Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:21, реферат
Рассматривая взаимоотношения СМИ и идеологических процессов уместно припомнить известное изречение Ж.Эллюля, которое стало в прошлом веке афоризмом: «Политика — главная религия нашей эпохи».
Основным связующим звеном между журналистикой и идеологическими процессами является государственная политика в сфере СМИ, регулирующая:
• внутрижурналистские
отношения (учредитель, издатель — главный
редактор — журналисты);
• отношения между СМИ и источниками информации;
• права журналистов на распространение
информации;
• отношения между СМИ и аудиторией;
• объем и характер участия органов государственной
власти и управления в массово-информационной
деятельности;
• осуществление контроля за деятельностью
СМИ в целях соблюдения ими действующего
законодательства.
Следует четко представлять, что, с одной стороны, у СМИ и государства с его политикой и идеологией противоположные интересы. Но, с другой стороны, они стремятся всегда к вполне естественному союзу. Так, журналисты, СМИ черпают свои сюжеты в политической сфере, а представители государственной власти имеют возможность через средства массовой информации убедить многомиллионную аудиторию в правильности проводимой ими политики и принимаемых решений. Образно говоря, СМИ рекламируют политику, а политика дает «пищу» для журналистов. Здесь нет и не будет исключений — в любом обществе и на Западе, и на Востоке политическая иллюзия поддерживает и обеспечивает власть. Хотя на практике это нередко ведет к тому, что СМИ, участвуя в распространении основных положений национальной идеологии государства на широкую аудиторию, неизбежно приходят к использованию методов и приемов формирования «нужного» общественного мнения.
Определенная опасность подобной ситуации заключается в том, что человек перестает рассматривать свою повседневную жизнь в качестве политической реальности. Для него последняя существует только на экране или на газетной полосе. По замечанию Жака Эллюля, «человек сегодняшнего дня не доверяет собственному опыту, собственным выводам и наблюдениям… Любой факт становится в его глазах истинным, только когда он прочтет о нем в газетах; важность же факта он оценивает по размеру газетных заголовков».
В итоге, со временем
конкретный человек может окончательно
перестать воспринимать политическую
действительность в ее целостности.
Хороша ли идеология государства
или плоха, к каким результатам
она ведет — это начинает приобретать
все меньшее значение. Важно лишь
то мгновенное чувство, которое вызывает
очередной телевизионный кадр. Связь
времени нарушается: в понедельник
телевидение сообщает одно и большинство
может этому поверить; на следующий
день выясняется, что все как раз
наоборот, но предыдущего сообщения
массовая аудитория уже не помнит.
Через неделю все повторяется, и
этот процесс буквально
Кадр налезает на кадр, сообщение одной радиостанции на информацию другой, и так день за днем, доводя, образно говоря, до полного бесчувствия, заставляя аудиторию ощущать свое полное бессилие в отличие от той силы, что заключена в порожденных телеэкраном образах и мифах. Как результат люди лишаются чувства политической ответственности и становятся легкой добычей различных неоидеологических конструкций.
Рассматривая
взаимоотношения СМИ и
Следует понимать,
что идеология составляет духовную
опору государства, которое в
силу этого всегда будет стремиться
ее распространять и защищать от критики.
Идеология, образно говоря, есть единственно
возможная государственная
Вместе с тем, как только государство начинает претендовать на роль Бога, превращая идеологию в религию, тут же ущемляется главная из человеческих свобод — свобода совести. Образно говоря, противоестественно, если в Белгосуниверситете студенты будут произносить молитвы, утвержденные в министерстве образования: такие молитвы окажутся абсолютно выхолощенными и пользы не принесут никакой. С другой стороны, религия и политика, а, следовательно, и идеология, сами по себе неразделимы и неизбежно накладываются друг на друга – но институты церкви и государства должны сохранять свою особую, специфическую роль.
Здесь следует отметить, что в социологии пропаганда рассматривается в контексте социальных движений и процессов. Американский социолог М.Чукас считает, что «современный пропагандист — это инженер-социолог, пытающийся построить модель определенного человеческого поведения, подобно тому как инженер-техник строит мосты, дороги, пароходы и другие технические сооружения». Иными словами, в первоначальном смысле термин «пропаганда» не несет в себе какой-то политической нагрузки позитивного или негативного характера. В переводе с латыни слово «пропаганда» означает «распространять», то есть суть этого понятия — «распространение каких-нибудь идей, знаний с целью идеологического и политического воздействия на общественное сознание». Однако в СМИ сегодня чаще всего употребляют это понятие исключительно с отрицательной нагрузкой — как синоним слов «ложь», «искажение», «манипулирование».
В данном случае, как случалось уже не раз, благодаря подмене содержания понятий в СМИ, то ли намерено, то ли по неграмотности журналистов, произошло одностороннее изменение восприятия определенного термина в обыденном языке и массовом сознании. Подобное произошло с понятием «идеология», термином «демагог», словами «агитация», «контрпропаганда», «манипуляция» и т.д. Например, в 1845 или 1846 году поэт Аполон Григорьев написал стихотворение, в котором есть такие строки:
«И то, что
чувствовал Марат,
Порой способен понимать я,
И будь сам Бог аристократ,
Ему б я гордо пел проклятья…
Но на кресте распятый Бог
Был сын толпы и демагог».
Здесь слово
«демагог» употреблено поэтом в
его исходном, настоящем значении,
согласно которому демагог — это
предводитель народа, демократ. В языке
же СМИ, демагог — тот, кто добивается
желательных результатов, не раскрывая
своих настоящих целей и
Таким образом,
пропаганда, прежде всего, является формой
политической коммуникации, задача которой
состоит в том, чтобы распространять
среди аудитории СМИ
Наконец, «черная» пропаганда, которая скрывает источник информации, либо таковой вообще реально не существует, а информация содержит ложь, сфабрикованные факты, построена на подмене понятий.
С учетом вышеизложенного,
агитация в СМИ может рассматриваться
как стандартная
Другими словами, понятие «агитация» не несет изначально в себе никакой негативной нагрузки, а тем более не может быть характеристикой какой-либо определенной политической системы. Функцию агитации выполняют политические институты и СМИ во всех современных обществах, независимо от уровня развития в них демократии и свободы совести.
Таким образом,
вполне правомерным и обоснованным
является вывод о том, что «сущность
идеологических функций журналистики
состоит в том, чтобы постоянно
способствовать росту и развитию
сознательности масс путем всесторонней
ориентации в действительности, выражающейся
в формировании всех компонентов
массового сознания при акцентированном
внимании к задачам по развитию и
активизации общественного
Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь наиболее продуктивно с научной точки зрения рассматривать, отталкиваясь от реальной информационной стратификации нашего общества. Суть ее в том, что информационное поле — это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальный и политический ресурс, а журналистика или СМИ как социальный и политический, а следовательно и идеологический институт. Печатные и электронные СМИ, прежде всего массово-политические, как субъекты информационного поля не только формируют в нем свой информационный сегмент, но одновременно позиционируют себя в вертикальной и горизонтальной структуре идеологических и политических процессов. В результате подобного стратификационного позиционирования могут формироваться различные типы идеологического поведения как журналистов, так и СМИ в целом.
При этом любой из этих типов должен основываться на политической культуре как системе идеологических установок и приоритетов СМИ в поле политики. Это, в свою очередь означает, что в настоящее время СМИ являются одновременно и объектом идеологического воздействия, и субъектом идеологических процессов.
Подход к журналистике как к социальному и политическому институту позволяет выделить шесть основных социальных типов СМИ в информационном поле Беларуси:
1. Государственные
СМИ, создаваемые и
2. Государственно-общественные СМИ;
3. СМИ организаций
и структур гражданского
4. Альтернативные
СМИ, которые финансируются
5. СМИ коммерческого
характера, создаваемые ради
6. СМИ неполитических
структур и организаций,
С точки зрения
количественных характеристик по состоянию
на 1 апреля 2003 года информационное поле
Беларуси включало 1393 печатных периодических
издания, 7 информационных агентств, 56
программ телевещания, 130 программ радиовещания.
В структуре периодических
Особенностью деятельности печатных СМИ в республике является сохранение государственной поддержки социально значимых периодических изданий. В 2003 году в перечень изданий, дотируемых из республиканского бюджета через Министерство информации, входило 38 газет и журналов. Кроме того, дотируются из местных бюджетов большинство из 135 государственных региональных и местных печатных СМИ (только около 10 районных газет полностью самоокупаемы), учредителями которых выступают областные, районные и городские исполнительные комитеты и Советы депутатов. В их структуре 9 областных, 8 городских и 118 районных и объединенных газет.
Из зарегистрированных
по состоянию на 1.04.2003 г. в Беларуси
130 программ радиовещания, 105 имели государственную
форму собственности, причем 9 из них
входили в структуру
Информация о работе Идеологическая функция средств массовой информации