Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:05, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение процессов управления и манипулирования аудиториями СМК.
Исходя из поставленной цели, основными задачами исследования являются:
1). Рассмотрение определений манипуляции и управления, признаков манипуляции;
2). Объяснение психологии манипуляции;
3). Рассмотрение механизмов, реализующих манипулятивное воздействие;
4). Рассмотрение типологии СМК и специфики их аудиторий;
5). Исследование предпосылок функционирования СМК и успешной манипуляции различными аудиториями;
6). Рассмотрение основных манипулятивных технологий в системе массовых коммуникаций.
Неофициальный язык толпы как «туземный», в отличие от «правильного» официального языка. По этому поводу он пишет: «Туземный» язык рождается из личного общения людей, которые излагают свои мысли - в гуще повседневной жизни. Поэтому он напрямую связан со здравым смыслом (можно сказать, что голос здравого смысла «говорит на родном языке»). «Правильный» - это язык диктора, зачитывающего текст, данный ему редактором, который доработал материал публициста в соответствии с замечаниями совета директоров. Это безличная риторика, созданная целым конвейером платных работников. Язык диктора в современном обществе связи со здравым смыслом не имеет, он несет смыслы, которые закладывают в него те, кто контролирует средства массовой информации. Люди, которые, сами того не замечая, начинают сами говорить на таком языке, отрываются от здравого смысла и становятся легкими объектами манипуляции.
Манипулятивная семантика: изменение смысла слов и понятий. Разновидностью лжи в прессе является «конструирование» сообщения из обрывков высказывания или видеоряда. При этом меняется контекст, и из тех же слов создается совершенно иной смысл. Отдельные «крупицы» сообщения вроде бы ложью не являются, но то целое, что слепил из них репортер или редактор, может не иметь с действительностью ничего общего.
Упрощение,
стереотипизация. Пресса (и вообще СМИ)
сыграла важнейшую роль в процессе
«толпообразования» в западном обществе.
Человек массы, продукт мозаичной
культуры, был в значительной степени
создан прессой. СМИ, в отличие от
высокой культуры, предназначены
именно для массы. Поэтому в них
были установлены жесткие
Под этим эмпирическим правилом лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям. Концепцию упрощения выдвинул еще в начале 20-х годов. Он считал, что процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса должна произвести стандартизацию явления, ставшего объектом сообщения. При этом, по его выражению, редактор должен опираться на стереотипы и рутинные мнения и «безжалостно игнорировать тонкости». Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.
Утверждение и повторение. Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в «краткой, энергичной и впечатляющей форме» - в форме утверждения. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания всех «за» и «против» и отвечать «да» не раздумывая.
Опираясь
на сложившийся в мозаичной
Повторение
придает утверждениям вес дополнительного
убеждения и превращает их в навязчивые
идеи. Слыша их вновь и вновь, в
различных версиях и по самому
разному поводу, в конце концов
начинаешь проникаться ими. Будучи
навязчивой идеей, повторение становится
барьером против отличающихся или противоположных
мнений. Таким образом, оно сводит
к минимуму рассуждения и быстро
превращает мысль в действие, на
которое у массы уже
Дробление и срочность. Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты - так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему - одна из особых и важных сторон упрощения. Это - фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.
«Возьмем,
например, принцип составления обычной
телевизионной или
Одним
из условий успешной и как бы оправданной
фрагментации проблем является срочность,
немедленность информации, придание
ей характера незамедлительности и
неотложности сообщения. Это - один из
самых главных принципов
Сенсационность.
Обеспечивать фрагментацию проблем
и дробить информацию так, чтобы
человек никогда не получал полного,
завершающего знания, позволяет использование
сенсаций. Это - сообщения о событиях,
которым придается столь
Подготовка
сенсации - кропотливая и дорогая
работа, которую выполняют
Выше
перечисленные приемы манипулирования
посредством СМК являются не всеми
способами, которыми может располагать
манипулятор, но наиболее действенными
из них.
Заключение
В заключение можно сказать, что в деятельности современных массовых коммуникаций, во-первых, сохраняются все прежние методы психологического воздействия на массовое сознание, приобретая под влиянием новых социальных реалий другие формы и расставляя акценты на других сторонах общественной жизни, во-вторых, распространяется применение новых методов, учитывающих прогрессирующие изменения в состояниях массового сознания, вызванные изменениями социальных процессов и явлений.
Также
необходимо отметить, что эффективность
воздействия
В данной работе были перечислены и рассмотрены методы манипулирования аудиториями СМК. Также были рассмотрены основные механизмы, реализующие манипулятивное воздействие. Проанализировав полученне данные, можно сделать вывод, что в современном обществе манипулирование сознанием является основной технологией формирования и поддержания общественного мнения за счет многочисленных механизмов, реализующих манипулятивное воздействие, задействующих при этом различные органы чувств человека и аппелирующих к психическим особенностям и потребностям аудитории, что подтверждает гипотезу работы
Список использованных источников:
1.
Доценко Е.Л. Психология
2. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. - М.: «Мысль»,2005.
3. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. / С. Г. Кара-Мурза - М.: «Алгоритм», 2009. - 864 с.
4. Моль А. Социодинамика культуры. / А. Моль - М.: «ЛКИ», 2008.
5. Засурский И. Масс-медиа второй республики / И. Засурский. - М.: Изд-во МГУ,2007.
6. Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком / В. П. Шейнов - М.: «АСТ», 2007
7.
Петренко В.П. Выборные
8. Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М., 2007.
9.
Грачев Г.В. Информационно-
Информация о работе Процесс управления и манипулирования аудиториями СМК