Земская реформа 1864 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Исходя из общей цели, были выделены конкретные задачи, на основании которых строится содержание работы. К ним относятся:
1) определение предпосылок реформы (при выделении состояния местного хозяйства и управления в 40–60-е гг. XIX в., анализе роли революционной ситуации и отмены крепостного права);
2) анализ содержания Земской реформы 1864 г., что заключается в характеристики основных положений реформы и оценки её современниками;
3) определение исторической значимости реформы для России.

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки Земской реформы 6
2. Основные положения и особенности реформы 11
3. Историческое значение Земской реформы 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Земская реформа.docx

— 48.99 Кб (Скачать)

     Особенно  хотелось бы сказать о земской  статистике, благодаря которой впервые  было проведено детальное обследование русской деревни, охватившее 4,5 млн. крестьянских дворов. Земские статистики применяли новейшие достижения статистической науки, а их обследования имели большое значение не только в прикладное. Но и научное значение. Российская земская статистика считалась лучшей в мире по богатству, точности и ценности собранных ею сведений. 7

     Деятельность  земских учреждений в России не ограничивалась только культурно-хозяйственными вопросами. Они стремились играть роль и в  политической жизни страны. По своей  природе новые органы местного всесословного  самоуправления неизбежно тяготели к центральному самоуправлению, к  парламентским формам государственного устройства. Поэтому в рамках земства  в России возникло в пореформенный  период оппозиционное самодержавию политическое течение, получившее в  исторической литературе название земского либерального движения. Американский журналист Джордж Кеннан, несколько  раз посетивший Россию, посвятил русским  либералам специальный очерк, в  котором, в частности, писал: «Единственный  базис, на который они могли опереться, был тот, который давался самим  учреждением земств, так как они, будучи членами законом утвержденной корпорации, были призваны правительством в качестве уполномоченных от населения»8. И действительно, русские либералы верили, что за упорядочением местного самоуправления и весь государственный строй подвергнется преобразованию и правительство призовет земских представителей на более важные посты в области правительственной деятельности.

     История земского либерализма – это составная часть истории российского либерализма. Стоит сосредоточить внимание на первом выступлении земства на политической арене, которое относится к концу 1870-х годов. Именно в этот период наметились основные пункты политической программы земского либерализма: расширение сферы деятельности земства посредством передачи ему административно-политических функций на местах и распространения принципов самоуправления на верхние этажи государственного устройства России, а также обеспечение элементарных гражданских свобод – личности, слова, печати, собраний и т.д.

     Таким образом, земства. Хотя и ограниченные в правах, показали свою жизнеспособность, приспособленность к местным  условиям и требованиям жизни. Вопреки  законодательным запретам земства  превратились в очаги общественной деятельности либерального дворянства. Возникновение в 70–80-х годах 19 века земского либерально – оппозиционного движения, с которым было вынуждено считаться правительство, стало важным фактором общественно-политической жизни страны. 9 
 

 

      Заключение 

     В первой половине XIX века сформировались социально-политические предпосылки  для буржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства.

     Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем  оставался помещик, сосредоточивший  в своих руках экономическую, политическую и административно-судебную власть над своими крестьянами.

     Дореформенная система местного самоуправления отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладал принцип бюрократизма и централизма, не учитывающий нужд местного населения.

     Проведение  крестьянской реформы потребовало  неотложной перестройки системы местного управления. Главная цель правительства была сосредоточить как можно больше полномочий в руках дворян-помещиков.

     Данная  земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы.

     В ходе ее реализации не было создано органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств.

     Реформа не создала также и низшего  звена, которое могло бы замкнуть систему земских учреждений –  волостного земства. Попытки многих земских собраний на своих первых сессиях поставить этот вопрос были пресечены правительством. Не решившись  сделать земства исключительно  дворянским учреждением, правительство  законодательным путем все же внедрило в руководство земств представителей этого сословия: председателями земских  собраний стали предводители губернского и уездного дворянства.

     Отсутствие  достаточных материальных средств и собственного исполнительного аппарата усиливало зависимость земств от правительственных органов.

     Все же земствам удалось внести значительный вклад в развитие местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы  здравоохранения и народного  просвещения.

     Земства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители  либерального и демократического общественных направлений. В этом плане земскую  реформу можно оценивать как  буржуазную по своему характеру.

     Реформы, проведённые Александром II, были серьёзным  политическим шагом, позволившим значительно  ускорить темпы экономического развития России и сделать первые шаги по пути демократизации политической жизни общества. Однако эти решения были половинчатыми как по объективным причинам (невозможность мгновенного внедрения развитых капиталистических форм в экономику и политику), так и по субъективным (боязнь ослабления самодержавной власти).

     Буржуазные  реформы 60–70-х годов не могли быть решительными и последовательными потому, что господствующим классом было феодальное дворянство, мало заинтересованное в буржуазных преобразованиях и своей замене. 
 

 

      Список использованной литературы 

  1. История России 19-начала 20 века: Учебник / Под ред. В.А. Федорова. – М., Академия, 2004.
  2. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебник – М., Университет, 2005
  3. Георгиев В.А. История России 19 – начала 20 века. – М., Академия, 2004.
  4. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель: Жизнь и деяния Александра 2. – М., Владос, 1994.
  5. Постовой Н.В. Муниципальное право России. – М., Новый Юрист, 1998.
  6. Корнилов А.А. Курс истории России 19 века. – М., Высшая школа, 1993.
  7. Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы, культура. – М., НИКА, 1996.
  8. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учебное пособие. – М., Инфра-М, 1999.
  9. Великие реформы в России 1856–1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой – М., МГУ, 1994.
  10. Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 года. М., Изд-во МГУ, 1957.
  11. Герасименко Г.А. Земское управление в России. М., Наука, 1990.
  12. Татищев С.С. Император Александр II: Его жизнь и царствование. М., Алгоритм, 1996.
  13. Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х годов XIX в./ Под ред. Р. Ганелина. Л., Наука, 1978.
  14. Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. – М., Книга Б.Г., 1989.
  15. Яковлев А.И. Александр II и его эпоха. – М., Знание, 1992.

Информация о работе Земская реформа 1864 года