Таможенные органы в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также эта тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

Работа содержит 1 файл

Таможенные органы в Российской Федерации.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     - Таможенно-правовые нормы устанавливаются государством, которые определяют правила поведения, с помощью которых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно-правовых норм составляет комплексную отрасль российского законодательства.

     - источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила в таможенном деле. Таким образом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. К основным элементам системы источников таможенного права России относятся:

     а) внутреннее таможенное законодательство;

     б) международно-правовые договоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов»

     Комплексный характер таможенного законодательства предполагает использование отдельных  норм, содержащихся в источниках других отраслей права - Уголовном кодексе (уголовно наказуемая контрабанда, валютные преступления), Гражданском кодексе (права и обязанности сторон по договору хранения и перевозки при регулировании правоотношений, возникающих в связи с использованием услуг таможенного перевозчика, хранением товара на таможенном складе и складе временного хранения и т.д.), Уголовно-процессуальном и Гражданском процессуальном кодексах и т.д.

     - Основными видами подзаконных актов, регулирующих таможенные отношения, являются:

     1. Указы Президента РФ. Активизация  нормотворческой деятельности главы  государства пришлась на период, предшествовавший принятию ТК. В то время президентские указы выполняли, по существу, роль основных правовых регуляторов таможенных отношений.

     2. Постановления Правительства РФ. Ими обычно регулируются наиболее  важные вопросы таможенной политики  и таможенного права (постановление Правительства РФ от 2 ноября 1993 года "О либерализации внешнеэкономической деятельности", постановление Правительства РФ от 14 апреля 1994 года "Вопросы таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономических связей", постановление от 23 декабря 1993 года "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности", постановление от 10 марта 1994 года "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" и др.). Предписания нормативных актов Правительства РФ по таможенным вопросам лежат в основе издания других нормативных актов в таможенной сфере (приказов ГТК, МЮС и др.). Постановлением Правительства РФ могут утверждаться различные акты (постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 года "Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации").

     Издаваемые  Президентом РФ и Правительством РФ распоряжения по таможенным вопросам, как правило, не содержат норм права и исчерпываются однократным применением.

     3. Подзаконные акты, принимаемые совместно  несколькими государственными органами. Примером может служить Инструкция Банка России и ГТК от 12 октября 1993 года "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров". Другой нормативный акт - "Порядок представления документов для освобождения от уплаты экспортных таможенных пошлин изделий и материалов, поставляемых для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов за рубежом, осуществляемых при техническом содействии Российской Федерации" - утвердили Министерство экономики, Министерство финансов, МВЭС и ГТК.

     4. Нормативные акты ГТК. Согласно  ст. 11 ТК в пределах своей компетенции ГТК издает нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

     В ТК закреплен порядок вступления в силу нормативных актов, издаваемых ГТК (ч. 2 ст. 11). Нормативные акты общего характера вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования, за исключением случаев, когда эти акты устанавливают более льготные правила, чем те, которые действуют, или если акты российского законодательства обязывают ГТК ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.

     - В пределах своей компетенции правовые акты могут издавать таможенные органы на местах. Эти акты обычно носят индивидуальный характер. Однако в отдельных случаях в них могут быть включены локальные правовые нормы (правила пользования таможенным складом, внутренний распорядок таможни и т.д.).

     - Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере развивается по трем основным направлениям:

     1) взаимодействие со странами СНГ;

     2) сотрудничество со странами "дальнего  зарубежья";

     3) сотрудничество в рамках международных  организаций. 

     - Под таможенной территорией понимают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Подобный подход к определению таможенной территории непосредственно указывает на пространственные пределы действия норм таможенного законодательства. TK (ст. 3) при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории: "Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними". В соответствии с TK российская таможенная территория включает в себя находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

     - В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Непосредственное руководство осуществляется ГТК России, являющимся центральным органом исполнительной федеральной власти.

     - Для реализации всего комплекса таможенных мероприятий (взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и т. д.) создаются специальные таможенные органы.

     - Таможенные органы являются правоохранительными (ст. 8 ТК) и военизированными органами (указ Президента РФ "Об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям"). Таможенные органы составляют единую систему, в которую входят:

     - ГТК России;

     - региональные таможенные управления;

     - таможни;

     - таможенные посты.

     - Система должностей в таможенной службе строится по иерархическому признаку, подразделяясь на следующие четыре группы:

     1) младший состав,

     2) средний начальствующий состав,

     3) старший начальствующий состав,

     4) высший начальствующий состав.

     В соответствии с Федеральным законом  РФ «О службе в таможенных органах  Российской Федерации» государственным таможенным служащим могут быть присвоены следующие специальные звания:

     • младшему составу — прапорщик таможенной службы; старший прапорщик таможенной службы;

     • среднему начальствующему составу — младший лейтенант таможенной службы; лейтенант таможенной службы; старший лейтенант таможенной службы; капитан таможенной службы;

     • старшему начальствующему составу — майор таможенной службы; подполковник таможенной службы; полковник таможенной службы;

     • высшему начальствующему составу — генерал-майор таможенной службы; генерал-лейтенант таможенной службы; генерал-полковник таможенной службы; действительный государственный советник таможенной службы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Используемая  литература: 

    1. Основной  закон государства «Конституция РФ» (от 12 декабря 1993г.).
    2. Таможенный Кодекс РФ (1993 г.; раздел №1, глава №1 «Основные положения»).
    3. Таможенный Кодекс РФ (2003 г.; раздел №1, глава №1 «Основные положения»).
    4. Закон РФ «О службе в таможенных органах».
    5. Внесение дополнений в закон РФ «О службе в таможенных органах».
    6. Указ президента РФ «Об утверждении Полномочия о Государственном таможенном Комитете РФ»
    7. Постановление Верховного Совета РФ «О введение в действие Таможенного Кодекса РФ» (от 18 июня 1993 г., № 5223-1).
    8. Постановление Верховного Совета РФ «О повторном рассмотрении ТК РФ», (от 18 июня 1993 г., № 5222-1).
    9. Положение о Государственном таможенном комитете РФ (с изменениями на 16 сентября 1999 г.).
    10. Энциклопедический словарь «Брокгауза и Эфрона».
    11. Энциклопедический справочник «Кирилла и Мефодия».
    12. Энциклопедический справочник «Право» (раздел «Таможенные органы РФ»),  издатель: ООО «Руссобит-Паблишинг», г. Сергиев Посад, 2005г.

Информация о работе Таможенные органы в Российской Федерации