Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 19:05, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение процессов управления и манипулирования аудиториями СМК.
Исходя из поставленной цели, основными задачами исследования являются:
1). Рассмотрение определений манипуляции и управления, признаков манипуляции;
2). Объяснение психологии манипуляции;
3). Рассмотрение механизмов, реализующих манипулятивное воздействие;
4). Рассмотрение типологии СМК и специфики их аудиторий;
5). Исследование предпосылок функционирования СМК и успешной манипуляции различными аудиториями;
6). Рассмотрение основных манипулятивных технологий в системе массовых коммуникаций.
-
наличием технических средств,
при помощи которых
-
социальной значимостью
-
наличием “многоканальности”
-
наличием массовой аудитории
(дифференцированной, анонимной), которая
недостаточно осознает
В связи с тем, что средства массовой коммуникации имеют публичный и массовый характер, они должны, удовлетворяя потребности общества в целом и различных социальных групп, вызывать интерес и у значительных массовых аудиторий, состоящих из вполне конкретных людей, которые обладают собственными желаниями, потребностями, интересами. Иными словами для того, чтобы реализовать свои социальные функции по обслуживанию интересов общества в целом и различных социальных групп, массовая коммуникация должна учитывать потребности и психологические особенности людей. В противном случае сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, будут не поняты или не приняты аудиторией.
В
настоящее время нет
Это потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации, потребность в развлечениях и, в некоторой мере похожая на нее, но не совпадающая полностью с ней, потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).
Главную роль в процессе потребления массовой информации играют аудитории - непосредственные потребители этой информации.
Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации.
Особенности
аудитории во многом зависят от ее
социально-демографических
Традиционно аудитории разделяются на:
-
Расчетную (аудиторию, которую
СМК рассчитывают к себе
-
Реальную или сегмент (
-
Целевую (аудиторию, которая
Информационно-
В целом потребление массовой информации представляет собой сложный и психологически активный процесс, дифференцирующий аудиторию в соответствии с социально-демографическими, культурными, экономическими и другими характеристиками.
Несмотря
на различные виды средств массовой
информации и коммуникации, их объединяет
общая цель в манипулировании
аудиториями - изменять общественное мнение
и способствовать возникновению и развитию
определенных политических, общественных
и иных событий.
2.2. Предпосылки функционирования СМК и успешной манипуляции различными аудиториями
Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя, конечно, старые инструменты продолжали использоваться, но и они были усилены участием массовой прессы. "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества". Таким образом, современный человек не может уклониться от воздействия СМИ (все стороны организации общественной жизни, которые не даны природой в первозданном виде).
"Информация,
как никогда, стала
Массовую коммуникацию стоит рассматривать в качестве социального явления, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочную информацию, которая передается по каналам СМК. Также следует рассматривать массовую коммуникацию как механизм актуализации информации при помощи различных коммуникативных средств. Существуют общие предпосылки, необходимые для функционирования средств массовой коммуникации. К ним можно отнести такие условия, как: Аудитория. Аудитория является необходимым условием для функционирования средств массовой коммуникации, без нее само существование СМК теряет всякий смысл. Под аудиторией понимается совокупность индивидов, характеризующаяся неоднородностью, анонимностью, рассредоточенностью. Аудитория - это индивиды, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Аудитория как объект манипуляции - необходимое условие, без которого само распространение массовой информации не имеет смысла.
Социальная
значимость передаваемой информации.
Содержание информации, передаваемой
по средствам массовой коммуникации,
оказывает большое влияние на
массовую аудиторию в самых
Ожидание оценочной информации от СМИ объясняется тем, что они как социальные институты имеют статус официального источника информации, к которому массовая аудитория имеет высокую степень доверия. Истинность смысловой информации трудно проверить, поэтому аудитория чутко прислушивается к информации, которая, как ей кажется, отражает доминирующие тенденции в обществе. Оценочная информация во многом способствует формированию общественного мнения.
Наличие
технических средств, которые должны
обеспечивать регулярность и тиражированность
массовой коммуникации. У аудитории
есть возможность заполнить
Таким
образом, без выше приведенных предпосылок
невозможны ни успешное манипулирование
аудиториями, ни само функционирование
СМК.
2.3. Основные манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций
Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций многочисленны и разнообразны. Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. В то время как конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, выделяем: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику, упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи. Стоит отметить такие приемы как утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность, а также отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).
Фабрикация фактов (прямая ложь). И политики, и деятели современной прессы часто заявляют, что пресса не использует прямой лжи - это и дорого, и опасно. В разных вариантах повторяется такой афоризм: «Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду?». Искажение реальности достигается чаще через процесс «кумуляции мелких отклонений, происходящих всегда в одном и том же направлении, чем решительных, бросающихся в глаза действий. «Honesty is the best policy» - всегда гораздо выгоднее быть честным, если речь идет о фактах, чем их сознательно замалчивать». Подчеркивается также, что малые сдвиги, приводящие к «поляризации» потока сообщений, должны быть ниже порога семантической восприимчивости среднего получателя (то есть, в среднем должны не замечаться).
Одно из важнейших правил манипуляции сознанием гласит, что успех зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата от постороннего влияния. Идеальной ситуацией для этого была бы тоталитарность воздействия - полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнения. Сложность выполнения этого правила прежде всего в том, чтобы создать у адресата иллюзию независимости, иллюзию плюрализма каналов информации. Для этого создается видимость многообразия СМИ по типу организаций, политической окраске, жанрам и стилям - при условии, что реально вся эта система подчиняется единым главным установкам. Идеальный случай - когда удается создать (точнее, допустить создание) радикальных оппозиционных источников информации, которые, однако, ограничивают свою информационную борьбу с режимом вопросами, которые не затрагивают сути главных программ манипуляции.
Помимо
замалчивания «ненужной» информации и
создания таким образом «виртуальной»
реальности вместо отражения действительности,
СМИ широко используют принцип демократии
шума - потопление сообщения, которого
невозможно избежать, в хаотическом
потоке бессмысленной, пустопорожней
информации. «Подобно тому как реклама
мешает сосредоточиться и лишает
весомости прерываемую
"Язык,
как средство вербальной
Информация о работе Процесс управления и манипулирования аудиториями СМК