Правовое положение СМИ в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является системный теоретико-правовой анализ правовых основ деятельности средств массовой информации.

Работа содержит 1 файл

Правовое положение СМИ в Российской Федерации.docx

— 51.45 Кб (Скачать)

  Правовое  положение СМИ  в Российской Федерации 
 
 

  Существенные  изменения в социально-экономической, политической и духовной жизни российского  общества вызывают необходимость в  правовом упорядочении отношений в  информационной сфере, оказывающих  заметное влияние на решение государственных  и общественных задач.

  Проблема  правового регулирования деятельности средств массовой информации (СМИ) в  теории государства и права, а  также отраслевых юридических науках весьма актуальна, ибо в настоящее  время формируются и развиваются  основные институты демократии, являющиеся базой для закрепления новых  для российского общества функций  и форм государства. Кроме того, возникает  необходимость решения сложных  задач, стоящих перед организациями, исполняющими роль общественного защитника.

  Особая  актуальность рассматриваемой в  данной курсовой работе проблемы заключается  в том, что государство в целом, его правоохранительная система, должностные  лица, состояние законности и морального духа народа предстают перед общественным сознанием так, как это видится (или нужно) СМИ.

  С 1991 года в России принято около 300 нормативных актов, регулирующих деятельность средств массовой информации.

  Несмотря  на это, в содержание данных нормативных  актов входит регулирование лишь части отношений, возникающих в  сфере СМИ. В связи с этим количество совершенных правонарушений, субъектами которых являлись средства массовой информации, не позволяет констатировать высокий уровень и достаточное  качество правового регулирования  деятельности СМИ. Таким образом, на первый план выступает необходимость  исследования данной проблемы, которая  возникает в силу реальной потребности  решения теоретико-прикладных задач  формирования условий взаимодействия общества и государства.

  Объектом  исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового  регулирования деятельности средств массовой информации России.

  Предметом исследования являются теоретико-правовые проблемы правового регулирования  деятельности средств массовой информации.

  Целью настоящего исследования является системный  теоретико-правовой анализ правовых основ  деятельности средств массовой информации.

  Достижение  данной цели предполагает решение следующих  задач:

  ·  предоставление общеправового определения понятия СМИ в современной России;

  ·  анализ системы нормативно-правового регулирования деятельности СМИ в России;

  ·  выявление типичных недостатков нормативно-правовой базы деятельности СМИ;

  ·  рассмотрение основных проблем злоупотребления свободой слова и юридических методов ее разрешения;

  ·  выработка основных направлений совершенствования правового регулирования деятельности СМИ. 

  Глава I. Общеправовое определение  СМИ в современной  России  

  1.1 Средство массовой  информации

  СМИ (англ. mass media) - в Российской Федерации периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. При этом: под периодическим печатным изданиемпонимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже 1 раза в год; под радио, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже 1 раза в год; под массовой информацией понимаютсяпредназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

  Законодательство  РФ о СМИ включает в себя Закон РФ «О средствах массовой информации» и издаваемые в соответствии с ним иные законодательные акты, а также законодательства о СМИ субъектов РФ. Если для организации деятельности СМИмеждународным договором РФ предусмотрены иные правила, чем установленные Законом РФ, то применяются правила международного договора. Указанный Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции на территории РФ. Юридические лица, граждане других государств и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные этим Законом, наравне с организациями и гражданами РФ, если иное не установлено законом.

  Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Выступать учредителем не может: гражданин, не достигший 18-летнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону;гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в РФ. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

  Редакция  средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно: на всей территории РФ, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе РФ, нескольких краев и областей - подается учредителем в Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям РФ (далее Агентство по печати); на территории республики в составе РФ, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона – подается учредителем в соответствующие территориальные органы Государственной Инспекции по защите свободыпечати и массовой информации при Агентстве по печати. СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции СМИ в течение 1 года со дня выдачи свидетельства орегистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство признается недействительным.

  В заявлении о регистрации СМИ должны быть указаны:

  а)  сведения об учредителе (соучредителях);

  б)  название СМИ;

  в)  язык (языки) издания;

  г)  адрес редакции;

  д)  форма периодического распространения массовой информации;

  е)  предполагаемая территория распространения продукции;

  ж)  примерная тематика и (или) специализация;

  з)  предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем СМИ;

  и)  источники финансирования;

  к)  сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

  К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора. Предъявление иных требований при регистрации СМИ запрещается.

  Не  требуется регистрация:

  а)  СМИ, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

  б)  периодических печатных изданий тиражом менее 1 тыс. экземпляров;

  в)  радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более 10 абонентов;

  г)  аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.

  Деятельность  СМИ может быть прекращена или  приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа или Агентства по печати. Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность СМИ только в случаях и порядке, предусмотренном уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором). 

  1.2 Журналист

  Журналист (англ. journalist) – по законодательству РФ лицо, обладающее специальным статусом, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Специальный статус журналиста определяется совокупностью его прав и обязанностей.

  Журналист имеет право:

  а)  искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

  б)  посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органыобщественных объединений либо их пресс-службы;

  в)  быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

  г)  получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

  д)  копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»;

  е)  производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

  ж)  посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф,массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

Информация о работе Правовое положение СМИ в Российской Федерации