Защита прав граждан в административно-процессуальном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Защита прав человека и гражданина - глобальная задача. Она решается в планетарном и национальном масштабах. Каждое государство, исходя из принципов и норм Всеобщей декларации прав человека, создает механизм защиты прав человека и гражданина, устанавливает нормативные требования к ее осуществлению. В Конституции Российской Федерации закреплен не только приоритет прав человека и гражданина, но и гарантируется их защита, которая возлагается преимущественно на государство и его органы (ст. 2).

Работа содержит 1 файл

преддипломная курсовая работа.docx

— 106.58 Кб (Скачать)

3. Вневедомственном (специализированным контрольным органом). Создание специализированного вневедомственного внесудебного административно-юрисдикционного органа по рассмотрению административных дел и споров.

4. Судебном (органами судебной власти). Рассмотрение административно-юрисдикционных дел в порядке административного судопроизводства.9

5.О РАБОТЕ АППАРАТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

19 января 1999 года в Саратове произошло значимое для общественно-политической жизни области событие. Депутаты Саратовской областной Думы выбрали первого в истории области Уполномоченного по правам человека. Им стал известный юрист, доцент Саратовской академии права (бывш. Саратовский юридический институт им. Курского), председатель областной комиссии по правам человека Александр Соломонович Ландо.

Примечательно, что Саратовская область стала одним из первых субъектов Российской Федерации, на территории которой был создан государственный региональный институт защиты прав человека. Но возник он не на пустом месте. Ещё в 1996 году в Саратовской области, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 864 была создана областная комиссия по правам человека, которая органично вписалась в систему государственных и общественных институтов Саратовской области по контролю, охране и защите прав граждан.

Важным принципом, заложенным в деятельность областной комиссии при ее формировании, являлся принцип независимости. Комиссия создавалась именно как самостоятельная структура, а члены комиссии, по представлению Губернатора Саратовской области, персонально утверждались областной Думой. Это существенно отличало Саратовскую областную комиссию по правам человека от аналогичных комиссий других регионов, которые создавались при главах субъектов РФ, при различного рода министерствах или комитетах, а члены комиссии назначались соответствующими должностными лицами.

Деятельность Уполномоченного, как следовало из областного закона10, дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечёт пересмотра компетенции тех органов, которые в соответствии с законодательством обеспечивают защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Особенность статуса Уполномоченного заключается в том, что он избирается законодательным органом области, но не зависим в своей деятельности по защите прав граждан. Должность Уполномоченного входит в сводный перечень высших государственных должностей в Саратовской области, что даёт возможность Уполномоченному участвовать в принятии общественно значимых решений органами власти области.

Уже первые дни работы института Уполномоченного показали, что он обладает тем достоинством, что граждане не испытывают формальных трудностей при осуществлении контакта с ним, как это имеет место с другими должностными лицами, особенно правоохранительных и судебных органов.

Уполномоченный, не имея властных полномочий, способствует защите нарушенных прав граждан и их восстановлению посредством убеждения, побуждения соответствующих государственных органов и должностных лиц к соблюдению прав граждан.

Деятельность Уполномоченного включает в себя содействие в восстановлении нарушенных прав, совершенствование законодательства о правах человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие сотрудничестве в сфере прав человека, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

За годы с момента создания институт Уполномоченного по правам человека в Саратовской области стал центром правозащитного движения на территории области, связующим звеном между органами власти и гражданским обществом.(см. фото)

Полномочия первого уполномоченного по правам человека в Саратовской области А.С. Ландо истекли в 19 январе 2004 года. Через десять дней состоялись выборы нового уполномоченного по правам человека в Саратовской области.

На эту должность депутаты областной Думы избрали начальника отдела областной прокуратуры Нину Федоровну Лукашову.

28 января 2009 года Нину Фёдоровну Лукашову назначили на должность Уполномоченного по правам человека в Саратовской области на второй срок.

5.1 Доклад Уполномоченного по правам человека Саратовской области за 2010 год

За прошедший 2010 год к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области поступило 4 598 обращений граждан (в 2009 году – 4 458), из них письменно поступило 2 995 обращений, устно – 1 603.

Практически не изменилась по сравнению с 2009 годом тематика обращений жителей области к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области. Наибольшее число жалоб и заявлений по-прежнему поступало по вопросам жилищного законодательства и жилищно-коммунального хозяйства, в 2010 году их число еще более возросло – до        1 565 или 34 % от общего количества (в 2009 году – 1 354 или 30 %). Особые нарекания у жителей области вызывала работа управляющих организаций, в том числе по содержанию и ремонту жилья, начислению необоснованных корректировок, повышению тарифов; оказание некачественных коммунальных услуг, а также вопросы непредоставления жилья и отказа в улучшении жилищных условий и т.д.

Большую группу составляют обращения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Указанная категория граждан обращалась к Уполномоченному в связи с несогласием с вынесенным в отношении них приговором, по вопросам пребывания в исправительных учреждениях, амнистии и помилования, получения медицинской помощи, социальной реабилитации после отбытия наказания и многим другим. Всего в 2010 году в адрес Уполномоченного обратились 794 осужденных (в 2009 – 798).

На уровне 2009 года осталось количество обращений по вопросам здравоохранения. Так, с жалобами на качество медицинской помощи, неудовлетворительное лекарственное обеспечение, необоснованное предоставление платных услуг, работу МСЭ к Уполномоченному обратилось 97 граждан (в 2009 – 99). По вопросам социального обеспечения поступило 376 заявлений (в 2009 – 463). Практически не изменилось количество обращений граждан по вопросам неисполнения судебных решений и работы судебных приставов-исполнителей (в 2009 – 64, в 2010 – 69), а также деятельности Федеральной миграционной службы по оказанию гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства государственных услуг в сфере миграции (2009 – 210, 2010 – 186).

В адрес Уполномоченного продолжали поступать обращения граждан в интересах несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи. Ими затрагивались вопросы образования и обучения в образовательных учреждениях, здравоохранения, питания, обеспечения жильем и т.д. Количество таких обращений в 2010 году составило 157 (в 2009 – 231).

С жалобами на нарушения прав граждан правоохранительными органами в аппарат Уполномоченного по правам человека в Саратовской области, поступило        212 обращений, из них: 144 жалобы на органы внутренних дел, 9 – на ГИБДД, 11 – на работу изоляторов временного содержания ОВД и спецприемников; 13 – на УФСКН; 35 – на сотрудников прокуратуры и СУ СК при прокуратуре РФ (в 2009 – 246).

В течение 2010 года наметилось улучшение положения в экономике региона после экономического кризиса, что в свою очередь улучшило и ситуацию с соблюдением трудового законодательства на предприятиях и в организациях области. Сократилось количество обращений граждан к Уполномоченному по вопросам защиты их трудовых прав (невыплата заработной платы, сокращение численности штата и т.п.) (в 2009 – 224, в 2010 – 198).

Большую группу заявителей, обращавшихся к Уполномоченному по правам человека в Саратовской области, интересовали вопросы гражданского законодательства (защита прав потребителей, обжалование судебных решений по гражданским делам, разрешение споров между гражданами, изменение действующего законодательства и т.д.). Таких обращений в его адрес поступило 467.

Активную помощь жителям муниципальных районов области оказывали общественные помощники Уполномоченного. В 2010 году к общественным помощникам Уполномоченного обратился 1 391 гражданин (в 2009 году – 1 382). Большой вклад в деятельность по защите и восстановлению прав жителей Саратовской области внесли общественные помощники в Александрово-Гайском, Балаковском, Вольском, Воскресенском, Екатериновском, Ершовском, Краснокутском, Краснопартизанском, Лысогорском, Марксовском, Ртищевском, Самойловском, Энгельсском и других районах области.

Согласно отчетам, представленным общественными помощниками Уполномоченного, жители муниципальных районов области чаще всего обращались к ним по вопросам ЖКХ и предоставления жилья, в том числе временного (Балаковский, Вольский, Заводской район г. Саратова, Озинский, Самойловский районы), оказания материальной помощи (Балашовский, Екатериновский районы), задержки заработной платы, трудоустройства (Александрово-Гайский, Балаковский, Краснопартизанский, Марксовский районы), социальной поддержки (Балаковский, Ивантеевский, Энгельсский районы), медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения (Александрово-Гайский, Базарно-Карабулакский, Ивантеевский районы) и другим.11

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами – важное  средство осуществления и охраны прав личности, расширения связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимой при решении текущих и перспективных вопросов государственной политики, социального и хозяйственного направления, это своеобразный индикатор состояния общественного мнения граждан.

Являясь одной из форм участия трудящихся в управлении, обращения граждан должны способствовать усилению контроля народа за деятельностью государственной и других органов, в борьбе с волокитой, бюрократизмом, неправомерными действиями и другими недостатками в их работе. В последнее время совершенствуется деятельность государственных, общественных органов, должностных лиц и органов местного самоуправления в работе по улучшению приема населения, своевременному и правильному рассмотрению предложений, заявлений, жалоб граждан и, наконец, выявлению и устранению причин, вызывающих жалобы.  Однако количество откликов на происходящие в стране политические и экономические  события неуклонно растет, увеличивается и поступление коллективных обращений, все чаще граждане предъявляют свои требования в форме акции, забастовки, митинга, голодовки и т. д. На это все нельзя закрывать глаза и в первую очередь высшим органам государственной власти. В тех случаях, когда государственные органы, компетентные рассматривать жалобы и обращения граждан не желают выполнять свою работу и делают простые отписки, на помощь всегда приходит адвокат, помогающий отстоять права граждан в суде.

На данном этапе развития общества и государства, я считаю, просто необходимым условием деятельность адвокатуры, способной бороться с существующим беспределом в стране.

Непринятие мер органами государственной и муниципальной власти, не реагирование на все происходящее сегодня, может привести к социальному взрыву.… Ведь все чаще в выступлениях граждан звучат политические требования: смена курса реформ, смена правительства, отставка Президента и т. д. 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Законодательные материалы

1.Конвенция о защите  прав человека и основных свобод  от 5 мая 1998 года "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2.

2.Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном  голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками). Российская газета. Федеральный выпуск №4831 от 21 января 2009 г.

3.Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция). – М.:Норма, 2011.

4.Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)(действующая редакция). – М.: Норма, 2011.

5. ФКЗ от 28.04.1995 N1-ФКЗ «О арбитражных судах в Российской Федерации». "Российская газета" от 16 мая 1995 г. N93.

6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изменениями и дополнениями). Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.

7. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года. Российская газета -  Федеральный выпуск №4061.

8. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» "Собрание законодательства РФ", 03.03.97, N 9.

9. Рекомендации Rec (2001)9 Комитета министров Совета Европы государствам-членам об альтернативах судебному разбирательству между административными органами и частными сторонами от 05.09.2001.

10. Закон Саратовской области  "Об Уполномоченном по правам  человека в Саратовской области" от 12.10.98 г. №50-ЗСО

Теоретический материал

1.Н.Ф. Лукашова. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Саратовской области в 2010 году.

2.А.П. Шергин. Процессуальная  составляющая правового регулирования административной ответственности. Журнал «Юридический мир», 2010.

3.А.А.Тюрина. Функция защиты в административно-юрисдикционном процессе. «Российский юридический журнал», 2011.

4. В.И. Мельникова. Актуальные  проблемы реализации прав граждан  при рассмотрении органами исполнительной  власти дел об административных правонарушениях., "Журнал российского права", N 10, октябрь 2005 г.

5. С.Д. Князев. Конституция Российской Федерации и современное российское административное право. "Журнал российского права", N 10, октябрь 2001 г.

Информация о работе Защита прав граждан в административно-процессуальном праве