Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:01, курсовая работа
Порядок образования и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо
Введение…………………………………………………………………....3
Глава 1. Сущность и способы образования юридических лиц………...5
1.1. Сущность образованию юридических лиц………………………...5
1.2. Способы образования юридических лиц…………………….…….6
Глава 2. Ликвидация и реорганизация юридического лица, согласно действующему законодательству……………………………………10
2.1. Порядок ликвидации юридических лиц…………………………..10
2.2. Реорганизация юридических лиц………………………………….16
Заключение……………………………………………………………....19
Список использованной литературы……………………………………......22
Приложение……………………………………………………...…………...24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность
и способы образования
1.1. Сущность
образованию юридических лиц………
1.2. Способы образования
юридических лиц…………………….…….6
Глава 2. Ликвидация
и реорганизация юридического лица,
согласно действующему законодательству……………………………………
2.1. Порядок ликвидации
юридических лиц…………………………..10
2.2. Реорганизация
юридических лиц………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………......
Приложение……………………………………………………
Введение
Порядок образования
и прекращения деятельности юридического
лица заслуживает особого
При образовании
юридического лица обязательным условиям
является его государственная
Статья 2 ГК РФ называет
условие о регистрации в
В зависимости
от наличия правопреемства различают
такие виды прекращения юридических
лиц, как реорганизация и
Реорганизация
- это прекращение деятельности юридического
лица, сопровождающееся общим правопреемством
(сингулярное правопреемство при реорганизации
невозможно). В результате реорганизации
возникают одно либо несколько новых юридических
лиц, являющихся обязанными по отношениям,
в которых участвовало прекратившее существование
юридическое лицо.
Ликвидация представляет
собой прекращение деятельности юридического
лица без правопреемства, т.е. прекращение
как самого юридического лица, так и его
прав и обязанностей.
Таким образом,
цель данной работы проанализировать
порядок образования и
Данная цель
реализуется посредством
- охарактеризовать
сущность и способы
- раскрыть ликвидацию
и реорганизацию юридического лица,
согласно действующему законодательству;
Предметом данного
исследования выступает гражданское
законодательство, регулирующее особенности
порядка образования и
Изучение данной
темы основано на использование частно-научных
методов исследования: логический,
сравнительно-правовой, статистический,
исторический, конкретно-социологический
и другие.
Теоретической
основой настоящей работы являются труды
специалистов в области гражданского
права: А.П. Сергеева, М.И. Брагинского,
Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина и многих других.
Нормативную базу
данной работы составляет Гражданский
кодекс РФ, ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц» и другие нормативные
акты.
Структура работы
определяется целью и задачами исследования
и в соответствии с этим состоит
из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Сущность
и способы образования юридических
лиц
1.1. Сущность
образованию юридических лиц
Инициатива создания
юридических лиц может
В соответствии
со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо регистрируется
в органах юстиции в порядке,
определяемом законом о регистрации
юридических лиц. Данные государственной
регистрации, в том числе (для коммерческих
организаций) фирменное наименование,
включаются в единый государственный
реестр юридических лиц, открытый для
всеобщего ознакомления. Организация,
не прошедшая государственную регистрацию,
считается несозданной.
Порядок государственной
регистрации устанавливается
1.2. Способы образования
юридических лиц
Исторически сложились
три основных порядка (способа) образования
юридического лица: распорядительный,
разрешительный и нормативно-явочный
(См.: Приложении 1).
Распорядительный
порядок характеризуется тем, что
юридическое лицо возникает на основе
одного лишь распоряжения учредителя,
а специальной государственной
регистрации организации не требуется.
Именно в таком порядке в СССР возникало
подавляющее большинство государственных
предприятий и учреждений. Главенствующая
роль государства в системе плановой экономики,
его доминирование над гражданским обществом
позволяли обойтись без особой процедуры
государственной регистрации создаваемого
юридического лица. В стра-нах рыночной
экономики место распорядительного порядка
заступает, как правило, явочный порядок
образования юридических лиц. Для него
также характерно отсутствие специальной
государственной регистра-ции организаций,
которые создаются в силу самого факта
волеизъяв-ления учредителей, выражения
ими намерения действовать в качестве
юридического лица11 Гражданское право.
Часть 1. Учебник. / Под ред. А.П.Сергеева,
Ю.К.Толстого. М.: “ПРОСПЕКТ”, 1998. С 131-132.
Статья 51 ГК не предусматривает
никаких исключений из общего правила
о необходимости
Разрешительный
порядок образования
При нормативно-явочном
порядке для образования
.
Правовой основой
деятельности любого юридического лица
наряду с законодательством являются
его учредительные документы. Именно
в них учредители конкретизируют общие
нормы права применительно к своим интересам.
Состав учредительных
документов для разных видов юридических
лиц различен. Так, общества с ограниченной
или дополнительной ответственностью,
ассоциации и союзы действуют на основе
учреди-тельного договора и устава. Правовой
базой деятельности хозяйствен-ных товариществ
(полных и на вере) является учредительный
договор. Для остальных юридических лиц
единственным учредительным доку-ментом
считается их устав.
Учредительный
договор--это консенсуальный гражданско-право-вой
договор, регулирующий отношения между
учредителями в процессе создания и
деятельности юридического лица. Его
можно рассматривать как
Устав в отличие
от учредительного договора не заключается,
а утверждается учредителями. Однако это
отличие не носит принципи-ального характера
и связано лишь с различной процедурой
принятия документа. Устав, как правило,
подписывают не все учредители, а специально
уполномоченные ими лица (например, председатель
и секретарь общего собрания учредителей).
Как и учредительный дого-вор, устав можно
рассматривать в качестве локального
нормативного акта, определяющего правовое
положение юридического лица и регу-лирующего
отношения между участниками и самим юридическим
лицом. Устав вступает в силу с момента
регистрации самого юридиче-ского лица.
Ряд некоммерческих организаций может
действовать также на основе общего положения
об организациях данного вида или общего
устава общественного объединения.
Федеральным законом
о государственной регистрации
субъектов предпринимательской
деятельности установлен перечень необходимых
документов (заявление о регистрации;
устав, утвержденный учредителями; решение
о создании или договор учредителей;
документы, подтверждающие оплату не менее
50 процентов уставного капитала; свидетельство
об уплате государственной пошлины). Размер
уставного капитала (фонда) зависит от
конкретной организационно-правовой формы
юридических лиц.
Состав документов,
представляемых для государственной регистрации,
определяется Федеральным законом "О
государственной регистрации юридических
лиц" и различается в зависимости от
того, идет ли речь о создании юридического
лица, создании юридического лица путем
реорганизации, ликвидации юридического
лица или об изменениях, вносимых в учредительные
документы юридического лица. Регистрирующий
орган не вправе требовать предоставления
документов, не предусмотренных законом.
Нарушение установленного
законом порядка образования
или несоответствие его учредительных
документов закону влечет отказ в государственной
регистрации. Отказ по другим мотивам,
в том числе нецелесообразности создания
юридического лица, не допускается11 Постатейный
научно-практический комментарий части
первой Гражданского кодекса Российской
Федерации. - М.: Агентство (ЗАО) "Библиотечка
РГ", 2001. С. 172-173
.
Отказ, а также
уклонение от регистрации обжалуется
в арбитражный суд с учетом
правил о подсудности споров.
За государственную
регистрацию уплачивается государственная
пошлина в соответствии с законодательством
о налогах и сборах.
Государственная
регистрация является завершающим
этапом создания юридического лица, с
которым закон связывает
Глава 2. Ликвидация
и реорганизация юридического лица,
согласно действующему законодательству
2.1. Порядок ликвидации
юридических лиц
Ликвидация -- это
способ прекращения юридических
лиц без перехода прав и обязанностей
в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК
РФ)11 Гайдук Э.Г. Прекращение деятельности
юридического лица: основания и последствия
// Журнал российского права, 2002. -№ 8. - С.
21
Информация о работе Сущность и способы образования юридических лиц