дальнейшее развитие.
Исходя из поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
показать развитие радиовещания и телевидения в 80-90-е гг XX века;
доказать влияние Перестройки на средства массовой информации и их дальнейшее развитие.
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Телевидение в годы Перестройки ……………………...6
Часть 1.Стремительное развитие телевещания…………………...6
Часть 2. Место телевидения в манипуляции сознанием ………...7
Часть 3. Роль телевидения в предвыборных кампаниях………..13
Глава 2. Радиовещание в годы Перестройки ………………………16
Часть 1. Радио продолжает жить …………………………………16
Часть 2. «Говорит Волгоград» ……………………………………17
Часть 3. Самарское радиовещание ……………………………….19
Глава 3. Перестройка как судьба…………………………………….22
Эдуард Сагалаев - «сын Перестройки» ………………………....22
Заключение …………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………
Содержание
Введение ………………………………………………………………3
Глава 1. Телевидение в годы Перестройки ……………………...6
Часть 1.Стремительное развитие телевещания…………………...6
Часть 2. Место телевидения в манипуляции сознанием ………...7
Часть 3. Роль телевидения в предвыборных
кампаниях………..13
Глава 2. Радиовещание в годы Перестройки ………………………16
Часть 1. Радио продолжает жить …………………………………16
Часть 2. «Говорит Волгоград» …………………………
Часть 3. Самарское радиовещание ……………………………….19
Глава 3. Перестройка как судьба…………………………………….22
Эдуард Сагалаев - «сын Перестройки» ………………………....22
Заключение …………………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………......27
Введение
Перестройка – очень громкий период в истории СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом. В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как Сахаров, Марченко и т.д. Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей. Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.
Советское
общество охватил процесс
В середине 80-х годов наступили серьезные перемены в общественно-политической жизни страны. Вслед за этим начались перемены в работе средств массовой информации. КПСС во главе с Михаилом Горбачевым использовала СМИ для того, чтобы изменить существующий порядок и внедрить новые, демократические идеи. Пресса была инструментом перемен, и модель прессы как инструмента действовала во благо переменам.
Актуальность темы исследовании заключается в том, что радиовещание и телевидение успешно прогрессируют с каждым годом, а именно начиная с Перестройки Горбачёва, так как именно в эти годы появляется гласность, что даёт определённую волю для развивающихся областей средств массовой информации.
В августе 1989 г. ЦК КПСС принял постановление «О некоторых вопросах перестройки центральной партийной печати».
Среди новых изданий, свидетельствующих, что пресса периода перестройки, как и в годы авторитарно-бюрократического режима должна была отвечать главной задаче – повышения роли КПСС как политического авангарда общества, стало возобновление в январе 1989 г. журнала «Известия ЦК КПСС» и газеты «Правительственный вестник».
Все больший размах получало радиовещание. В 1990 г. вещание вели около 180 радиодомов и свыше 5 тысяч местных радиостанций. 22 августа 1990 г. начались передачи первой негосударственной (независимой от Гостелерадио) радиостанции «Эхо Москвы», в числе учредителей которой были Моссовет, редакция журнала «Огонек» и факультет журналистики МГУ. В начале 1991 г. образовалась Российская независимая телерадиокомпания, в составе которой стало функционировать «Радио России». «Московское радио» вышло на первое место в мире по объему вещания на зарубежные страны
Практически все население СССР смотрело телевизионные передачи, которые к 1990 г. вели более 130 программных телецентров.
Значительно расширилась деятельность информационных агентств. К 1991 г. функционировали 336 телеграфных и 180 телефонных каналов связи, соединявших ТАСС со страной и со всем миром. Его подписчиками являлись свыше 600 зарубежных информационных агентств, редакций газет и журналов из 115 стран. Помимо ТАСС, только АПН имело подобную разветвленную сеть корреспондентов и прочих представителей в СССР и за границей: в стране насчитывалось 20 корпунктов, за рубежом корреспонденты имелись в 120 странах. В июле 1990 г. АПН было преобразовано в государственное информационное агентство «Новости» (ИАН). Вскоре возникают новые информационные агентства: «Постфактум», «Интерфакс», СибИА и др. Самую большую известность из них получает «Интерфакс». Особенно популярной его информация стала среди иностранных дипломатов и специалистов, которых не устраивала тенденциозная и не очень оперативная, по их мнению, информация ТАСС и АПН. К 1990 г. информацию «Интерфакса» получали уже в 40 странах мира.
Подготовка журналистов к 1985 г. велась в 23 университетах страны. Число студентов-журналистов составляло более 15 тысяч.
Цель курсовой – изучить основные источники информации в годы Перестройки, показать на примерах их дальнейшее развитие.
Исходя из поставленной цели, нужно решить следующие задачи:
Объектом исследования
Из вышеуказанных целей и задач вытекает следующая структура работы, которая состоит из трёх глав – 1.Телевидение в годы Перестройки, 2.Радиовещание в годы Перестройки, 3.Перестройка, как судьба –, в которых раскрываются основные аспекты деятельности журналистов и ведущих данного периода. При помощи сопоставительного анализа ведётся наблюдение за выбранными СМИ.
По данной теме написано не мало работ и учебной литературы: Кузнецов Г.В., Юровский А.Я. «Телевизионная журналистика» (учебник для студентов), Цвик В.Л. «Телевизионная журналистика: история, теория, практика» (учебное пособие); статей и заметок в журналах и газетах: Матвеева Л. «Президентов делает телевизор» (газета «Аргументы и факты»), Мельников Н. «Эдуард Сагалаев - «Сын перестройки»» ( журнал «Лехаим»).
Глава
1. Телевидение в годы
Перестройки
1.1. Стремительное развитие телевещания
Практически все население СССР смотрело телевизионные передачи, которые к 1990 г. вели более 130 программных телецентров. Первая программа стала доступной в самых удаленных регионах, вторая использовалась для прямых телетрансляций заседаний Верховного Совета СССР, третья – предназначалась москвичам, четвертая – являлась учебной. Несомненным достижением Центрального телевидения стали передачи «12 этаж», «Взгляд», «7 дней», «До и после полуночи». Как противоречие официозному «Времени» стали выходить в эфир ночные выпуски Телевизионной службы новостей, в которых работали молодые талантливые журналисты. Вся совокупность политических перемен, происшедших в нашей стране (гласность, закон о печати, отменяющий цензуру), раскрепостили телевизионных журналистов, в том числе и ведущих информационно-публицистических программ. 1
В январе 1989 года на экранах Гостелерадио СССР появилась воскресная программа «7 дней». Э.Сагалаев и А. Тихомиров взяли на себя смелость высказывать свое собственное мнение по поводу событий минувшей недели. Такого до них еще никто не делал. В марте 1990 года «7 дней» были запрещены. В то время многие журналисты продолжали отстаивать принцип партийности в эфире. Для тех, кто посмел этот принцип нарушить, наступили черные дни. Так, за самостоятельность взглядов и суждений был отстранен от эфира ведущий «Международной панорамы» А.Бовин.
Весной 1991 года в альтернативу останкинскому телевидению возникло телевидение России. Туда перешли наиболее демократически настроенные журналисты. Противоборство этих двух каналов продолжалось до конца 1991года, до распада СССР. 2
Значительных успехов добилось ленинградское телевидение. Это, прежде всего, «Телекурьер» – обозрение из небольших репортажей, снимаемых в течение каждой субботы и выдаваемых в эфир ближе к полуночи. Это и «600 секунд» Александра Невзорова, который в одиночку обеспечивал ежедневные десятиминутки новостей и стал одним из популярных телеведущих. Неизменный интерес вызывали передачи «Пятое колесо», с выходом которого на телеэкраны появился совершенно новый видеоканал, объединивший конгломерат разнохарактерных и разножанровых материалов. Именно на этом канале были переданы первые интервью с академиком А. Сахаровым, первые записи митингов общества «Память», первые митинги в поддержку сооружения Мемориала жертвам сталинизма.
В
августе 1990 г. был создан Союз организаций
кабельного и эфирного телевидения СССР,
представлявших около 500 зарегистрированных
в стране студий кабельного телевидения,
обслуживающих до 15 млн. абонентов.3
В условиях российской реальности конца XX века практически единственным доминирующим типом культуры оставался тот, который транслировался средствами массовой информации. В конце XX века аудиовизуальные средства записи, хранения и воспроизведения информации, обеспечивая легкость восприятия зрительных и слуховых образов, становятся у значительных слоев населения более предпочтительной формой культурного досуга, чем, например, чтение.
В российском обществе менялась культурная, идеологическая, информационная, техническая ситуация. Культура, распространяемая средствами массовой информации, способствовала изменению духовных ориентиров населения страны, прежде всего детей и молодежи. Клубы, театры, библиотеки, музеи, филармонии ощутили последствия воздействия СМИ, которые глубоко повлияли на изменения духовных потребностей населения. Средства массовой информации позволяли познакомиться с лучшими достижениями мировой культуры высочайшего класса на образцах театрального, музыкального, изобразительного искусства, в то время как театры и филармонии воплощали на сцене те же произведения, но, зачастую, в менее качественном исполнении. Информационное давление средств массовой информации возрастало, что стимулировало не активное освоение высоких духовных ценностей, а их сугубо пассивное потребление.
Таким образом, в течение всего рассматриваемого периода средства массовой информации оказывали существенное влияние на культурную жизнь страны. В условиях политики «перестройки» и гласности происходило увеличение количества информационных изданий, журналов, газет, программ телевидения. Средствами массовой информации освещались важнейшие события культурной жизни. Все это открывало широкие возможности для приобщения к культуре и искусству при помощи средств массовой коммуникации, в особенности телевидения. Однако транслируемые СМИ далеко не лучшие образцы западной массовой культуры сказывались на формировании ценностного восприятия и культурных предпочтений большинства населения России.4
Исчезло и главное ранее средство массового развлечения и культурного досуга - кино. В 1985 г. кинотеатры в РСФСР имели 2263 млн. посещений, а в 1997 - 40 млн. В 55 раз меньше! И на этом уровне кино пока и держится. Массовую аудиторию получило телевидение - оно и стало главным каналом для распространения информации. 5
Что
главное в сообщениях, передаваемых
телевидением, а что является “легендой”,
прикрытием - вопрос сложный. Углядеть
контрабанду у контрабандиста-
Ссылаясь на данные психофизиологов, философ Ю.Г.Волков пишет в 1994 г.: “Пропаганда теории, проповедь учения, разъяснение концепции, доктрины сегодня не в моде. Соответствующие установки, ценностные предпочтения, стереотипы поведения формируются ненавязчиво, без сопровождения философского флера, рефлексии, а как бы под воздействием точечного массажа. В ходу зрелища, театральная символика, памфлетно-детективный жанр, полуанекдот, фарс; идеология все больше ориентируется на видео, телепередачи, музыку, пение, воздействие идет не на интеллект, а на подсознание”.7
Конец перестройки был совмещен с моментом смены поколений, причем смены кардинальной - пришло активное поколение людей, не знавших и не прочувствовавших войну, не знакомых с тяготами восстановительного периода. В обществе господствующее положение заняли люди, которые всю жизнь были сыты. Оказалось, что это совершенно иное общество, многих простых вещей оно не понимает, и объяснять их надо на каком-то новом языке. В этих условиях “отказ” идеологической машины КПСС при вираже верхушки произошел моментально, с разрывом непрерывности - даже до кадровой чистки редакций. Консерваторы не были готовы к сопротивлению и не использовали даже тех немногих возможностей для общественного диалога, которые имелись.
Информация о работе Радио и телевидение в период Перестройки