Имидж преподавателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической и деловой сферах, но и в деятельности преподавателей ВУЗа, задача которых готовить высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. К деятельности и личности вузовского педагога предъявляются самые высокие требования. Система профессионального и последипломного образования уделяет достаточно внимания повышению квалификации преподавателей ВУЗа, его профессиональной компетентности. Но формирование педагога как гармонически развитого субъекта часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. В этом заключаются основные противоречия, которые обуславливают важность изучения особенностей имиджа преподавателя.

Работа содержит 1 файл

Черновая курсовая2.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

  Движение  к дистинктивным отличиям данного  объекта от других.

  Подчеркивание личностных характеристик, которые  семиотически можно представить  как введение имиджа лучшего или  идеального преподавателя в понятие «свой», в отличие от понятия «чужой».

  Вписывание  имиджа «лучший или идеальный  преподаватель» в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.

  Вписывание  имиджа «лучший или идеальный преподаватель» в семиотическую модель уже реализованного лидера (учитель-новатор, мастер и т.п.), именно в модель, так как мы оперируем лидером как символом, а не как реальной личностью.

  Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых выступает визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной, что обычно слабо учитывается.

  Активное  использование сопутствующих символизации в плане создания визуальных характеристик  ВУЗа, коллектива и т.д.

  Активное  управление процессами массовой коммуникации, печатанием тех или иных статей, реакцией на те или иные мнения. Поскольку это вербальный поток, то он явно подчиняется процессам символизации.

  Это борьба с автономными потоками коммуникации типа слухов, которые могут быть также принципиально символичны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.1.Классификация имиджей с точки зрения факторов, их образующих.

  В научной  литературе по политической имиджелогии (А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.) выделяются следующие составляющие имиджа или их классификация: средовый имидж, габитарный имидж, овеществленный имидж, вербальный имидж, кинетический имидж.

  Средовый имидж предполагает характеристику человека по искусственной среде его обитания - по его кабинету, жилищу, автомобилю и т.д. Понятно, что созданная человеком среда обитания зависит от множества факторов, которые не всегда подвластны нашим желаниям. Для формирования позитивного средового имиджа необходимо быть чуть выше среднего.

  Габитарный  имидж - это характеристика человека по его собственной внешности - по костюму, макияжу, прическе и т.д.  

  Имиджелогия сегодня ищет и находит наиболее эффективные методы, пути и средства воздействия на свою аудиторию, поэтому наиболее значимыми и важными, являются следующие: позиционирование, манипулирование, эмоционализация, детализация, метафоризация, акцентирование информации, вербализация, визуализация, дистанцирование, опрос общественного мнения, внедрение моделей восприятия, нейролингвистическое программирование и другие.  

  Есть несколько  причин, показывающих, что личный имидж  является важной составляющей для роста  карьеры:

  - имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;

  - мы верим тому, что видим;

  - мы все занятые люди и часто принимаем решения на основе первого впечатления;

  - мы все действуем, осознаем это или нет, как послы своей профессии или организации;

  - хорошо выглядеть и уверенно себя чувствовать - это хорошо для вас.  

  Имидж - это всегда единство внутреннего и внешнего. «Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он прежде всего должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней»  

  Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Для профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакте окружающим миром, поэтому определяющей частью его имиджа являются:

  высокая самооценка, уверенность в себе;

  вера в  доброжелательность Вселенной и  вера в доброго человека;

  социальная  и личная ответственность («я - причина  всего положительного и отрицательного в моей жизни»);

  желание меняться и умение рисковать при  здоровом чувстве самосохранения.  

  Измените  свою жизненную установку (если она  не способствует успеху), измените свой имидж - и вас ждет успех!  

  Таким образом, успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. Как  нам представляется, в качестве таковых могут выступать следующие принципы: принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души), принцип речевого воздействия. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя.  

  Каждая  профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток. Специфика педагогической деятельности преподавателя - в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы. Основная нагрузка приходится на головной мозг, который, находясь в напряжении, подчиняет себе все ресурсы организма. Напряжение испытывает высшая нервная деятельность, так как она постоянно подвергается воздействию таких факторов, как большой объем аналитико-синтетической деятельности мозга, хронический дефицит времени и высокий уровень личной мотивации.

  Сегодня нет сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается  как составная часть культуры делового общения. Но в преподавательской среде, к сожалению, далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Большая часть современных преподавателей слишком занижают значение своего имиджа. Однако, независимо от личных взглядов каждого педагога, имидж есть у каждого из них. 

  Любая составляющая имиджа педагога несет совершенно определенную информацию и соответственно активизирует его восприятие студентами. Социальной составляющей имиджа является установка. Т. е. формирование имиджа педагога в глазах аудитории зависит от принятых в ней «установок». Так, при оценке имиджа педагога некоторые детали замечаются, а другие — нет. На основе замеченного бессознательно делаются определенные выводы, которые долго или совсем не изменяются. Аудитория предрасположена к определенному видению. Воспринимается легче всего то, что как-то уже привычно, знакомо, причем человек не знает, не может знать, насколько верно он воспринял то или иное явление. Кроме того, ожидания аудитории относительно конкретного педагога могут формироваться на основе различных культурных, национальных и прочих стереотипов. Поэтому имидж преподавателя должен соответствовать ожиданиям студенческой аудитории.

  Наиболее  значимые составляющие имиджа преподавателя: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я».

  Внешний облик помогает человеку привлечь к  себе внимание, создать положительный  настрой на себя. Большинство студентов обращают внимание на внешность преподавателя и его манеру держаться и связывают с ними профессионально значимые личностные качества преподавателей (из исследований В.П. Бедерханова, Н.А. Березовика, Г.Х. Васильева, Н.С. Батраковой). Значит, преподаватель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся.

  Вербальные  и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа. Что и как  говорит преподаватель, умеет ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом он демонстрирует, что происходит с его мимикой, как он сидит, стоит и ходит - все это влияет на восприятие преподавателя ВУЗа студентами. Для улучшения своего профессионализма преподавателю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.

  Доказано, что 35% информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном. Поэтому особое значение при построении имиджа придается владению навыками невербальной интеракции. Невербальные сигналы обычно не контролируются сознанием, а значит проявляют подсознательные установки человека, и на этих данных основывается степень доверия к педагогу и преподносимой им информации. Владение невербальным компонентом имиджа включает в себя умение преподавателя управлять лицевой экспрессией, умение сконцентрировать на себе внимание аудитории посредством эмоциональности и сопряженной с ней выразительной пантомимикой, умение правильно распределить внимание, направленное на аудиторию с помощью выгодной пространственной организации тела.

  Студентам импонирует, когда преподаватель эмоционально «чеканит» фразы, не скрывая своих убеждений, всем своим видом подчеркивая уверенность в правоте используемых аргументов. Такое единство манеры поведения и произнесения речи, как правило, оказывает наибольшее впечатление на студентов и располагает их к нему.

  Ведущее из составляющих педагогического имиджа - это внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я». Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками преподавателя, соответствовал его характеру и взглядам. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее - продуктивное. Это чаще всего - оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса - от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса.

  Преподаватель должен обладать такими профессиональными качествами, как интеллект, знание предмета, умение подать себя, расположить к себе и воздействовать на аудиторию, доступность, четкость в изложении материала, пунктуальность, требовательность, культура речи; коммуникативные - чувство юмора, манера общаться с аудиторией; личные - уверенность в себе, эмоциональность, артистичность, манера одеваться, доброжелательность, справедливость; позиция в межличностном общении - уважение студентов, обращение к ним по имени, манера поведения, партнерские отношения в аудитории, ролевые - статус в социальной среде, репутация и др.

  Из компонентов  имиджа складывается авторитет преподавателя. Но если имидж складывается на первых порах взаимодействия преподавателя и студентов, то авторитет преподавателя вуза формируется в течение длительного времени их совместной работы. Поэтому благоприятный имидж очень важен для преподавателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Данная  работа опиралась на труды, посвященные проблемам имиджеведения и имиджслогии. Это работы отечественных (П.С. Гуревича, В.М. Шепеля, Г.М. Андреевой, А.Н.Жмырикова, П. Власовой, И Нефедовой, Г.Г. Почепцова, Е.Б. Перелыгиной и др.) и зарубежных (II. Берд, Б. Сэма, К. Боулдинга, Д. Бурстина, Э. Сэмпсон, Дж. Ягера, Э. Гоффмапа и др.) исследователей.  

  В российской психологической традиции непосредственное отношение к исследованию явлений  имиджа имеют результаты разработки таких направлений исследований, как изучение образа (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.В. Запорожец, Л.В. Либин, И.С. Кон и др.); теории деятельности (Л.С. Выготский, Л.II. Леонтьев, Л.Р. Лурия, В.Н. Мясшцев, С.Л. Рубинштейн и др.); исследование общения (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, Л. А.Бодалев, В.Л.Кан-Калик, В.Н.Куницына, А.А.Леонтьев, Л.В.Петровский, В.Л.Петровский, Л.Л.Петровская и др.); исследования проблем социального восприятия и социального познания (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, И.С. Кон и др).  

  Лит-ра

  1. Аверченко  Л.К. Имидж и личностный рост. – Новосибирск. 1999. 146 с.

  2. Богданов  Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические  основы «Паблик рилейшнз». –  СПб. 2003. 204 с.

  3. Бодалев  А.А. Психология межличностного  познания. – М. 1981. 350 с.

  4. Большой  толковый словарь русского языка.  – СПб. 1998. 715 с.

  5. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб. 2000. 192 с.

  6. Веретенникова  И.В. Влияние имиджа человека  на деловые отношения в организации  – М. 2001. 230 с.

  7. Давыдов  Д.Г. Имидж в контексте психологической  теории// Имиджелогия: тенденции  и перспективы развития. – М. 2003. 217 с.

  8. Дерюгин  В.И. Специальные методы социально-психологического  воздействия и влияния на людей.  – Челябинск. 1996. 230 с.

  9. Дридзе  Т.М. Семантический уровень как  существенная характеристика реципиента // Смысловое восприятие речевого  сообщения. - 1976. 315 с.

  10. Калюжный  А.А. Психология формирования  имиджа учителя – М. 2004. 105 с.

Информация о работе Имидж преподавателя