Альтернативные источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Современная экономическая мысль не раз обращалась к благоприятному влиянию крупной спортивной победы на экономику стран мира. Если во времена холодной войны СМИ рассматривали Олимпийские игры и чемпионаты мира как идеологическое противостояние, то в 2000-х годах внимание прессы сосредоточилось вокруг предпринимательской составляющей мероприятий.

Работа содержит 1 файл

ЮАР Курсовая.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

 

Самые плачевные с финансовой точки  зрения результаты показала Олимпиада 2004 года в Афинах.

 

Общие доходы организаторов составили  всего 2 млрд долл., тогда как расходы  превысили 9 млрд. Игры увеличили долговое бремя Греции, что выразилось в  том, что долг превысил ВВП, и последствия Игр вынуждена расхлебывать теперь вся Европа. «Футбол — самая популярная игра в мире, а ФИФА умеет ее продавать, в этом секрет экономического успеха мундиалей», — полагает экономист Лондонской школы экономики Томас Кирхмайер 

Основные  доходы 

Не оправдались  и прогнозы, связанные с предполагаемым доходом от проведения Чемпионата Мира 2010. Планировалось, что во время мирового первенства страна примет более 700 тыс. болельщиков, однако кризис внёс свои коррективы и количество событийных туристов оказалось чуть больше 200 тыс. Но не только кризис скорректировал прогнозы, свою роль сыграла и география. ЮАР расположена далеко от всех основных футбольных стран и континентов – Европы, Южной Америки, Азии. Те же футбольные фанаты, которые всё-таки добрались до южного побережья Африки, не оказались склонны к излишним тратам. Количество билетов, купленных туристами из других стран Африки, не превысило 12 тыс., что является слабым утешением для ЮАР. 

Основные  доходы от проведения чемпионата - доходы от рекламы и телетрансляций -  получит ФИФА и её ключевые спонсоры, местный же мелкий и средний бизнес остался не у дел – уличным торговцам запрещено приближаться к стадионам ближе чем на 800 метров. 

Сравнение с Португалией 

При подготовке к ЧМ 2010 в ЮАР было создано 150 тыс. рабочих мест, но это были временные рабочие места. Сейчас шикарные южноафриканские стадионы выглядят впечатляюще, но после завершения чемпионата многие из них станут «белыми слонами» (так обычно называют неиспользуемые спортивные объёкты). Они настолько огромны, что никогда не будут заполнены даже наполовину, возможности и масштаб этих стадионов намного превышают потребности  местной футбольной индустрии. Содержать такие объекты –  затратно и бессмысленно. 

Похожая ситуация сложилась и в Португалии, проводившей Чемпионат Европы 2004. Тогда в ходе подготовки к континентальному первенству было построено 10 вместительных стадионов. Прошло 6 лет, и недавно министр экономики Португалии  Аугусту Матеуш предложил пустить большинство арен под снос, чтобы сократить госрасходы, а освободившуюся землю  продать строительным инвесторам для возведения коммерческой и жилой недвижимости. 
 

В целом, по результатам исследования, организованного  Всемирным экономическим форумом, среди 130 туристических стран по показателям безопасности Южная Африка находится на 125-м месте. Высокий уровень преступности в ЮАР обуславливается еще и тем фактом, что раскрываемость преступлений составляет только 10% 
 
 

Насколько ЧМ-2010 нужен был ЮАР с финансовой точки зрения, оправдал ли он надежды бизнесменов и простых граждан?  

РЕКОРДЫ, РЕКОРДЫ, РЕКОРДЫ  

Не секрет, что огромные доходы от ЧМ идут в  бюджет ФИФА. Но не только. Немалую долю получают спонсоры. Например, Visa сообщила: с помощью ее карт в период с 1 по 20 июня оплачено товаров и услуг на сумму в 974 миллиона рандов (1 ранд примерно равен 4 рублям), что на 54 процента больше, чем годом ранее. Число операций по картам равнялось 900 тысячам. В первые 10 дней ЧМ-2010 прирост по сравнению с прошлым годом составил 81 процент. Больше половины всех денег потратили подданные и граждане пяти государств - Великобритании, США, Австралии, Франции и Бразилии. Расходы главным образом связаны с оплатой проживания, питания, авиабилетов и аренды автомобилей. Рекламные акции по применению кредитных карт прошли почти в 100 странах мира через 500 банков и компаний. 

Более чем удовлетворены доходами от участия  в турнире представители «Аdidas», которые ожидают рекордных продаж на сумму не менее полутора миллиардов евро только в категории футбольных товаров. Проданы свыше 6,5 миллиона футболок сборных разных стран, что более чем в два раза превысило показатели 2006 года. По словам исполнительного директора Nike Марка Паркера, продажи связанной с футболом продукции за три месяца, предшествовавших первенству планеты, возросли на 39 процентов. 

Положительные финансовые итоги ожидает подавляющее  большинство из участвовавших в  опросе UK Marketing 198 крупных, средних и мелких предприятий ЮАР. 83,5 процента полагают, что в целом ЧМ улучшит представления о возможности заниматься бизнесом в их стране. 

СПОНСОРСКИЕ ВОЙНЫ  

Спонсоры  ЧМ-2010, разделены на три категории. В первую, "Партнеры ФИФА", вошли «Аdidas», Coca-Cola, Emirates, Hyundai-Kia, Sony и Visa. Во вторую, "Спонсоры чемпионата мира", еще восемь компаний. Наконец, в третью, "Национальная поддержка", Telkom, FNB, BP South Africa, Prasa и Neo Africa. Свои интересы успешно охраняют не вошедшие в их число Canon, Castle, Carling и Nike - за счет рекламы, в том числе на телевидении, и удачных маркетинговых войн. Наиболее жесткая идет между «Аdidas» и Nike. Два года назад объемы продаж этих гигантов, производящих спорттовары, составили 1,8 и 1,7 миллиарда долларов соответственно. Сохранился ли паритет, определится позднее. 

О том, насколько важен в эти дни  объем рекламы на ТВ, свидетельствуют  такие цифры. По предварительным  подсчетам ФИФА, 64 игры посмотрят 28 миллиардов телезрителей. Только финал, как предполагает Time, должен собрать у экранов не менее 715 миллионов. 

ЗАКОНЫ  В ЮАР УСТАНАВЛИВАЕТ ФИФА  

Между тем при огромном выборе официальной  атрибутики, продаваемой в ЮАР, особой популярностью у местных болельщиков  пользуются майки с надписями  Feefa 2.010 Whirld cup, MAFIFA (с дизайном, позволяющим читать надпись как MAFIA), и Fick Fufa, выпущенные в знак протеста против жестких маркетинговых правил, которые установила ФИФА. 
 

Южноафриканцы, конечно, благодарны ФИФА за выбор в  пользу их страны и поддержку в  то время, когда скептики выражали опасения за судьбу чемпионата. Но в стране не согласны с политикой Международной федерации, рьяно защищающей интересы своих спонсоров, потративших миллиард долларов. В частности, много недовольных тем, что на стадионах и в фан-парках торговать можно только товарами пресловутых спонсоров по драконовским, по местным меркам, ценам. "Почему меня вынуждают платить за банку американского пива 30 рандов, когда в пабе через улицу продается прекрасное местное за 12?" - задался вопросом журналист Адриан Бассон. 

ФИФА НЕ ООН  

Вольница  Международной федерации в ЮАР  обеспечивается 17 гарантиями, которые  было вынуждено дать правительство  страны. "ФИФА - группа мошенников. Даже ООН не просит освободить ее от налогов, в отличие от этих мафиози", - заявил один из высокопоставленных чиновников. Налоговой службе Южной Африки (SARS) пришлось разрешить самой ФИФА, учрежденным ею компаниям, а также зарубежным национальным футбольным ассоциациям не платить налог на прибыль, таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость. В результате государство недосчитается десятков, а возможно, и сотен миллионов рандов в бюджете. 

К концу  апреля, как свидетельствует SARS, в ЮАР поставили товаров, имеющих отношение к турниру, на сумму в 613 миллионов рандов. В то же время казначейство не в состоянии предоставить информацию, сколько иностранной валюты было ввезено в страну и вывезено из нее, ограничившись сообщением, что одной из гарантий правительства стал "неограниченный импорт и экспорт". 

Коммерческие  структуры, аффилированные с ФИФА, компании, организующие телетрансляции, и обладатели прав на них, поставщики различных услуг, партнеры ФИФА также освобождены от налога на прибыль. НДС нужно платить только с продажи билетов, а у иностранных футболистов вычтут налоги с доходов, получаемых ими за выступления в ЮАР. 

Для сотрудников  ФИФА и ее гостей были отдельно на всякий случай приготовлены места в больницах, выделены экипажи "Скорой помощи". Примерно 700 миллионов рандов выделены только на то, чтобы под замком в  постоянной готовности пребывали спецавтомобили с самой современной медицинской аппаратурой для эксклюзивного использования ФИФА в течение 30 дней. 

В соответствии с требованиями организации, руководимой  Зеппом Блаттером, Южноафриканская  футбольная ассоциация также должна была предоставить два частных самолета, два лимузина, 300 автомобилей, шесть автобусов и водителей, говорящих по-английски и хорошо знающих местность. 

ФИФА, как  полагают южноафриканцы, наткнулась на золотую жилу. Генсек Жером Вальк  с радостью отрапортовал, что доходы выросли на 50 процентов по сравнению с ЧМ-2006. На счета ФИФА, официально некоммерческой организации, поступят гигантские суммы. При этом швейцарский парламент сохранил за ней статус структуры, выведенной из-под налогобложения. 
 

ПРЕКРАСНАЯ  ИГРА ИЛИ ЖЕСТОКИЙ ОБМАН?  

Чемпионат мира помимо прочего инструмент для  отвлечения масс от суровых тягот  жизни, полагают в ЮАР. По свидетельству  выступившей в City Press Лебоханг Пеко, страну утопили в потоках патриотизма, заставив на время забыть об окружающей действительности и личных нуждах. А ведь деньги, затраченные на ЧМ, можно было использовать намного эффективнее и на благие цели. Например, озаботиться развитием систем здравоохранения и образования. 

Подсчитано, что затраты на создание инфраструктуры ЧМ-2010 равны 10-летним инвестициям в строительство муниципального жилья, которого в Южной Африке катастрофически не хватает. Граждане ЮАР ждут ответа от чиновников, говорящих о бедности, но мало что делающих для ее искоренения, а при этом с готовностью выделяющих 30 миллиардов рандов на сооружение стадионов и 757 миллиардов - на развитие инфраструктуры. 

В отсутствие четкой программы решения проблем  бездомных правительство решило их просто "спрятать", убрать подальше с глаз иностранных туристов. Города выглядят чище в том числе за счет "зачисток" от бомжей. 

В довершение ко всему южноафриканские потребители  залезают в долги, тратя огромные суммы на атрибутику чемпионата мира и билеты. "Обычно что-то похожее  происходит в период рождественских праздников, когда покупатели ведут себя безответственно, откладывая проблемы на потом, - заявила представитель Debt Busters Таня Вайнер. - Это только усугубляет их положение, так как на суммы долгов повышается процентная ставка плюс страдает кредитная история клиентов". 
 
 

На строительство и реконструкцию десяти стадионов, строительство новой дорожной инфраструктуры и антитеррористическую подготовку ЮАР потратила почти 4 миллиарда долларов. Прямую прибыль от этих инвестиций – несколько сотен тысяч долларов - стране принесет лишь аренда стадионов. Конечно, дополнительные доходы стране обеспечит приток туристов. На хорошие заработки может рассчитывать гостиничный бизнес, сфера услуг и торговля. Однако пока сложно сказать, о каких суммах здесь может идти речь. 

Из этой суммы около 1,2 миллиарда долларов ФИФА затратила на организацию турнира. Еще около миллиарда долларов будет потрачено на финансовую помощь национальным ассоциациям и другие проекты 

Чемпионат мира по футболу обошелся ЮАР в  €3,5 млрд. Об этом на встрече с журналистами заявил министр финансов страны Правин Гордон, передает «Советский спорт». 

«На организацию  чемпионата мира правительство потратило 33,6 млрд южноафриканских рандов (€3,5 млрд). Сумма может возрасти, поскольку турнир еще не закончился, возможно, потребуются новые вложения. К тому же здесь учитываются только суммы, выделенные из государственной казны. Не учтены траты из городских бюджетов, а также расходы частного сектора», — сообщил он.

Расходы 

Самой большой статьей расходов прогнозируемо  оказались 10 стадионов. На их строительство и модернизацию правительство ЮАР потратило около €1,2 млрд — в среднем на каждый по €120 млн. 

Второй  по величине статьей расходов стал железнодорожный транспорт (€1,16 млрд), которым в ЮАР во время чемпионата мира практически никто не пользовался, так как он считается самым небезопасным способом передвижения. 

Строительством  тренировочных баз и полей  занимались городские власти, а строительством отелей — частные предприниматели. Поэтому в отчет правительства  эти расходы не вошли.

Доходы 

Доходы  правительства от проведения ЧМ можно  условно разделить на прямые и  косвенные. Прямые — это деньги, полученные с гостей страны во время  турнира (налоги с оплаты гостиниц, ресторанов и трат в магазинах). 

«Сначала  мы говорили о 300 тыс. туристов, потом о 250, однако сейчас мы близки к 500 тыс. гостей. Только в июне приехало около 200 тыс.», — цитирует министра южноафриканское издание Times Live. 

Информация о работе Альтернативные источники