Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа
Целью настоящего исследования является системный теоретико-правовой анализ правовых основ деятельности средств массовой информации.
Содержание статей 151 и 152 также имеет отношение к правоотношениям в сфере массовых коммуникаций. Ст. 151 регулирует вопросы денежной компенсации морального вреда, в частности причиненного СМИ, в то время как ст. 152 определяет порядок судебной и внесудебной защиты чести, достоинства и деловой репутации.
2.3 Уголовный Кодекс РФ
УК РФ содержит две статьи, напрямую касающиеся преступлений в сфере массовой информации. Это статьи 129 и 130. Ст.129 посвящена клевете:
«1. Клевета, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года
2.
Клевета, содержащаяся в
3. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».
Однако в опубликованной судебной практике содержатся некоторые комментарии к этой статье, дающие разъяснение по вопросам, возникающим в ходе проведения предварительного расследования по подобным делам и более конкретно определяющие пределы доказывания:
1) Преступление, предусмотренное ст.129 УК РФ, может быть совершено только с прямым умыслом;
2) Ответственность по ч.1 ст.129 УК РФ может наступить только в том случае, когда виновный распространял позорящие лицо измышления, заведомо зная, что они ложные.
При таком понятии клеветы является ненаказуемым разглашение сведений хотя и позорных, но истинных, или хотя и ложных, но в истинности которых убежден тот, кто их разглашает.
В то же время следует отличать клевету от диффамации – распространения порочащих сведений, которые могут и не носить клеветнического характера. Диффамация известна уголовному законодательству как преступление, близкое к клевете, но отличающееся от неё двумя признаками:
1. Диффамация есть оглашение каких-либо позорящих фактов в печати, тогда как клевета может быть совершена как в печати, так и на словах (публично) или в письме.
2. В диффамации преступный момент заключается в самом оглашении в печати позорящих сведений, независимо от их правильности, клевета же всегда рассматривается как сообщение заведомо ложных сведений.
Иногда в российской юридической литературе диффамацией называют только распространение порочащих другое лицо правдивых сведений. При этом диффамация противопоставляется клевете как действие, не влекущее уголовной ответственности. Такое понимание диффамации не соответствует смыслу этого термина и неоправданно сужает его применение. В зависимости от соответствия распространяемых сведений действительности и субъективного отношения распространителя к своим действиям можно выделить следующие ее виды:
1. а) распространение заведомо ложных порочащих сведений – умышленная недостоверная диффамация, или клевета;
2. б) неумышленное распространение ложных порочащих сведений – неумышленная недостоверная диффамация;
3. в) распространение правдивых порочащих сведений – достоверная диффамация.
Только недостоверная диффамация в виде клеветы влечет уголовную ответственность.
Еще
одним преступлением против чести
и достоинства личности, влекущим
за собой уголовную
Ст.130 гласит:
«1. Оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.
2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».
Для
признания лица виновным по ст.130 УК
РФ необходимо, чтобы нанесенное им
оскорбление было выражено в неприличной
форме, в ином случае сказанное (или
опубликованное) оскорблением считаться
не будет. Однако понятие оскорбления
не сводится к употреблению непристойности:
оно предполагает также направленность
на конкретное лицо (адресата) и умышленность.
Нельзя осудить человека за оскорбление
на том только основании, что он публично
употребил ненормативную лексик
средство
массовый информация правовой
2.4 Прочие Федеральные Законы и международные соглашения
Закон «О средствах массовой информации» - это основополагающий закон, напрямую регулирующий деятельность российских СМИ. Принят 27 декабря 1991 года. Первоначальный текст документа был опубликован в «Российской газете» N 32, 08.02.1992 и в "Ведомости СНД и ВС РФ", 13.02.1992, N 7, ст. 300. Последние изменения внесены 25 декабря 2008, вступили в силу 30 декабря того же года.
Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.
Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г.
Бернская
конвенция об охране литературных и
художественных произведений от 9 сентября
1886 г. в редакции Парижского акта от
24 июля 1971 г. Вступила в силу в РФ
с 13 марта 1995 г.
Глава III.
Недостатки нормативно-правовой
базы деятельности СМИ
3.1 Авторские права на интервью
Предметом
неумолкающих споров в сфере информационного
права является проблема авторского
права на интервью. Ни в ГК РФ, ни
в Законе «О СМИ» нет прямых указаний
на то, кто же всё-таки может считаться
его обладателем. Многие известные
юристы сходятся во мнении, что интервью
нужно рассматривать как
«Авторские
права на интервью принадлежат лицу,
давшему интервью, и лицу, проводившему
интервью, как соавторам, если иное
не предусмотрено соглашением
Однако следует отметить, что не во всех случаях каждая из сторон может обладать всей полнотой авторского права. Это зависит от творческого вклада каждой из сторон.
Творческий вклад интервьюируемого:
1)
если ответы носили чисто
2)
интервьюируемый считается
Творческий вклад интервьюера:
1)
журналист «выпытывает» у
2)
журналист получает уже
Согласно
ст.10 Закона «Об авторском праве»
ни один из соавторов не в праве
без достаточных к тому оснований
запретить использование
Всё это применимо к печатным СМИ, а о телевизионном интервью можно говорить как об аудиовизуальном произведении или его части, либо об отсутствии произведения как такового.
3.2 Институт компенсации морального вреда и юридические лица
Компенсация
морального вреда – принцип правовых систем большинства развитых
стран, имеющий ограниченное применение
в договорном праве и относящийся в основном
к сфереправоотношений, возникающих из факта
совершения деликта. В гражданском праве
РФ Компенсация морального вреда является
одним из способов защиты нематериальных благ.
Если гражданину причинен моральный вред
(физические или нравственные страдания)действиями, нарушающими его личные
неимущественные права либо посягающими
на принадлежащие гражданину други
Моральный вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь идостоинство гражданина, либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается порешению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.
Юридическим
лицом признается организация, которая
имеет в собственности, хозяйственном
ведении или оперативном
В отношении юридического лица институт компенсации морального вреда применяться не может, так как его роль здесь выполняет институт возмещения ущерба.
Аргументы:
1) ч.1 ст.23 Конституции РФ гарантирует защиту чести и доброго имени исключительно как одно из основных прав человека, а не любого субъекта права;
2)
в п.7 ст.152 ГК РФ нет ни слова
о компенсации морального
3) нигде в ГК РФ ни прямо, ни косвенно не говорится о компенсации морального вреда в отношении юридических лиц – только в отношении граждан;
4)
ст.1064 ГК РФ, закрепляя общие основания
ответственности за причинение
вреда, применительно к
5)
установленное ст.151 ГК РФ понятие
морального вреда («физические
или нравственные страдания») не
может быть разумно применено
к юридическому лицу, т.к. оно
представляет собой
3.3 Вопросы правового регулирования деятельности интернет-изданий
Не так давно на рассмотрение Государственной Думы был вынесен законопроект о внесении поправок в Закон «О СМИ». Предполагается, что поправок будет всего две. Первая даст юридическое определение интернет-СМИ, которое на данный момент отсутствует в российском законодательстве. Вторая официально подтвердит регистрацию интернет-СМИ на исключительно добровольной основе. Причиной для принятия данных поправок стало резкое увеличение количества судебных разбирательств, касающихся размещенной в интернете информации. В таких случаях судьям приходится руководствоваться субъективными понятиями и самостоятельно оценивать ситуацию. На данный момент нет четко сформулированных понятий, что можно считать интернет-СМИ, а что нельзя, где имело место самовыражение, а где клевета.
Информация о работе Правовое положение СМИ в Российской Федерации