Правовое регулирование участия СМИ в предвыборной агитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение участия, а также ответственности средств массовой информации в отношении предвыборного информирования и агитации граждан страны.

Для достижения поставленной цели в процессе изучения вопроса необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить нормативную базу и основные принципы информационного обеспечения выборов;
2.Проанализировать работу организаций СМИ как участников избирательного процесса и информирование ими избирателей;
3.Изучить формы и порядок ведения предвыборной агитации в СМИ, а также порядок предоставления средств массовой информации для проведения предвыборной агитации;
4.Проанализировать ответственность организаций СМИ;
5.Изучить особенности участия организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, Интернета в избирательных кампаниях.

Содержание

Введение 3

1. Формы и порядок ведения предвыборной агитации в СМИ 4

2. Особенности участия организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, Интернета в избирательных кампаниях 6

3. Ответственность организаций СМИ 15

Заключение 20

Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 51.88 Кб (Скачать)

Министерство  экономического развития и торговли РФ

Российский  государственный торгово-экономический  университет

Омский  институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По  курсу «Связи с общественностью»

Тема: «Правовое регулирование участия СМИ

в предвыборной агитации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Омск  – 2010

Оглавление 
 

Введение 3

1. Формы и порядок ведения предвыборной агитации в СМИ 4

2. Особенности участия организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, Интернета в избирательных кампаниях 6

3. Ответственность организаций СМИ 15

Заключение 20

Список  используемой литературы 21 

 

    Введение

     Выборы - политический процесс, занимающий одно из центральных мест в общественной жизни. Непременный атрибут любого политического процесса - это средства массовой информации. В ходе выборов  они осуществляют функции информационного  обеспечения и общественного  контроля, неразрывно связанные между  собой.

     Главной целью данной работы является изучение участия, а также ответственности  средств массовой информации в отношении  предвыборного информирования и  агитации граждан страны.

     Для достижения поставленной цели в процессе изучения вопроса необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить нормативную базу и основные принципы информационного обеспечения выборов;
  2. Проанализировать работу организаций СМИ как участников избирательного процесса и информирование ими избирателей;
  3. Изучить формы и порядок ведения предвыборной агитации в СМИ, а также порядок предоставления средств массовой информации для проведения предвыборной агитации;
  4. Проанализировать ответственность организаций СМИ;
  5. Изучить особенности участия организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, Интернета в избирательных кампаниях.

     Объектом  исследования в данной работе является работа средств массовой информации в ходе предвыборной агитации. Предметом  исследования – отношения, возникающие  между отдельными организациями  СМИ и кандидатами, политическими  партиями, а также их нормативно-правовое обеспечение.

 

  1. Формы и порядок ведения  предвыборной агитации в СМИ

     Закон предусмотрел множественность форм предвыборной агитации через СМИ. Однако это многообразие относится в  основном к электронным СМИ. «Предвыборная  агитация через средства массовой информации проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа телеочерков, видеофильмов о  зарегистрированном кандидате, избирательном  объединении, избирательном блоке  и в иных не запрещенных законом формах». [2, ст.52] Почти ничего из сказанного не относится к печатным СМИ. Что бы это значило? Видимо, из-за максимального воздействия электронных СМИ в них были наиболее заинтересованы участники избирательного процесса. Это и отразилось на законодательной регламентации. Но при этом остались без заслуженного внимания некоторые спорные вопросы о допустимости и границах использования в печатных СМИ художественных произведений, изобразительных средств (рисунки, карикатуры) для целей предвыборной агитации.

     Известно, что в Интернете размещаются  электронные версии изданий, не идентичные их печатным вариантам. Известно также, что в этой информационной сфере  периодически обновляемые сайты  вполне отвечают признакам средства массовой информации.

     Особенно  обстоятельно разработаны нормы, обеспечивающие равенство в использовании СМИ  для целей предвыборной агитации. Но ведь как легко благодаря тому же закону обходить эти препоны. Вспомним знакомые всем сюжеты, когда лидер  общественного движения месяцами не сходит с экранов телевидения. Вот  он любовно изображен на фоне нового жилого массива, на закладке очередного храма, на открытии памятника поэту, на юбилейных торжествах театра, на выступлении перед университетской  аудиторией, на открытии автомагистрали, на палубе линкора, на балу любителей  пива и пр., и др., и т.п., и т.д.

     И все это не считается агитацией, поскольку может быть признано репортажем о выполнении данным лицом своих  служебных обязанностей.

     Не  снимает этого парадокса и  указание закона о том, что в информационных теле- и радиопрограммах сообщения  о проведении предвыборных мероприятий  должны даваться отдельным блоком без  комментариев и без предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению и блоку, в том  числе и по времени освещения  их предвыборной деятельности.

     Информационные  программы по определению сообщают о событиях общественной значимости (событийная, фактическая информация) и не должны сопровождаться какими-либо оценками, мнениями, суждениями об этих событиях и действующих в них  лицах (оценочная информация). Из теории и практики пропаганды хорошо известно, что агитационно-пропагандистский эффект обусловлен не только буквальным значением сказанного, но и общим контекстом сообщения, подбором фактов, невербальными средствами выразительности и пр.

     В случае претензий к СМИ по поводу нарушения упомянутого предписания  закона может потребоваться экспертиза спорной информационной программы.

     Чтобы хотя бы отчасти защитить телевидение  и телезрителя, не заполняя самое  зрелищное время нудными формами  предвыборной агитации, теперь установлено, что одна треть общего объема бесплатного  эфирного времени, выделенного для  предвыборной агитации, отводится под  «круглые столы» и другие аналогичные  совместные агитационные мероприятия. Они, конечно, потребуют более высокого мастерства ведущих тележурналистов  и могут оказаться не по силам  некоторым участникам избирательной  борьбы, как это было на прошлых  выборах.

     Отказ кандидата или региональной группы кандидатов от участия в совместных агитационных мероприятиях не компенсируется увеличением соответствующей доли бесплатного эфирного времени.

     Оставшаяся  часть (две трети) бесплатного эфирного времени распределяется в равных долях между кандидатами, региональными  группами кандидатов, избирательными объединениями, избирательными блоками  и используется ими для самопрезентации  по своему усмотрению. Можно ожидать, что форму подачи агитматериала  они будут выбирать выгодную для  себя, а не для избирателей. И здесь  уж работники телевидения ничего поделать не смогут, а всякая попытка  защитить интересы телезрителей будет  восприниматься как нарушение прав искателей депутатских мест.

     Что же касается использования платного эфирного времени, то форма предвыборной агитации и условия участия журналиста (ведущего) в процессе теле-, радиопередачи  определяется договором, содержание которого зависит от соглашения между заказчиком и исполнителем.

     При нарушении сторонами законодательных  предписаний и условий договора он по решению суда расторгается, а  если нарушения имеют место со стороны кандидата (объединения, блока), то высвободившееся эфирное время  организация телерадиовещания не вправе использовать для целей предвыборной агитации.

     Прерывать передачу любых предвыборных агитационных материалов, в частности, рекламой товаров, работ и услуг запрещается. Запрещено  также перекрывать передачу предвыборных агитационных материалов на каналах  государственных СМИ трансляцией  иных теле- и радиопрограмм [4].

     Теперь  о формах предвыборной агитации в  печатных СМИ. Как уже отмечалось, закон почти ничего не говорит  об этом, лишь несколько слов - в специальной  статье об условиях ведения предвыборной агитации через периодические печатные издания. Здесь он ограничился следующими положениями.

     Прежде  всего, в связи с вопросом о  равенстве претендентов на услуги прессы вскользь упоминаются такие полиграфические  тонкости, как место на полосе, шрифт  и другие условия.

     Далее указывается, что публикация предвыборных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в  какой бы то ни было форме, а также  заголовками и иллюстрациями, не согласованными с кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.

     И, наконец, во всех материалах, помещаемых в печатных СМИ, должно быть указано, за счет избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения  или блока, оплачена данная публикация. А если публикация произведена бесплатно, то об этом должно быть сообщено и указано, какому кандидату (объединению, блоку) была предоставлена возможность  размещения данной публикации в счет доли бесплатной печатной площади.

     Столь скупая по сравнению с электронными СМИ регламентация агитационной деятельности печатных изданий возмещается  положениями Закона о СМИ, которые  преимущественно относятся к  печатной прессе.

     Закон признает предвыборной агитацией рекламу  коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений и  блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также организаций, учредителями, собственниками или членами  руководящих органов которых  являются эти лица.

     Такая реклама осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда, а в государственных СМИ  она должна быть ограничена размерами  доли платного эфирного времени и  платной печатной площади, выделенных для ведения предвыборной агитации данному кандидату.

     Реклама деятельности перечисленных лиц  относится на счет избирательного фонда  того кандидата, которого представляют или поддерживают эти лица.

  1. Особенности участия организаций  телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, Интернета  в избирательных  кампаниях

     Агитационная  деятельность, в том числе осуществляемая на телевидении и радио, может  проводиться с привлечением лиц, высказывания или действия которых  способствуют избранию того или иного  кандидата, содержат призывы голосовать за него. Категории лиц, которые не могут привлекаться к агитации, установлены  пунктами 6, 7 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях (лица, которые  не достигнут возрастаь18 лет на день голосования; лица, замещающие государственные  должности и выборные муниципальные должности, и т.д.). [2] Эти ограничения, установленные законом, должны соблюдаться. В остальном кандидат свободен привлекать третьих лиц к участию в агитации за него. То же относится и к флагам, плакатам, символике, демонстрируемым кандидатом в эфире. Однако для того чтобы привлечение третьих лиц и использование визуальных агитационных материалов в эфире не было неожиданностью для организации телерадиовещания, представляется разумным оговаривать конкретные формы агитационных мероприятий в эфире, их участников и оформление в договоре между кандидатом и организацией, предоставляющей ему эфирное время, который обязательно должен заключаться в силу пункта 11 статьи 50 Федерального закона об основных гарантиях.

     С целью обеспечения действия положений  законодательства Российской Федерации  об интеллектуальной собственности  телерадиокомпания вправе потребовать  у кандидата необходимые документы, подтверждающие соблюдение авторских  прав при подготовке агитационного  материала. Этот момент также рекомендуется  оговаривать в договоре о предоставлении эфирного времени.

     По  смыслу положений пункта 1 статьи 47, пунктов 1 и 10 статьи 50, пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона об основных гарантиях  в их системной взаимосвязи предусмотренная  законом обязанность региональной государственной организации телерадиовещания предоставить зарегистрированным кандидатам бесплатное эфирное время для  проведения предвыборной агитации предполагает, что соответствующая организация  телерадиовещания обязана обеспечить свободную реализацию права зарегистрированных кандидатов на проведение предвыборной агитации в рамках такого бесплатного  эфирного времени. Введение организацией телерадиовещания таких условий  предоставления бесплатного эфирного времени, при которых зарегистрированные кандидаты могут реализовать  названное право, только оплатив  изготовление агитационных видеоматериалов, не соответствует сущности института  бесплатного предоставления эфирного времени. Предоставляемое на равных условиях бесплатное эфирное время  призвано обеспечить равенство прав зарегистрированных кандидатов вне  зависимости от объема средств избирательных  фондов. При установлении организацией телерадиовещания названных выше условий, зарегистрированные кандидаты вынуждены  оплачивать проведение предвыборной агитации в рамках бесплатного эфирного времени. Отсутствие же достаточных средств  в избирательном фонде зарегистрированного  кандидата, с учетом требований пункта 5 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях, будет фактически означать невозможность проведения этим кандидатом такой предвыборной агитации. [6, c. 54–56]

Информация о работе Правовое регулирование участия СМИ в предвыборной агитации