Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа
Целью настоящего исследования является системный теоретико-правовой анализ правовых основ деятельности средств массовой информации.
Правовое
положение СМИ
в Российской Федерации
Существенные
изменения в социально-
Проблема
правового регулирования
Особая актуальность рассматриваемой в данной курсовой работе проблемы заключается в том, что государство в целом, его правоохранительная система, должностные лица, состояние законности и морального духа народа предстают перед общественным сознанием так, как это видится (или нужно) СМИ.
С 1991 года в России принято около 300 нормативных актов, регулирующих деятельность средств массовой информации.
Несмотря на это, в содержание данных нормативных актов входит регулирование лишь части отношений, возникающих в сфере СМИ. В связи с этим количество совершенных правонарушений, субъектами которых являлись средства массовой информации, не позволяет констатировать высокий уровень и достаточное качество правового регулирования деятельности СМИ. Таким образом, на первый план выступает необходимость исследования данной проблемы, которая возникает в силу реальной потребности решения теоретико-прикладных задач формирования условий взаимодействия общества и государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования деятельности средств массовой информации России.
Предметом исследования являются теоретико-правовые проблемы правового регулирования деятельности средств массовой информации.
Целью настоящего исследования является системный теоретико-правовой анализ правовых основ деятельности средств массовой информации.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
· предоставление общеправового определения понятия СМИ в современной России;
· анализ системы нормативно-правового регулирования деятельности СМИ в России;
· выявление типичных недостатков нормативно-правовой базы деятельности СМИ;
· рассмотрение основных проблем злоупотребления свободой слова и юридических методов ее разрешения;
·
выработка основных направлений совершенствования
правового регулирования деятельности
СМИ.
Глава
I. Общеправовое определение
СМИ в современной
России
1.1 Средство массовой информации
СМИ
(англ. mass media) - в Российской Федерации
периодическое печатное издание, радио-,
теле-, видеопрограмма, кинохроникальная
программа, иная форма периодического
распространения массовой информации. При
этом: под периодическим печатным изданиемпонимается газета, журнал, альманах,
бюллетень, иное издание, имеющее постоянное
название, текущий номер и выходящее в
свет не реже 1 раза в год; под радио, теле-,
видео-, кинохроникальной программой понимается совокупн
Законодательство РФ о СМИ включает в себя Закон РФ «О средствах массовой информации» и издаваемые в соответствии с ним иные законодательные акты, а также законодательства о СМИ субъектов РФ. Если для организации деятельности СМИмеждународным договором РФ предусмотрены иные правила, чем установленные Законом РФ, то применяются правила международного договора. Указанный Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части, касающейся распространения их продукции на территории РФ. Юридические лица, граждане других государств и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные этим Законом, наравне с организациями и гражданами РФ, если иное не установлено законом.
Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Выступать учредителем не может: гражданин, не достигший 18-летнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которого запрещена по закону;гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в РФ. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.
Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно: на всей территории РФ, за ее пределами, на территории нескольких республик в составе РФ, нескольких краев и областей - подается учредителем в Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям РФ (далее Агентство по печати); на территории республики в составе РФ, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона – подается учредителем в соответствующие территориальные органы Государственной Инспекции по защите свободыпечати и массовой информации при Агентстве по печати. СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции СМИ в течение 1 года со дня выдачи свидетельства орегистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство признается недействительным.
В заявлении о регистрации СМИ должны быть указаны:
а) сведения об учредителе (соучредителях);
б) название СМИ;
в) язык (языки) издания;
г) адрес редакции;
д) форма периодического распространения массовой информации;
е) предполагаемая территория распространения продукции;
ж) примерная тематика и (или) специализация;
з) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем СМИ;
и) источники финансирования;
к) сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.
К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора. Предъявление иных требований при регистрации СМИ запрещается.
Не требуется регистрация:
а) СМИ, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
б) периодических печатных изданий тиражом менее 1 тыс. экземпляров;
в) радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия, либо имеющим не более 10 абонентов;
г) аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.
Деятельность
СМИ может быть прекращена или
приостановлена только по решению учредителя
либо судом в порядке гражданского
судопроизводства по иску регистрирующего органа
или Агентства по печати. Учредитель имеет право прекратить или приостановить
деятельность СМИ только в случаях и порядке,
предусмотренном уставом редакц
1.2 Журналист
Журналист (англ. journalist) – по законодательству РФ лицо, обладающее специальным статусом, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Специальный статус журналиста определяется совокупностью его прав и обязанностей.
Журналист имеет право:
а) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
б) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органыобщественных объединений либо их пресс-службы;
в) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
г) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
д) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»;
е) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
ж) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф,массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
Информация о работе Правовое положение СМИ в Российской Федерации