Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:45, курсовая работа
Федеративное государство - это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание - политическое и правовое - весьма неоднородно. Сами федерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы.
Введение 3
Понятие правового статуса субъектов Российской Федерации 5
Особенности правового статуса отдельных видов субъектов 10
Полномочия субъектов Российской Федерации 17
3.1. Конституционные способы разграничения предметов ведения в Российской Федерации 17
3.2. Принципы и правовые формы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами 21
3.3. Предметы ведения субъектов РФ и гарантии их прав 25
Заключение 28
Список использованных источников 30
В отличие от договора соглашение предусматривает:
1)
передачу федеральными
2)
передачу органами
В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.
Соглашение
подписывается руководителем
3.3. Предметы ведения субъектов РФ и гарантии их прав
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Предметы ведения субъектов РФ - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ16.
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
К
предметам исключительного
Гарантии прав субъектов РФ предусмотрены в Конституции РФ и представляют собой государственно-правовые механизмы, обеспечивающие юридическую и фактическую самостоятельность субъекта РФ в составе Федерации. К числу важнейших гарантий относятся закрепленные в Конституции принципы равенства субъектов Федерации, их независимости и самостоятельности. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77). Гарантией прав субъектов Федерации служит наличие и способ формирования Совета Федерации - верхней палаты российского парламента. Конституция особо выделяет круг вопросов, по которым принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К числу гарантий прав субъектов Федерации относятся конституционные положения о целостности и неприкосновенности их территории. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).
Заключение
Конституционно-правовой
статус субъектов Федерации
Конституция Российской Федерации определяет субъекты федерации как самостоятельные публично-правовые образования. Вместе с тем, она также и устанавливает определенные ограничения. Это обусловлено необходимостью обеспечения целостности государства, единства органов государственной власти, верховенства Конституции РФ и федеральных законов.
Конституция исходит из принципа равенства правового статуса субъектов. Вместе с тем следует отметить, что статус субъектов федерации не одинаков в силу различий, присущих разным видам субъектов: республикам, областям, краям, автономным округам, автономной области, городам федерального значения.
Национально-
Одним
из элементов правового статуса
субъектов являются их полномочия.
Данное положение основано на принципах
независимости и
Вместе с тем, федеральное законодательство предоставляет возможность делегирования части полномочий другим субъектам, а также определяет способы и порядок разграничения полномочий между субъектами федерации и Россией.
Несмотря на стабильность принципов, закрепленных Конституцией РФ, представляется необходимым отметить, что статус субъектов изменяется. В настоящее время идет процесс объединения субъектов РФ, что предполагает многочисленные проблемы в сфере государственного строительства, так как укрепление автоматически не сделает субъекты Федерации стабильно развивающимся. Необходимо реальное стимулирование экономики. Но, не имея развитой законодательной базы субъектов РФ трудно говорить об успешном решении вопрос правосубъективности.
Список использованных источников: