Сущность и способы образования юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Порядок образования и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3

Глава 1. Сущность и способы образования юридических лиц………...5

1.1. Сущность образованию юридических лиц………………………...5

1.2. Способы образования юридических лиц…………………….…….6

Глава 2. Ликвидация и реорганизация юридического лица, согласно действующему законодательству……………………………………10

2.1. Порядок ликвидации юридических лиц…………………………..10

2.2. Реорганизация юридических лиц………………………………….16

Заключение……………………………………………………………....19

Список использованной литературы……………………………………......22

Приложение……………………………………………………...…………...24

Работа содержит 1 файл

это оно.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

. Подобно реорганизации,  она может быть как добровольной, так и принудительной (См.: Приложение 2). 

Добровольный  порядок предполагает, что ликвидация производится по решению учредителей  или органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Примерный  перечень оснований для добровольной ликвидации включает истечение срока, на который создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно создано. Принудительный порядок ликвидации по решению суда применяется при осуществлении юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов, признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании неустранимыми нарушениями законодательства. Общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные или иные фонды могут быть ликвидированы в таком же порядке при систематической деятельности, противоречащей уставным целям. Перечень оснований для принудительной ликвидации, содержащийся в п. 2 ст. 61 ГК РФ, не является исчерпывающим, так как некоторые виды юридических лиц подлежат ликвидации и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом. Например, уменьшение стоимости чистых активов хозяйственного общества ниже определенного законом минимального размера уставного капитала приводит к его ликвидации. 

Решение о ликвидации юридического лица выносится судом  по иску государственного органа или  управомоченного органа местного самоуправления. 

Начало ликвидации связано с тем, что учредители юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, обязаны незамедлительно известить об этом регистрирующий орган. В единый государственный реестр вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Открытость реестра позволяет использовать эту информацию как кредиторам, так и иным участникам предпринимательской деятельности. 

Учредители (участники) юридического лица, его уполномоченный орган или суд назначают по согласованию с регистрирующим органом ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. К комиссии с момента ее назначения переходят все полномочия по управлению делами юридического лица. От его имени она выступает и в суде (п. 3 ст. 62 ГК РФ). 

Процедура ликвидации, установленная ст. 63 ГК РФ, состоит из пяти этапов, на каждом из которых перед ликвидационной комиссией (ликвидатором) ставятся определенные задачи11 Гражданское право. Часть 1. Учебник. / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М.: “ПРОСПЕКТ”, 1998. С. 134 (См.: Приложение 3). 

1. Комиссия помещает  в органах печати объявление  о ликвидации юридического лица, порядке и сроках предъявления  его кредиторами своих требований. Срок по заявлению таких требований  не может быть менее двух  месяцев с момента публикации. Комиссия влияет кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации, определяет должников и принимает меры к получению дебиторской задолженности, в том числе путем предъявления исков в суд. 

2. Когда срок  для предъявления кредиторами  своих требований истек, комиссия составляет промежуточный баланс, в котором содержатся данные о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения. 

Промежуточный баланс согласовывается ликвидационной комиссией с регистрирующим органом, а затем направляется на утверждение участникам (учредителям) юридического лица или органу, принявшему решение о ликвидации. Утвержденный баланс -- основание для фактической выплаты денежных сумм кредиторам по признанным ликвидационной комиссией требованиям. 

3. При недостаточности  денежных средств для удовлетворения  требований кредиторов ликвидационная  комиссия продает имущество юридического  лица с публичных торгов в  порядке, установленном для исполнения судебных решений. Правило обязательной продажи имущества должника, не обладающего достаточными денежными средствами для расчетов с кредиторами, распространяется на все ликвидируемые юридические лица, кроме учреждений и федеральных казенных предприятий. 

4. Ликвидационная комиссия производит выплаты по признанным требованиям на основании промежуточного баланса, начиная со дня его утверждения. Очередность выплат установлена ст. 64 ГК РФ. 

В первую очередь  удовлетворяются требования граждан, перед которыми юридическое лицо отвечает за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей11 Гайдук Э.Г. Прекращение деятельности юридического лица: основания и последствия // Журнал российского права, 2002. -№ 8. С. 23  

. 

Во вторую очередь  производятся расчеты по выходным пособиям, оплате труда лиц, работающих по трудовому  договору, и выплате вознаграждений по авторским договорам. 

В третью очередь  удовлетворяются требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. 

В четвертую  очередь погашается задолженность  по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. 

В пятую очередь  производятся расчеты со всеми остальными кредиторами. 

Требования каждой очереди удовлетворяются только после полного расчета с предыдущей. 

Выплата денежных сумм кредитором 1 -- 4 очередей производится со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а пятой -- по истечении месяца с этой даты. В случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора либо уклонения от их принятия последний вправе обратиться с иском к ликвидационной комиссии в суд, который может удовлетворить требования за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. 

При недостаточности  имущества оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. 

В случае ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами этих учреждений. 

5. После завершения  расчетов с кредиторами ликвидационная  комиссия составляет окончательный  баланс, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица  или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. 

Имущество, оставшееся после удовлетворения всех требований кредиторов, должно быть передано его  учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или  обязательственное право в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или учредительными документами (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Так, ликвидация государственных и муниципальных предприятий и учреждений, федеральных казенных предприятий приводит к передаче имущества соответствующему публично-правовому образованию. Имущество общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, направляется на цели, указанные в уставе. 

Утверждение ликвидационного  баланса является основанием для  внесения соответствующей записи в  единый государственный реестр юридических  лиц. С этого момента ликвидация считается завершенной, а юридическое  лицо -- прекратившим свое существование (п. 8 ст 63 ГК РФ). 

Особенности ликвидации юридического лица при его несостоятельности (банкротстве) определены ст. 65 ГК РФ и  Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 11 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 43 ст. 4190. 

Несостоятельными  могут быть признаны по решению суда коммерческие организации, за исключением казенных предприятий, потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды. Те же организации могут совместно с кредиторами объявить о своем банкротстве и о добровольной ликвидации. 

Банкротство (несостоятельность) в ст. 2. Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается неспособным совершить указанные действия, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, если иное не установлено законом. 

К должнику -- юридическому лицу могут быть применены следующие процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Под наблюдением следует понимать процедуру банкротства, применяемую с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Внешнее управление (судебная санация) -- процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему. Конкурсное производство -- процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. И, наконец, на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение, которое подлежит утверждению арбитражным судом. Для отдельных категорий должников--юридических лиц установлены особенности банкротства (градообразующие организации, сельскохозяйственные организации, кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг)11 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. / Под ред. проф. Абовой Т.Е. и Кабалкина А.Ю. - М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2003. С. 82 

. 

Несостоятельное юридическое лицо следует считать  ликвидированным с момента исключения его из единого государственного реестра по определению о завершении конкурсного производства, вынесенному арбитражным судом, или по представлению собрания кредиторов о ликвидации юридического лица. 

2.2. Реорганизация  юридических лиц 

Реорганизация представляет собой способ прекращения  юридических лиц с переходом  прав и обязанностей в порядке  правопреемства (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации). Существует пять форм реорганизации (ст. 57, 58 ГК РФ)11 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (часть первая) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., №32, ст. 3301 (См.: Приложение 4): 

1) слияние нескольких  юридических лиц в одно новое; 

2) присоединение  юридического лица к другому; 

3) разделение  юридического лица на два или  более новых; 

4) выделение  из юридического лица новых юридических лиц; 

5) преобразование  юридического лица одной организационно-правовой  формы в другую. 

По общему правилу, юридическое лицо реорганизуется добровольно, т. е. по решению его учредителей  либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Однако возможна реорганизация и в принудительном порядке по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, когда организации занимают доминирующее положение на рынке и совершают два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе обязать их принудительно разделиться или выделить из своего состава одну либо несколько организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. 

Решением уполномоченного государственного органа определяется срок такой реорганизации. Если учредители юридического лица, назначенный ими орган или орган, уполномоченный на реорганизацию учредительными документами, не осуществят ее в указанный срок, суд (по иску указанного государственного органа) назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию. Внешний управляющий составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, возникающих в результате реорганизации. Эти документы становятся, после утверждения судом, основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. 

Информация о работе Сущность и способы образования юридических лиц