Имидж педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы исследовать теоретические основы в области личностного имиджа и практически сформулировать, разработать личностный имидж педагога, дать рекомендации для его формирования, который в дальнейшем перерастёт в понятие человек-бренд.

Работа содержит 2 файла

курсовая имидж2.doc

— 226.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсовая имидж1.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

     Итак, в этой главе вы познакомились  с теоретическими основами имиджа, личностного имиджа. Выявили основные факторы и структуры создания имиджа, основанные на архетипах и  мифах. Ознакомились с основой брендинга  и структурой создания из человека-бренда. Следующая глава будет посвящена непосредственно разработке успешного имиджа педагога, практическим рекомендациям в этой области. 

Глава 2. Личностный имидж педагога

§2.1. Профессия педагог, исторические факты, особенности.

     Для разработки имиджа педагога необходимо обратиться к истории возникновения этой профессии.

     Для более глубокого проникновения  в суть педагогической профессии  следует обратиться к этимологии слова «педагог». В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

     Постепенно  слово «педагогика» стало употребляться  в более общем смысле для обозначения  искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

     Согласно словарю иностранных слов «педагог» (греч. paidagogos - pais (paidos) - дитя + ago - веду, воспитываю) употребляется как обобщенное название профессий, связанных с обучением и воспитанием прежде всего детей и молодежи, - воспитателя, учителя, преподавателя.

     Оформление  педагогики в самостоятельную науку  связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) в связи с написанием выдающегося  труда «Великая дидактика», в котором  сформулировано большинство принципов, методов и форм организации педагогического процесса, принятого в современной общеобразовательной и профессиональной школе.

     Педагогическая  профессия - это особая по своей сущности, значимости и противоречивости профессия.

     По  классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом труда которых является другой человек. Главное отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий.

     Исходя  из сущности педагогической профессии  выделяют такие ее особенности, как  гуманизм, творческий характер деятельности, коллективный характер труда.

     Гуманизм - выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни. Гуманизм педагога проявляется в готовности помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу и соучастие. Он строит свои взаимоотношения с воспитанниками, учитывая их интересы и способности, особенности мышления, обусловленные возрастными и индивидуальными особенностями.

     Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Творчество является важной характеристикой педагогической деятельности. Педагогическое творчество понимается как процесс решения творческих задач в меняющихся обстоятельствах.

     Коллективный характер деятельности педагога также относят к ее особенностям, т.к. результат педагогической деятельности зависит от других преподавателей, семьи и других источников воздействия. Кроме того, результат работы зависит от психологического климата в коллективе и уровня сотрудничества преподавателей, психического и физического их самочувствия1.

     В настоящее время в систему  профессионально-педагогического образования  Российской Федерации входят 83 вуза и 83 образовательных учреждения среднего профессионального образования. Мастеров производственного обучения подготавливают 32 неспециализированных колледжа, 2 техникума и 3 педагогических училища. В последние годы многие техникумы преобразовались в колледжи в связи с внедрением профессиональных образовательных программ повышенного уровня. Образовательные программы в этих учебных заведениях относят к общей специальности «Профессиональное обучение»2.

     В условиях ярко выраженной внутрипрофессиональной дифференциации деятельность педагогов  разных специальностей направлена на решение общих организационных и сугубо педагогических задач в целостном педагогическом процессе, что и отличает современного учителя-воспитателя-преподавателя.

Перспективы развития профессионально-педагогической специальности.

     Одной из стратегических целей провозглашенной политики России в области образования является внедрение принципов развивающего обучения и личностно-деятельностного подхода к обучению. Реализация этих принципов и методов в учебных заведениях начального профессионального образования зависит от уровня профессионального развития работников. Новая образовательная парадигма предусматривает проведение реформ в сфере образования в направлениях демократизации, гуманитаризации, гуманизации, экологизации, компьютеризации.

     В перспективе следует предусмотреть создание крупных специализированных профессионально-педагогических вузов, которые со временем смогли бы выполнять роль учебно-методических центров профессионально-педагогического образования.

     Следует уделить больше внимания научно-исследовательской и инновационной деятельности и иной творческой деятельности преподавателей и студентов (учащихся). Встает необходимость перехода системы среднего профессионально-педагогического образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, на подготовку специалистов не только к конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, что обеспечивает профессиональную мобильность.

     Как мы видим, планы развития в области  образования необходимы и есть. По личному опыту знаю, что любые  изменения и планы педагогический состав, в большей свой части, воспринимает со страхом. Почему? Потому, что возрастают требования к личности педагога. Неизбежный конфликт, возникающий в образовании в связи с постоянными реформами и неизменным отношением к личности педагога, выбивает из сил последних. Важнейшим фактором этой проблемы я вижу в отсутствии положительного имиджа современного педагога. Если в сокращении имидж определить как составляющая внешнего облика и репутации, то проблема «на лицо».

     §2.2. Мифы и стереотипы о педагоге

     Существует  ли специфический имидж учителя? — задает вопрос известный отечественный  психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро. Причину подобного автор видит в том, что ...большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций и правил свою индивидуальность, самобытность....

     В современном, потерявшем многие былые  ориентиры российском обществе профессия  учителя утратила былые высоты, и  необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения.

     Итак, давайте рассмотрим, почему личность педагога потеряла должный авторитет? Выше мы рассмотрели, что в Греции педагогом называли раба, сопровождающего ребёнка, согласитесь, непривлекательный образ. Но, великих философов Сократа, Платона называли уважительно учитель. Образ учителя схож был с образом мыслителя.

     Архетип мыслителя в группе самопознания преобладал в античности по системе Кэрол Пирсона.  Дальше, пожалуй, самый весомый и самый удачный образ учителя связан с Иисусом Христом. Бывалого почтения, восхищения не было ни у одного учителя. Его архетип относится, по большей части, к группе стабильность. Творец, заботливый, правитель. В нашем сознании и в Библии Он выступает Творцом. Его забота по отношению к ученикам превосходит все существующие гуманистически воззрения. Его называли «Пастырь добрый», Он отдал жизнь за учеников и не только. Правители видели в Нём угрозу своей власти, т.к. Он называл Себя Правителем «Царствия Небесного». Такого больше не будет учителя. Что этот Архетип дал сегодня? Перекочевала вплоть до 20 века легенда, миф, что учитель всегда прав, истинность его высказываний не подвергалась оспариванию. Также, учитель был весомым источником знания.

     В советское время этот архетип  поддерживался. Это группа стабильности, связана с безопасностью и  контролем (см. стр13). Это, скорее, было вызвано идеологией. Несмотря на отказ от христианства, образ авторитетного, совершенного учителя перешёл в советские школы.

     Постсоветское время разрушило миф о совершенном  и идеальном учители, потому что  развал идеологии и «сказки про  счастливый мир» рухнули, а вместе с  тем и его атрибуты. Отсутствие идеологии и установки надломило авторитет школы и педагога, как достоверный источник информации.

     Что сегодня? Начало формирование новой  идеологии, со своими ценностями, оттого растерянность в осознании людей. Нового образа педагога нет. И советского времени нет, потому образование нуждается в реформации.

     До  советского время учитель являлся  не только носителем информации, он занимался образованием, в полном смысле этого слова, нового поколения. Сегодня эта функция утеряна, оттого отношение к педагогу лишь как к носителю информации. Потому, воспитательная функция педагога не может осуществиться, не поддаётся воспитанию новое поколение. Лишь подтверждением этого станут данные социологического опроса, который я провела среди социальной группы людей, имеющих как минимум незаконченное высшее образование в возрасте от 19-35. Я попросила их продолжить фразу: «Педагог…». Опрошено 30 человек. Данные получились следующие:

     9% опрошенных назвали педагога  тем, кто воспитывает детей;

     18% опрошенных считают педагога интеллигентным, уважаемым человеком;

     73%, а это большинство, продолжили  фразу «Педагог…» словами: это  тот, кто даёт знания, доносит  информацию.

     Наверняка, поколение, получающее образование  после нас лишь усугубило положение  статистики.

     Нужда в новом архетипе, новом мифе очевидна.

     §2.3. Создание новых реалий.

     Итак, начнём с выбора архетипа. В чём  нуждается сегодня общество. За основу возьмём потребности общества: «Принадлежность и удовольствие» — «Независимость и реализация» и «Стабильность и контроль» — «Риск и мастерство».

     На  мой взгляд, общественное направление  сегодня возможно в сторону независимости  и реализации, тогда на первый план выходят архетипы искателя, простодушного  и мудреца. Если связать это с  потребностями по Маслоу, это высший уровень актуализации.

     Второй  путь связан со стабильностью. Общество ищет стабильности в современном  устройстве, в динамике, потому архетипы: заботливый, правитель, творец актуальны. По системе Маслоу, это потребность  в безопасности, тоже оправдана в современном обществе. В условиях рождения новой идеологии эти архетипы обусловлены. Тогда в обоих случаях всплывут следующие мифы: в первом случае – учитель по типу Сократа, во втором - по типу Иисуса Христа.

     Тогда формирование бренда в рамках сложившегося архетипа варьируется самим педагогом. Например, возьмём второй вариант архетипа.

     Тогда функциональное измерение будет: образование  личности (не просто передача информации, но воспитание), совершенствование  постоянное своего профессионализма, инновационная деятельность, образ творца. Имидж не терпит копирования, потому здесь можно какую-то отличительную черту ввести, например, вы принципиально не повышаете голос, атмосфера у вас на занятиях всегда непринуждённая, вы энтузиаст,  классический вид одежды определённой цветовой гаммы.

     Ментальное  измерение: гуманное отношение к  ученикам. Образ заботливого, вы никогда  не останавливаетесь на достигнутом, оттого ученики достигают большего.

     Духовное  измерение: поднятие ценности человеческой жизни, идеи гуманизма. Изменение статуса педагога. Образ творца. Возможна вариативность, например, вы борец за охрану животных или вы выступаете за чистоту языка и др…

     Социальное  измерение: отношения со многими  социальными слоями, т.к. образ правителя. Возможно, вы на определённую дистанцию впускаете детей в своё личное пространство, возможно, вы проводите с ними время на природе и др. Коллективный характер труда. И многое другое.

Информация о работе Имидж педагога