Судебная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 00:35, реферат

Описание работы

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ 6
1.1. Конституционный суд РФ 7
1.2. Верховный суд РФ 9
1.3 Арбитражный суд РФ 10
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ 13
ГЛАВА 3. СИСТЕМА И СТРУКТУРА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

СУДЕБНАЯ СИСТЕМАdocx.docx

— 52.60 Кб (Скачать)

В Российской Федерации система судов общей  юрисдикции построена с учетом федеративного  устройства страны и административно-территориального деления.

Закон «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 года предусматривает в российской судебной системе три звена:

  • Верховный Суд РСФСР;
  • Верховные суды автономных республик, краевые, областные суды и равные им по компетенции суды автономных областей и округов. В это же звено входили Московский и Ленинградский городские суды, действовавшие на правах областных судов;
  • Районные (городские) народные суды.

С распадом СССР Россия стала самостоятельным  независимым государством, которая  могла теперь формировать свое федеративное устройство, исходя из внутренних обстоятельств, сложившихся внутрироссийских экономических, этнических, социальных и других связей. Конституция 1993 года, принятая путем  всенародного референдума, закрепила  состояние Российской Федерации  из 89 субъектов федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область и 10 автономных округов.

При закреплении в Конституции наличия  в России судебной власти (глава  VII) и построения ее на более демократических началах пришлось учитывать основное назначение судебной власти – защита прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих в Российской Федерации. Для этого следовало приблизить суды, реализующие в первую очередь функцию правосудия, к населению. Объявленное реформирование судебной системы среди других условий предусматривало увеличение число звеньев судебной системы.

В соответствии с законом «О судебной системе  Российской Федерации» система судов  общей юрисдикции состоит из шести  звеньев:

  • Верховный Суд РФ;
  • Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов;
  • районные суды;
  • военные суды;
  • специализированные федеральные суды;
  • мировые судьи.

В ныне действующей системе судов общей  юрисдикции Верховный Суд РФ с  нижестоящими судами связан только процессуально  правовыми отношениями. Вопросами  обеспечения деятельности судов  занимается Судебный департамент, созданный  на основе Федерального закона «О Судебном департамент при Верховном Суде Российской Федерации», вступивший в  силу 14 января 1998 года.

Полномочия  мировых судей определены Законом  РФ «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года.

Верховный Суд Российской Федерации согласно ст.126 Конституции РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции. В предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

Структура ныне действующего Верховного Суда: пленум, президиум, судебная коллегия по гражданским  делам, судебная коллегия по уголовным  делам, военная коллегия, кассационная палата.

Председатель  Верховного суда назначается на должность  Советом Федерации по представлению  Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии этого суда. Заместители председателя и другие судьи Верховного суда назначаются  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ, основанному  в свою очередь на представлении  председателя Верховного Суда и заключении квалификационной коллегии этого суда (ст.102,128 Конституции РФ и ст.13 ФКЗ  «О судебной системе РФ»).

Пленум  Верховного суда действует в составе  председателя, заместителей председателя и в него входят все судьи этого  суда. Задачей Пленума является обеспечение  единства судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства.

В состав Президиума Верховного Суда входят председатель, заместитель председателя и несколько  судей, а всего Президиум действует  в составе 13 судей.

Судебные  коллегии по гражданским и уголовным  делам, а также военная коллегия действуют в качестве суда первой и второй инстанции. Они вправе также  рассматривать дела, по которым конкретные судебные постановления вступили в  законную силу.

Осуществляя судебный надзор, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, военная коллегия и кассационная палата рассматривают дела в составе  трех судей.

Решения, принятые Верховным судом РФ по первой инстанции могут быть пересмотрены этим же судом в кассационном и  в надзорном порядке.

Ежегодно  в Верховном Суде РФ рассматривается  свыше 6 тысяч дел по первой инстанции  и в кассационном порядке, около 5 тысяч дел пересматриваются в  порядке надзора. Кроме того, в  Верховном Суде разрешается свыше 90 тысяч жалоб на вступившие в  законную силу приговоры и решения  судов Российской Федерации.

Статья 104 Конституции РФ наделила Верховный  Суд РФ правом законодательной инициативы. Вопрос о внесении в Государственную  Думу соответствующих законопроектов решается Пленумом Верховного Суда РФ. В настоящее время идет активная реализация судебной реформы, формируется  законодательная база, вносятся существенные изменения в законодательство, поэтому  Верховный Суд РФ широко пользуется правом законодательной инициативы. С момента принятия Конституции  РФ Верховный Суд РФ 16 раз использовал  свое право законодательной инициативы, которая была с предложениями  о рассмотрении законодательной  властью ряда проектов федеральных  законов («О судебном сообществе РФ», о  внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс РФ, ГК РФ, УК РСФСР, ГПК РСФСР, УПК РСФСР и ряд  других законов).

Описывая  судебную систему РФ, мы исследуем  ее по уровням, начав с Верховного Суда РФ, находящегося на высшей ступени  судебной иерархической лестницы.

Третий  уровень, находящийся ближе всех в системе судов общей юрисдикции к Верховному Суду РФ, занимают верховные  суды республик, краевые, областные  суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов.

Перечисленные суды обладают одинаковой компетенцией. В их ведении рассмотрение по первой инстанции наиболее сложных гражданских  и уголовных дел. Они выступают  в качестве второй инстанции при  проверке дел по кассационным жалобам  и кассационным протестам, поступившим  из районных судов. Надо полагать, коль скоро для решений мировых судей не предусмотрено кассационного обжалования, то проверка решений, выносимых апелляционной инстанцией будет производиться судами третьего уровня в качестве третьей инстанции. Пересмотр судебных решений указанными судами производится в кассационном и надзорном порядке.

Кассационный  пересмотр осуществляют судебные коллегии по гражданским и по уголовным  делам. Пересмотр дел в надзорном  порядке производится Президиумом. В состав Президиума входят председатель суда, заместители председателя и  ряд наиболее опытных судей. Президиум  имеет нечетное количество членов в  своем составе. В кассационном порядке  пересматриваются судебные решения, не вступившие в законную силу, в надзорном  порядке – вступившие в законную силу.

Вторым  звеном в системе судов общей  юрисдикции являются районные суды. До введения мировых судей они составляли первое и основное звено, поскольку  рассматривали основную массу гражданских, уголовных дел и административных материалов. В настоящее время  объем работы районных судов можно  определить через подсудность дел. Подсудность дел районным судам  можно определить, исключив дела подсудности  вышестоящим судам, а также мировым  судьям и военным судам. Появление  мировых судей и внесение изменений  и дополнений в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы  федеральными законами от 7 августа 2000 года произвели наделение районных судов полномочиями суда второй инстанции. К их компетенции отнесен пересмотр  судебных решений, принятых мировыми судьями, в апелляционном порядке.

Специфика апелляционного пересмотра состоит  в том, что, в отличие от пересмотра в кассационном и надзорном порядке  он представляет возможность нового рассмотрения дела с личной явкой  участников процесса, свидетелей, экспертов, проверкой различных доказательств  и вынесением нового решения. Согласно дополнениям в процессуальное законодательство районный суд, либо утверждает тот приговор (решение), который вынес мировой  судья, либо выносит новый.

В порядке  реализации Концепции судебной реформы  в декабре 1998 года принят закон «О мировых судьях в Российской Федерации».

Статья 1 указанного закона говорит, что мировые  судьи являются судьями общей  юрисдикции субъектов Российской Федерации  и входят в единую судебную систему  Российской Федерации.

К компетенции  районных судов относится также  рассмотрение жалоб на действия и  решения должностных лиц, нарушающих права граждан на стадии предварительного расследования преступлений.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность на судебных участках с численностью населения от 15 до 30 тысяч человек. Количество судебных участков и соответственно число мировых судей определяется по законодательной инициативе субъектов  РФ, согласованной с Верховным  Судом РФ и устанавливается федеральным  законом (ст.4).

Поскольку мировые судьи являются судьями  субъекта Федерации, порядок их назначения на должность отличается от порядка  назначения на должность федеральных  судей. Субъект Федерации в лице законодательного органа государственной  власти определяет порядок назначения на должность мировых судей путем  избрания представительным органом  или населением.

Статья 5 Закона объявляет требования, предъявляемые  к кандидату на должность мирового судьи: достижение 25 летнего возраста, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии  не менее 5 лет, несовершение порочащих  его поступков, сдача квалификационного  экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.

Назначается (избирается) мировой судья на срок, определенный субъектом федерации, но не более, чем на 5 лет. Повторно на ту же должность мировой судья  также может быть назначен на срок, хотя и установленный субъектом  федерации, но не менее, чем на 5 лет.

В компетенцию  мировых судей входит рассмотрение определенных категорий гражданских  дел, не отличающихся особой сложностью, уголовных дел, не влекущих применения суровых наказаний. Мировые судьи  будут рассматривать также все  дела об административных правонарушениях.

Дела, которые предстоит рассматривать  мировым судьям, несложны только с  точки зрения профессиональных судей  и квалифицированных юристов. Для  населения же и для каждого  конкретного гражданина все дела, разрешение которых входит в компетенцию  мировых судей, будут ощущаться  как важные, ибо за ними, кто бы из судей их не слушал, стоят человеческие трагедии, боль, утраты, изменения в  судьбе. Это подтверждает даже краткое  перечисление дел, отнесенных к компетенции  мировых судей.

Уголовные дела, рассматриваемые мировыми судьями, это дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено  максимальное наказание, не превышающее  двух лет лишения свободы: гражданские  дела, связанные с выдачей судебного  приказа, дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует  спор о детях; дела о разделе между  супругами совместно нажитого имущества; дела по имущественным спорам при  цене иска, не превышающем пятисот минимальных размеров оплаты труда и некоторые другие категории дел.

Уже названные категории дел свидетельствуют  о том, какую важную роль в жизни  общества будет играть мировой судья, поэтому он должен быть доступен и  понятен людям (миру), предполагается, что он будет доступным, поскольку  ближе из всех судов находится  к населению, чтобы скорее «гасить» конфликтную ситуацию, возникшую  между отдельными членами общества и «умиротворять»людей, способствуя  обретению или сохранению состояния  социальной стабильности праведным  решением (и поэтому судья –  мировой).

Делопроизводство  мирового судьи должно отличаться четкостью, простотой и понятностью для  любого гражданина.

Предполагается, что аппарат мирового судьи, обеспечивающий его работу, будет немногочисленным: помощник мирового судьи, как занимающий должность государственного служащего  категории «Б», должен иметь высшее юридическое образование, и секретарь  как служащий государственной категории  «В» должен иметь средне-специальное  образование.

Военные суды создаются с учетом структуры  Вооруженных Сил по территориальному принципу – по месту дислокации войск и флотов.

Как органы правосудия, военные суды выполняют  единые для всех судов общие задачи, которые в специфических условиях Вооруженных сил проявляются  как поддержание законности и  установленного порядка несения  воинской службы.

Военные суды под таким названием стали  действовать с 21 апреля 1992 года после  упразднения военных трибуналов, дислоцированных на территории РСФСР. Они включены в судебную систему  РФ. Новый закон «О военных судах  Российской Федерации» был принят 20 мая 1999 года Госдумой и 9 июня одобрен  Советом Федерации.

Военные суды не являются судами чрезвычайными, создание которых запрещено ч.3 ст.118 Конституции РФ.

Систему военных судов образуют: гарнизонные  военные суды, окружные (флотские) военные  суды и военная коллегия Верховного Суда РФ.

Всего в РФ имеется 9 окружных военных судов, 3 флотских военных суда и действующий  на правах Военного суда округа военный  суд Ракетных войск стратегического  назначения.

Военные суды рассматривают:

  • уголовные дела, в совершении которых обвиняются военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы;
  • дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы;
  • гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Информация о работе Судебная система РФ