Валютный контроль в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Составляющим элементом государственной валютной политики, неразрывно связанным с государственным регулированием валютных операций, является валютный контроль. Валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций.
Система организаций, осуществляющих контроль за правомерностью валютных операций, является двухступенчатой. В нее входят органы валютного контроля и их агенты.

Содержание

Введение. …………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Органы и агенты валютного контроля в России…………………….5
Глава 2 Таможенные органы в системе органов валютного контроля ….….10
Глава3 Взаимодействие органов и агентов валютного контроля
в Российской Федерации………………………………………………………..14
Заключение …………………………………………………………………..…22
Список литературы ……………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

валютн контроль курс-к.docx

— 39.50 Кб (Скачать)
  • полнотой и своевременностью поступления выручки от экспорта товаров;
  • обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
  • эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;
  • законностью операций неторгового характера: перемещением наличной иностранной валюты РФ, внутренних ценных бумаг в документарной форме и валютных ценностей;
  • соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок в пределах своей компетенции.

Функции по осуществлению валютного контроля реализуются:

- в ФТС  РФ – Управлением валютного  контроля;

- в региональном  таможенном управлении – отделом  валютного контроля;

- на таможне  – отделом (отделением) валютного  контроля или отделом валютного  контроля и таможенной стоимости;

- на таможенном  посту – сотрудниками, ответственными  за осуществление соответствующего  этапа таможенного оформления.

При этом вышестоящий таможенный орган полномочен принимать решения по вопросам осуществления  валютного контроля, относящимся  к компетенции нижестоящего таможенного  органа.

Управление  валютного контроля осуществляет общее  методическое руководство и координацию  деятельности таможенных органов по осуществлению валютного контроля, контроль за выполнением таможенными  органами функций агентов валютного  контроля, организацию информационного  обмена (в том числе межведомственного).

Отдел валютного  контроля регионального таможенного  управления организует и координирует деятельность и методологическое руководство  подразделениями валютного контроля нижестоящих таможенных органов  по вопросам валютного контроля, контроля за совершением внешнеторговых бартерных  сделок и исполнения обязательств по ним и контроля за перемещением валюты и валютных ценностей.

Отдел валютного  контроля таможни осуществляет мероприятия  по обеспечению выполнения таможней и участниками ВЭД требований законодательства РФ о валютном регулировании  и валютном контроле, законодательства РФ о государственном регулировании  внешнеторговых бартерных сделок, законодательства РФ об административных правонарушениях, указов и распоряжений Президента РФ, решений Правительства РФ, приказов и распоряжений ФТС РФ, РТУ, таможни  по вопросам валютного контроля.

Основными задачами отделов таможенного оформления и таможенного контроля являются:

- таможенное  оформление товаров при их  ввозе на таможенную территорию  РФ либо вывозе с нее;

- контроль  за операциями по перемещению  юридическими лицами через таможенную  границу валютных ценностей, валюты  РФ, ценных бумаг в валюте РФ.

Отделы  таможенного оформления и таможенного  контроля осуществляют документальный контроль, т.е. проверяют соответствие установленным требованиям документов, необходимых для валютного контроля (внешнеторговый договор, паспорт сделки, ГТД/ТД и др.), и выявляют на этом этапе  нарушения валютного и таможенного  законодательства.

При выявлении  таможенными органами Российской Федерации  в ходе осуществления валютного  контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность  в соответствии с Таможенным кодексом.

Статьей 183 Таможенного кодекса  Таможенного союза (ТК ТС) установлено, что при таможенном декларировании необходимо представлять документ, подтверждающий соблюдение требований в области  валютного контроля - паспорт сделки (ПС). Происходить это должно в  соответствии с валютным законодательством  государств - членов ТС. На территории РФ участники ВЭД при требовании таможенных органов о предоставлении ПС должны руководствоваться Федеральным  законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закон N 173-ФЗ).

Планом мероприятий по оптимизации  процедур в сфере таможенного  администрирования и валютного  контроля, связанных с экспортом  и временным вывозом высокотехнологичной  продукции, одобренным протоколом заседания  правительственной комиссии по проведению административной реформы от 21.04.2010 N 100, предусмотрено внесение изменений в нормативные правовые акты Банка России в части увеличения суммы договора, с которой у резидентов возникает обязанность по оформлению паспорта сделки, до 20 тыс. долларов в эквиваленте; увеличения сроков представления справки о валютных операциях при списании денежных средств с транзитного валютного счета до 15 дней. Оба положения давно заслуживают утверждения на законодательном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Взаимодействие органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации

Согласно изменениям, внесенным  в Федеральный Закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", при обмене информацией Банк России должен осуществлять взаимодействие с Росфиннадзором и координацию взаимодействия уполномоченных банков (как агентов валютного контроля) с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля должны передавать таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Банком России. Исключения составляют случаи, указанные в части 13 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, в которых определено, что уполномоченные банки и Внешэкономбанк передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии документов, заверенные надлежащим образом.

Законом N 173-ФЗ определен перечень документов, связанных с проведением  валютных операций, открытием и ведением счетов, которые агенты валютного  контроля в пределах своей компетенции  имеют право запрашивать и  получать от резидентов и нерезидентов. С 16 февраля 2011 года перечень дополнен требованием о предоставлении не только документов, которые являются основанием для проведения валютных операций, то есть договоров (соглашений, контрактов), но и дополнений и (или) изменений к ним. К документам, оформляемым и выдаваемым кредитными организациями, добавлено требование о предоставлении ведомости банковского  контроля.

Закон N 173-ФЗ установил, что органы и агенты валютного контроля и  их должностные лица обязаны сохранять  в соответствии с законодательством  России коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую известной им при осуществлении их полномочий. По новой редакции Закона N 173-ФЗ к тайнам, которые необходимо сохранять, причислена и налоговая информация. Причем часть 8 статьи 23 Закона N 173-ФЗ дополнена абзацем о том, что представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним органом валютного контроля другому органу валютного контроля, органом валютного контроля агенту валютного контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны.

Уполномоченные банки и Внешэкономбанк по запросам таможенных и налоговых органов должны передавать имеющиеся в их распоряжении копии документов, заверенных надлежащим образом. Они должны запрашиваться исключительно в целях осуществления валютного контроля проводимых резидентами валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом запрос о представлении копий документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства РФ или актов органов валютного регулирования. Кроме того, должны быть указаны соответствующие нормативные правовые акты и известные сведения, достаточные для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информация, необходимая для идентификации резидента. Срок исполнения запроса не может составлять менее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения.

В свою очередь ФТС России должна передавать уполномоченным банкам и  Внешэкономбанку (исключительно по их запросам) информацию о соответствии или несоответствии сведений в представленных резидентами таможенных декларациях  на товары, перемещаемые через границу  РФ, сведениям о совершении таможенных операций по товарам, имеющимся в  распоряжении таможенных органов. Таким  образом, должностным лицам ФТС России необходимо будет производить сравнительный анализ сведений, предоставленных резидентами, с информацией, которой они располагают. Срок исполнения запроса ФТС России не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем его получения.

Представление в уполномоченный орган валютного контроля необходимых для осуществления его функций документов и информации осуществляется Центральным банком Российской Федерации (его территориальными учреждениями), Федеральной налоговой службой (ее территориальными органами), Федеральной таможенной службой (ее территориальными органами), уполномоченными банками (их филиалами), подотчетными Центральному банку Российской Федерации (далее - уполномоченные банки (их филиалы)), государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (ее филиалами), а также не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (далее - участники рынка ценных бумаг).

Представление в территориальные органы уполномоченного органа валютного контроля документов и информации осуществляется непосредственно территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации, территориальными органами Федеральной налоговой службы, территориальными органами Федеральной таможенной службы, уполномоченными банками (их филиалами), филиалами государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", участниками рынка ценных бумаг, расположенными на территории деятельности соответствующего территориального органа уполномоченного органа валютного контроля и (или) передавшими информацию о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации. 

Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба при отсутствии у них запрошенных уполномоченным органом валютного контроля документов и информации запрашивают их в установленном каждым из этих федеральных органов исполнительной власти порядке у своих территориальных органов и представляют в уполномоченный орган валютного контроля с соблюдением сроков, установленных настоящими Правилами.

Территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации, Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы), Федеральная таможенная служба (ее территориальные органы), уполномоченные банки (их филиалы) и филиалы государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" представляют в уполномоченный орган валютного контроля (его территориальный орган) в пределах компетенции имеющиеся в их распоряжении документы и информацию, связанные с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов (далее - документы и информация, связанные с проведением валютных операций), по запросу, при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". 

Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" представляет в уполномоченный орган валютного контроля имеющиеся в ее распоряжении документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, по запросу, при условии, что запрошенные документы входят в перечень документов, предусмотренный частью 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". 

Уполномоченный орган валютного контроля может запросить у Центрального банка Российской Федерации как органа валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, по ранее выданным в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации лицензиям и разрешениям. 

Запрос уполномоченного  органа валютного контроля (его территориального органа) о представлении документов и информации, связанных с проведением  валютных операций, должен содержать  информацию о наличии признаков  нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации или актов  органов валютного регулирования, совершенного резидентом или нерезидентом, с указанием известных уполномоченному  органу валютного контроля (его территориальному органу) сведений о валютной операции резидента или нерезидента, достаточных  для идентификации конкретной валютной операции (нарушения), а также следующую  необходимую для идентификации  резидента или нерезидента информацию:  
в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, юридический и почтовый адреса; в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, и адрес места жительства.  
Запрос направляется в Центральный банк Российской Федерации (его территориальные учреждения), Федеральную налоговую службу (ее территориальные органы), Федеральную таможенную службу (ее территориальные органы), уполномоченные банки (их филиалы), государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (ее филиалы) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. 

Информация о работе Валютный контроль в Российской Федерации