Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:57, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать теоретические основы в области личностного имиджа и практически сформулировать, разработать личностный имидж педагога, дать рекомендации для его формирования, который в дальнейшем перерастёт в понятие человек-бренд.
Кроме общего имиджа, существуют и более дифференцированные образы, связанные с уровнем оценки профессионализма педагога. Характеристики этих имиджей складываются в обыденном сознании постепенно и меняются со временем. В этой связи нам представляется интересным проанализировать их изменения с 30-х по 90-е годы XX столетия.
Данные, полученные В.М. Шепелем в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги — 28-е место.
Ученики 30-40-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность, а в конце 90-х годов на первом месте оказались такие личностные качества учителя, как доброжелательность, искренность, открытость, чувство юмора, а также умение общаться и отстаивать свою точку зрения.
Интересным представляется факт схожести обобщенного портрета хорошего учителя, представленного в отечественных исследованиях, и полученного портрета хорошего учителя американской школы. Идеал, к которому стремится американский учитель, гуманен, справедлив, демократичен, способен на эмпатию, легко налаживает контакт с классом и отдельными учениками. Гибок, скорее неформален, чем официален, в общении с учениками проявляет рефлексирующее отношение к ним. Для него характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие самого себя. Склонен к положительному восприятию других.
На мой взгляд, качества, входящие в образ стереотипа идеального учителя, можно расценивать как систему требований, предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.
§2.4. Практические рекомендации по формированию имиджа.
Составляющие имиджа:
1. образ (то, что возникает с приходом человека и остается, когда человек уходит)
2. внешний аспект (манеры, походка, жесты, мимика, одежда, прическа)
3. внутренний аспект (интеллект, помыслы, эрудиция, духовность, интересы)
4. процессуальный аспект (темперамент, темп, пластичность, деятельность, эмоции)
5. ядро
имиджа (позиции, установки, легенда)
– должно соответствовать
Возьмём за основу определение Д. Огилви: «Бренд — это НЕОСЯЗАЕМАЯ СУММА свойств продукта: его имени, упаковки и цены, его истории, репутации и способа рекламирования.
Позиционирование, одна из задач имиджа более менее понятна педагогам. С ней каждый сталкивается при устройстве на работу, даже при защите диплома. Позиционирование сегодня входит в компетентность педагога. Итак, самопрезентация затрагивает упаковку и способ рекламирования, они должны давать: энергию, жизненную сила, ясность, сюрприз, надёжность, красоту, блеск.
«Человек-бренд» должен иметь широкий круг общения, моё общение – это мои клиенты. Вы силу вступает закон «Я – это мои клиенты», основывающийся на принципах: забота, помощь, сопереживание, умение слушать3.
Возвышение имиджа. Имидж непременно необходимо подкреплять, утверждать и повышать. Как этого достичь? В педагогике об этом говорят иначе – повышение квалификации, профессионализма. Отчасти, это основные ходы, которыми привыкли ходить деятели просвещения4.
Предпочитаемый образ
С внутренним аспектом у педагогов меньше всего проблем, исключая эмоциональный аспект. Интересы, эрудиция, интеллект повышаются постоянно. Развитее общества заставляет педагога развиваться и совершенствовать свои умения. Как правило, на каждом совещании, метод. совете педагогу напоминают, стимулируют его повышать профессионализм. Эта составляющая одна из первых указана в заказе государства.
В.А. Кан-Калик отмечал: Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей. Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации. Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия. Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова)5.
На
основе первого впечатления
Немаловажную роль в образе занимает внешний облик. Во время деловых встреч, совещаний поза должна быть одновременно достаточно свободной и сдержанно-подтянутой. Съежившаяся на краешке стула женщина, судорожно вцепившаяся в свою сумочку, всем своим видом показывает скованность, стеснение, неуверенность в себе. Слишком свободная поза может быть воспринята как свидетельство вашей развязности. Лучше сидеть прямо и свободно жестикулировать в пределах так называемой интимной зоны радиусом около 45 сантиметров вокруг вашего тела. Сумку лучше не держать на коленях, а положить или поставить рядом с собой.
Особенности голоса тоже имеют значение в общении. Высокий тембр голоса очень раздражает и утомляет, он ассоциируется с напряжением или с зависимостью. Свой голос нужно постараться сделать грудным и приятным, понизив его насколько это возможно. Но не нужно говорить слишком тихо и неуверенно. Также плох слишком громкий, оглушающий голос. Лучше всего воспринимается размеренный темп речи, когда вы позволяете себе делать небольшие паузы, показывая, что прежде чем что-то ответить, услышанное обдумывается – в этом случае возникает ощущение «человека разумного». Нежелательно говорить слишком быстро, захлестывая учащихся или коллег потоками информации - дадите понять, что вы человек мелкий, зависимый и стараетесь как можно быстрее успеть все сказать, пока вас не выгнали. Повышенный темп речи всегда ассоциируется с зависимостью и несерьезностью. А если будете говорить слишком медленно, то утомите ваших слушателей.
Суетливость производит плохое впечатление в любом случае. Если, приходя урок или встречу с начальством, вы быстренько просачиваетесь в кабинет, скороговоркой здороваетесь, суетливо вручаете какие-то важные документы, при этом что-то роняя, то считайте - вы пропали. Гораздо лучше войти, не торопясь, спокойно поздоровавшись, осведомиться, куда можно сесть. Все делать без суеты, излишней частоты в пластике, речи, мимике. Одним словом, вести себя так, как будто вы - шикарная, женщина и можете себе позволить не торопиться. Плавно садиться, не спеша брать предметы, поднимая их так, как будто они живые, спокойно говорить - этим вы, несомненно, произведете на слушающих приятное впечатление. Будьте доброжелательны, открыты, сдержанны в эмоциональных проявлениях, не демонстрируйте излишнюю напористость и самоуверенность.
Жестикуляция должна быть соразмерна ритму речи и примерно соответствовать тому, о чем вы говорите. Чем более формально общение, тем более сдержанной должна быть жестикуляция. Но, в то же время, полное ее отсутствие воспринимается как скованность. Избегайте невротических жестов, свидетельствующих о вашем стеснении и нервозности: ковыряния в ухе, под ногтями, почесывания, поправления на себе одежды, прически. Большинство людей даже не подозревают о том, какое огромное значение в беседе имеют жесты. Жест может сообщить о нас гораздо больше информации, чем мы того хотим. Жесты слишком часто выдают нас и неразумное использование некоторых жестов порой приводит к нежелательному результату6. Поэтому, чтобы расположить к себе слушающих, используйте в разговоре предлагающие жесты, позволяющие видеть ваши ладони. Это является свидетельством вашей открытости. А вот негативных, давящих жестов следует избегать. Решительно разрубая ладонью воздух, можно вызвать у собеседника неприятное чувство, что с ним не желают ни в чем соглашаться. Если вы не собираетесь оказывать давление на ученика и, в конце концов, прихлопнуть его, как муху, - не прессуйте стол ладонью, обращенной вниз. Не сжимайте кулаков во время разговора и не тыкайте по-менторски в собеседника пальцем. Также забудьте на время отвергающий жест ладонью: «Минуту! Я еще не все сказала!», показывая тем самым, что вы желаете продолжить свой чудный монолог, а он пусть послушает7. У ребёнка это жест вызовет ощущение, что вы не хотите с ним говорить, и увеличит дистанцию между вами8.
Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, желтый — цвет Меркурия, зеленый — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.
Раньше в нашей стране не было деловых женщин - лишь партийные и профсоюзные деятельницы. Одевались они соответственно: "школьные" костюмчики и скромные блузочки под горло (вариант - бант на бюсте). Как пел классик, "а жена моя, товарищ Парамонова..." Зато теперь Россия уверенно выходит в мировые лидеры по числу деловых и элегантных женщин9. Почему мы педагогам не войти в эту элиту. Плакаться на зарплату уже неактуально, с этим всё понятно, но ведь когда бизнесмен начинает развиваться, он тратится, хоть и жертвует на еде и др. это стоит того.
Не избегайте белых блуз. Это символ чистоты, доверия, истинности. Цветовая гамма костюмов, рекомендуемых не пестрая: серый, бежевый, разнообразные оттенки темно-синего, глубокого бордового, коричневого и черного.
10 заповедей успешного позиционирования
Заключение
Теория имиджмейкинга остается областью субъективных оценок, где удачные находки, по большей части носят случайный характер, а не являются результатом специальных знаний.
Чтобы быть притягательной личностью, внешней выразительности недостаточно. Она – желаемый компонент имиджа, но не решающий, как это кажется многим.
Имидж
– собирательное понятие. Это
облик, то есть та форма жизнепроявления
человека, благодаря которой «на
люди» выставляются сильнодействующие
личностно-деловые
Итак, для создания благоприятного имиджа педагога требуется исследовать существующие архетипы, на основе потребностей общества, выбрать соответствующий архетип. Далее составить ДНК своего персонального имиджа. Разработать структуру своих ценностей, поведения в рамках четырёх измерений. Руководствуетесь заповедями успешного позиционирования. Если имидж не отвечает этим заповедям, то нужно что-то изменить. Также, немаловажную роль наряду со структурным компонентом, играет внешняя составляющая имиджа. Существует много рекомендаций по созданию внешнего образа. Но, необходимо помнить о целостности имиджа. Внешний вид вытекает из сути вашего позиционирования. Успешное позиционирование даст возможность для развития своего бренда.
Итак, задачи, поставленные в работе, реализованы, цель достигнута.
Я считаю, что создание благоприятного имиджа педагога создаст положительное отношение к его личности, сделает его персону привлекательной для работодателей. Личностный имидж поможет формированию имиджа школы, города, региона. Уверенный в себе педагог более эффективен. Стимул для профессионального роста и формирования своего личностного имиджа станет конкурентоспособность.
Я
уверена, что создание имиджа, это, прежде
всего, работа над собой и она
принесёт желаемые результаты. Это
не должно быть указом сверху, это должно
прийти в наше понимание, что я сам способен
изменить к себе отношение. Введённые
портфолио педагога один из шагов своего
позиционирования.
Список литературы