Виды мер административного принуждения. Их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и особенности административного принуждения 4
2. Виды мер административного принуждения. Их классификация 7
Заключение 12
Задача 13
Список использованных источников 15

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

     Административное  принуждение является особой, самостоятельной  разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.

       Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в  установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения.

 

1. Понятие и особенности  административного  принуждения

     Административное  принуждение - это метод психического или физического воздействия  на сознание, поведение людей, применяемый  в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений.

     Административное  правонарушение (проступок) - негативное социально-правовое явление, поскольку  наносит вред охраняемым нормам административного  права общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов. Поэтому целью применения мер административного принуждения является защита охраняемых правом общественных отношений.

     Меры  административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, что административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями. Д.Н. Бахрах отмечает, что всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата. [4, c.145]

     Административное  принуждение применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе". Он указывает, что как и вообще все средства государственного принуждения, административные меры применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с наличием особого основания - административного проступка. Поскольку проступки менее вредны, чем преступления той меры административного принуждения, в общем, менее суровы, чем уголовное наказание.

     Севрюгин  В.Е. отмечает, что административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), судами (мировыми судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителям в связи с неисполнением правовых предписаний. Административное принуждение имеет свои индивидуальные особенности. Севрюгин В.Е. выделяет следующие характерные черты административного принуждения:

     1. Основанием применения мер административного принуждения является административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной опасности.

     2. Меры административного принуждения  применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью.

     3. Субъект административной власти  и нарушитель не являются членами  одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.

     4. Административное принуждение осуществляется  органами государственного управления  и только в некоторых специальных  случаях судами (мировыми судьями), но в порядке, установленном нормами административного права.

     5. Являются результатом реализации  государственно-властных полномочий, и состоит в понуждении к  исполнению гражданами и должностными  лицами установленных правовыми  нормами юридических обязанностей.

     6. Применяется для прекращения  противоправных действий, наказания  нарушителей в административном  порядке, обеспечения общественной  безопасности и установленного  правопорядка.

     7. Осуществляется в рамках административно  процессуальных норм.

     8. Способствует профилактике преступлений.

     9. Осуществляется на строго правовой  основе. [5, c.117]

     Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер  пользуются не все, а только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль, и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности.

     Меры  административного принуждения  имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам, не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия.

     Административное  принуждение - широкое понятие, формы  его конкретного выражения очень  разнообразны, что обуславливается  разнообразием задач органов  государственного управления и условий, в которых они действуют.

     Административное  принуждение служит целям обеспечения  государственной дисциплины, законности и правопорядка. 

 

2. Виды мер административного  принуждения. Их  классификация

     Меры  административного принуждения  весьма разнообразны и многочисленны.

     В зависимости от целей и способа  обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправным посягательством  на эти отношения, все меры административного принуждения могут быть разделены на три группы:

     административно-предупредительные;

     административного пресечения (административно-пресекательные);

     административной  ответственности.

     В последнее время выделяют также  меры процессуального обеспечения  производства по делам об административных правонарушениях.

     Административно-предупредительные  меры принудительного характера  применяются, как это видно из их названия, с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной безопасности явлений.  Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, и других чрезвычайных ситуациях, представляющих опасность для жизни и здоровья населения и требующих проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

     Административно-предупредительные  меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

     Таким образом, под мерами административного  предупреждения понимают способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

     Административно-предупредительные  меры, в свою очередь, могут быть классифицированы по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения и т. д.

     Классификация мер по целям применения подразумевает  выделение двух групп мер административного принуждения.

     К первой группе относятся меры, которые  применяются в целях предупреждения угрозы общественной и личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий.

     Ко  второй группе относятся меры предупреждения, которые имеют целью предупредить правонарушение, им присуща четко  выраженная профилактическая направленность. Такими мерами являются: проверка документов, удостоверяющих личность; контрольные и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения и др.

     Фактическим основанием пресечения является правонарушение. Но меры пресечения используются и  для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. Иными словами, меры пресечения используются более широко, чем административная ответственность. Следовательно, круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения, более широкий.

     В отличие от карательных санкций  меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень пресекательных мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим.

     Использование мер пресечения часто связано  с необходимой обороной или крайней  необходимостью исполнительной власти и их представителей. И вполне возможно, что представитель власти вынужден будет воспользоваться не названным прямо в законе средством, например веревкой, топором, а применить меры, которые диктуются экстренной ситуацией.

     Юридическим фактом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия (использует дубинку, оружие и др.). Не следует забывать, что эти действия тоже являются правовыми актами исполнительной власти.

     Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна. Правоведами выработаны и сформулированы различные варианты классификации мер административного пресечения. Например, выделяют меры пресечения, применяемые непосредственно к правонарушителю: имущественного характера; технического характера; санитарно-эпидемиологического характера; финансово-кредитного характера.

     По  мнению Д.Н. Бахраха, исходя из цели и  способа воздействия следует  различать общие, специальные и  процессуальные меры пресечения. [4, c.78]

     Юридическая ответственность - мера государственного принуждения, основанная на осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него отрицательных последствий (личных и имущественных ограничений). Таким образом, юридическая ответственность — это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

     Нормы административного права закрепляют применение разнообразных видов юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной.

     Дисциплинарная  ответственность - это наложение  дисциплинарных взыскании на основе административно-правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Она является составной, но самостоятельной частью дисциплинарного принуждения. Дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступать и за совершение иных правонарушений  и даже порочащих действий.

     Данный вид ответственности состоит в применении карательных санкций -- дисциплинарных взысканий. Право на ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти: она, как правило, реализуется в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива. Основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права, а в отношении большинства работников - комплексом норм трудового и административного права.

     Основные  виды дисциплинарных взысканий, которые могут применяться за нарушения трудовой дисциплины, закреплены в ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Информация о работе Виды мер административного принуждения. Их классификация