Вот
некоторые приемы и методики воздействия
на общественное мнение при освещении
военных действий в Чечне на примере материалов
«Российской газеты».
- Использование
стереотипов. Под стереотипом понимается
восприятие людьми какого-либо социального
объекта в упрощенном схематизированном
виде. Представляется вполне естественным
относить людей к определенным «социальным
типам». Со временем эта картинка становится
в сознании человека фиксированной и не
поддается проверке опытом. Поэтому, когда
СМИ апеллируют к таким понятиям, как «чеченские
полевые командиры», «бандформирования»,
они имеют в виду не конкретного человека,
а тот образ, который сложился в связи
с этим понятием в сознании масс, и на который
у людей уже выработалась определенная
реакция.
- Замена имен,
или наклеивание ярлыков. Они создаются
и вводятся в употребление с вполне определенной
целью. Опасность их в том, что, входя в
широкий обиход благодаря прежде всего,
СМИ, они приживаются надолго, становятся
привычными, повседневными словами, порой
замещая, вытесняя другие – смежные, но
менее агрессивные понятия. Так, используя
понятия «джихад», «борьба с империей»,
«борцы за веру», СМИ предпринимают попытку
программирования массового сознания,
в котором со временем укореняется точка
зрения, что в Чечне идет «религиозная
война».
- Повтор информации.
Считается, что если повторять сообщение
с достаточной частотой, оно в свое время
будет принято аудиторией и укрепится
в массовом сознании. Вариантом техники
«повтора» является употребление лозунгов
и ключевых слов типа «война есть война»,
«партизанской войны быть не должно».
- Утверждение.
Особенность данного приема заключается
в том, что СМИ часто предпочитают спору
голые утверждения в поддержку своего
тезиса, ограничивая тем самым плюрализм
мнений и представляя только одну, наиболее
выгодную для них самих, сторону медали.
Примером такого приема может служить
фраза: «Жить-то дальше вместе, в одной
стране. И этот факт нужно принять за аксиому».
- Осмеяние
представляется наиболее интересным для
изучения и часто используемым в СМИ методом
информационно-психологического воздействия
на массовое сознание. Суть этого метода
заключается в высмеивании как конкретных
лиц, так и взглядов, идей. Многие материалы
отличаются использованием форм данного
метода: «появляются в последнее время
данные, что бандиты отказываются от проведения
диверсионно-террористических акций по
прежним расценкам. Мало, видите ли, платят»;
«Полевые командиры, похоже, не все полученные
деньги пускали на нужды священной войны,
а по забывчивости или по старой привычке
переводили на личные зарубежные счета»;
«Это о каких же контрактах идет речь и
почему о вере и идеалах борьбы за независимость
не говорится ни слова?»
- Категоризация
– природное стремление человека к максимальному
упрощению поступающей извне информации
и сведение ее к уже существующим в сознании
категориям. Используя эту особенность
человеческого сознания, СМИ оказывают
сильное воздействие на общественное
мнение путем максимального упрощения
передаваемой информации и сведения ее
к категориям «плохо» или «хорошо». Существуют,
как минимум, две прямо противоположные
техники, используемые СМИ в рамках категоризации
(названия нижеописанных приемов являются
условными):
- техника «создания
негативных ассоциаций», задачей которого
является активизировать в памяти человека
какой-либо отрицательный образ. В данном
случае – это образ чеченской милиции:
«В милиции работали люди с судимостью.
О какой-либо законности и говорить не
приходилось. Все делалось на личных контактах
или за деньги».
- техника «создания
контрассоциаций» с целью ассоциировать
что-либо или кого-либо со сложившимся
в сознании положительным образом: российские
сотрудники МВД, напротив, «стали наводить
относительный порядок. Создают хотя бы
элементарные пожарные части на нефтепромыслах.
Трудно представить, но еще месяц назад
их просто не было».
- Убеждение
как метод воздействия на сознание личности,
ориентированный на критическое суждение,
преобладание доказательств, аргументированности
суждений. Для убеждения СМИ используют
следующие техники:
- технику привлечения
«лидеров мнений», т.е. компетентных людей
в какой-либо области. Так, в материале
«А жизнь продолжается…» прокурор Надтеречного
района Магомед Салигов дает оценку, что
«партизанской войны быть не должно» и
что «жизнь понемногу восстанавливается»;
- апелляцию
к конкретным фактам и документации. Данная
техника основана на особенности человека,
заключающейся в том, что простой обыватель
склонен больше верить конкретным цифрам
и бумажкам с печатью, нежели «голым» словам.
Публикация «Дырявые» доллары от Хаттаба»
(«Российская газета». 2001. №96) – яркий
пример использования этой техники. Слова
автора подтверждаются доказательством:
«примечательный документ оказался в
распоряжении редакции совсем недавно.
Он представляет собой записку-памятку,
возможно, подготовленную для доклада
или обсуждения на заседании полевых командиров»,
далее цитируются пункты записки.
- Журналистские
комментарии также могут являться
возможным источником манипуляции.
Существует ряд техник, используемых
журналистами для формирования надлежащего
общественного мнения. Например, используя
технику восхваления, журналист
открыто выражает положительное
мнение о том или ином явлении:
«Россия помешала осуществить страшные
планы тех, кого за рубежом до сих
пор продолжают называть «борцами за
свободу». Принижение – техника, параллельная
восхвалению. В данном случае репортер
осуждает моральные характеристики
индивида или группы. «Российская
газета» как правительственный
орган, естественно, ведет атаку
на кого-либо из лидеров чеченцев: «Например,
почему не торопится Руслан Гелаев
со своей бандой покинуть Панкисское
ущелье в Грузии и отправиться
на подмогу боевикам Хаттаба и
Басаева?» Также репортер атакует
не индивида, а его окружение: «Чеченские
боевики аккуратно и в срок
получают «зарплату» за проведение «священной войны
за веру».
С
одной стороны, «Российская газета»,
публикуя информацию о высоком моральном
духе солдат, сплоченности союзников,
высокой боеготовности армии, воздействует
на общественное мнение, чтобы подавить
страх и панику, повысить уровень
доверия к правительству; с другой
стороны, это необходимо и для
того, чтобы воздействовать на противника,
который так или иначе тоже
получает эту информацию. Предполагается,
что она способствует понижению
его боевого духа, уменьшает желание
сражаться, вызывает неуверенность
в своих силах и целесообразности
своих действий. По существу, военная
сила может не соответствовать распространенной
точке зрения о ней, но если противник
принимает ее на веру и отказывается
сражаться, то война оказывается
выигранной информационно, а не традиционным
путем, когда побеждает физически
более сильный противник.
Важным
достижением для правительства
стало вынесение конфликта за
рамки религиозной тематики, в
иное информационное поле, где атаки
на них могли быть более оправданными.
Для этого в последнее время
боевиков перестают трактовать как религиозных
фанатиков, борцов за веру, поскольку такой
образ мог вызывать симпатию у определенных
кругов населения. Позиционировать войну
как столкновение светского строя и религиозных
группировок опасно. Поэтому их стали
представлять как наемников, отрабатывающих
деньги международных террористов, для
которых религия – только прикрытие.
С
другой стороны, с помощью «Российской
газеты» правительство попыталось
изменить масштаб конфликта в
общественном сознании, как своих
граждан, так и мирового сообщества.
Теперь его предлагалось трактовать
не как войну, полномасштабные военные
действия, а как локальную операцию
по уничтожению бандформирований, которую
вполне способны осуществить ответственные
службы без помощи извне.
Вывод
Первая
чеченская кампания показала, что
Россия не была готова к правильному
ведению информационной войны. Информация
об успехах военных операциях
замалчивалась, сведения о событиях
российским журналистам доходили спустя
несколько дней, в то время как
за рубежом печатались успехи не только
российской армии, но и чеченских
боевиков. Чеченские сепаратисты вели
активную работу с прессой, с радио и телевидением,
как на территории Чечни и России, так
и за рубежом. Даже опросы российских граждан
были противоречивы: многие считали, что
война в Чечне – бессмысленна, а остальные
вообще не следили за новостями. Информационная
война с Чечней 1994-1996 гг. была проиграна.
На
втором этапе ситуация изменилась в
пользу России. Несмотря на то, что еще
многое надо было сделать, основные военные
достижения пришлись на 1999-2000 гг., которые
и ознаменовали проигрыш чеченских
войск. Главным теперь стало не допускать
сообщений от чеченских информаторов,
и если даже такое происходило, то эти
сведения представляли собой дезинформацию,
которую не стоило и опровергать. В этот
раз Россия одержала безусловную победу
в информационной войне, результатом которой
стало то, что, по данным социологических
опросов, среди россиян растет количество
сторонников ввода федеральных войск
в Чечню, а также тех, кто считает Чечню
частью России.
Главным
достижения для России стало применение
новых, а точнее хорошо забытых старых
методик ведения информационной
войны.
Список
использованной литературы
- Волковский,
Н.Л. История информационных войн 2 часть
/ Н.Л. Волковский Спб., ПОЛИГОН, 2003.
- Проект EVARTIST:
электронная библиотека по журналистике,
рекламе и PR URL: [http://evartist.narod.ru/text5/86.htm]